Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 53.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.10.2013
Размер53.78 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Амурская основная общеобразовательная школа

Урок литературы в 8 классе

«Тема и идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

В чём загадка Мцыри?»

Учитель литературы

Маркова Светлана Михайловна

2011 г.

Урок литературы

Класс: 8.

Тема: «Тема и идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В чём загадка Мцыри?»

Цели: 1) Определить тему и идею поэмы; углубить представление учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в поэме.

2) развивать аналитические умения, навыки рассуждения на литературную тему.

3) воспитывать патриотические чувства, нравственные качества личности.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного

Методы и приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин с изображением Кавказа, презентация.

Технология проблемно-диалогического обучения.

Ход урока:

  1. Оргмомент

- Здравствуйте! Какой сегодня чудесный день! На улице господствует зимний морозец, но нам он не страшен. У нас в классе тепло и уютно. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

  1. Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока

- А теперь на ноте хорошего настроения, я хочу задать вам один важный вопрос: можете ли вы сказать, что вы счастливый человек? Что для вас значит быть счастливым?

- Сегодня на уроке продолжим разговор о поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Попытаемся через содержание поэмы, характер главного героя определить тему и идею произведения.

Слайд 1

- Итак, мы сможем установить, в чём загадка Мцыри. Что значит счастье для героя поэмы и её создателя?

Слайд 2 (запись темы урока в тетрадь).

  1. Актуализация знаний. Проверка д/з

- Для начала давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Дома вы должны были сделать конспект статьи учебника «Начальное представление о романтизме» и доказать, что «Мцыри» романтическая поэма. Давайте выделим признаки романтизма и подтвердим их содержанием поэмы.

Аналитическая беседа:

- Назовите первый признак романтического произведения.

- Против чего бунтует Мцыри?

- Назовите второй признак романтического произведения.

- Где происходят события поэмы?

- Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (гл.6, стр.236). Какую картину вы представляете?

- Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа.

Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична.

- Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Ведь действия поэмы тоже происходят на Кавказе? (Слайд 3).

- Вспомните, что связывало М.Ю. Лермонтова с Кавказом.

- Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Найдите строчки о девушке, которая понравилась Мцыри. (гл. 13, стр. 242). (Слайд 4).

Красива и стройна девушка-грузинка, описанная в поэме. И встреча эта была для Мцыри мечтой.

- Какой следующий признак романтического произведения?

Приведите примеры из произведений, подтверждающие это.

Вывод.

-Удалось ли доказать, что «Мцыри» романтическая поэма? Мы отметили главное:

1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж.

  1. Первичное усвоение знаний. Решение проблемного вопроса

- А теперь давайте вернёмся к нашему главному вопросу урока. В чём загадка «Мцыри»?

Давайте исследуем образ главного героя поэмы, его характер.

Мцыри – в переводе с грузинского, юноша, живущий в монастыре, но ещё не ставший монахом. (Слайд 5).

- Почему же он бежит из монастыря?

- Какие качества проявляются в его поступке?

- Расскажите, что вспоминает герой о своём родном доме. Почему он так стремится на родину? Прочитайте отрывок, воспоминания Мцыри о своём родном ауле. (гл. 7, стр 237).

- Какие нравственные качества проявлены героем в этом эпизоде? (любовь к своей родной семье, нежность при воспоминании о сёстрах, уважение к отце, любовь к родному краю, к истории своего народа).

- А теперь давайте вспомним встречу с барсом. Какие качества проявил Мцыри в поединке с ним? Прочитайте выразительно отрывок. (Слайд 6).

- Какое благородное качество проявил при схватке с барсом Мцыри?

Это уважение к сопернику-врагу. Ещё раз найдите эти строчки в поэме. (Слайд 7).

Поэт постоянно подчёркивает, что герой чужой среди людей, по крайне мере среди тех, с кем вынужден жить. Но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Пробуждав три дня на свободе, Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом.

- Почему гибнет Мцыри?

В чём заключается счастье Мцыри? В чём смысл его жизни?

Смысл жизни:

У монахов У Мцыри (сравнение) Слайд 8.

- Жалеет ли Мцыри о проведённых трёх днях на свободе?

- найдите подтверждение в тексте. (гл. 3).

- Какова же основная проблема поэмы? (проблема свободы).

Такая же пламенная страсть к свободе, борьбе жила в душе каждого честного свободолюбивого человека в царской России.

Мысли, настроения, мечты Мцыри - это мысли, настроения, мечты всех передовых честных людей того времени. Поэтому так зачитывались они этой поэмой, так волновала она их.

Поэма «Мцыри», прежде чем была написана годы жила в душе поэта. В неё вложил он самые заветные свои чувства, много раз пережитые, самые яркие свои мысли.

- Почему образ Мцыри так близок Лермонтову?

В чём схожесть судьбы Мцыри и Лермонтова?

- О чём же эта поэма?

Запись в тетрадях:

Тема поэмы «Мцыри» - бегство из неволи.

- Какова идея поэмы? Что прославляет автор?

Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.

  1. Подведение итогов

Итак, давайте подведём итоги и ответим на вопрос:

Что же содержит для Мцыри слово счастье, а для Лермонтова? Изменилось ли у вас отношение к слову счастье?

Мы с вами более счастливые люди, чем Мцыри. Мы живём на родной земле, среди родных людей. Что значит для вас слово Родина? Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они учились понимать жизнь. Это могучая сила памяти! Он влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое, делает его счастливым. Или несчастным, если человек потерял Родину. Мцыри пример этому. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…» - писал Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это мая Родина, моя Россия!». Родина – это наше счастье. Что мы можем сделать, чтобы сохранить его? (Слайд 9). Мир на земле, гармония и красота.


  1. Рефлексия

- Подумайте и ответьте на вопрос «Кем стал для меня Мцыри… (Слайд 10).

  1. Д/з

Творческое задание: напишите сочинение-миниатюру «Читая поэму «Мцыри» Лермонтова»,… (ваши мысли, ассоциации, желания).

Выставление оценок.

Приложение 1.

Карточка заданий для подготовки к уроку:

  1. Доказать, что «Мцыри» романтическая поэма.

  2. В чём смысл жизни Мцыри? (найти подтверждения в тексте).

  3. Выразительное чтение отрывков

  4. Гл.8, гл.13, гл. 7, гл. 17, гл.3

Отрывок наизусть.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск