Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Амурская основная общеобразовательная школа
Урок литературы в 8 классе
«Тема и идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
В чём загадка Мцыри?»
Учитель литературы
Маркова Светлана Михайловна
2011 г.
Урок литературы
Класс: 8.
Тема: «Тема и идея поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». В чём загадка Мцыри?»
Цели: 1) Определить тему и идею поэмы; углубить представление учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в поэме.
2) развивать аналитические умения, навыки рассуждения на литературную тему.
3) воспитывать патриотические чувства, нравственные качества личности.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного
Методы и приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства работы: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин с изображением Кавказа, презентация.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Ход урока:
Оргмомент
| - Здравствуйте! Какой сегодня чудесный день! На улице господствует зимний морозец, но нам он не страшен. У нас в классе тепло и уютно. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.
| Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока
| - А теперь на ноте хорошего настроения, я хочу задать вам один важный вопрос: можете ли вы сказать, что вы счастливый человек? Что для вас значит быть счастливым?
- Сегодня на уроке продолжим разговор о поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Попытаемся через содержание поэмы, характер главного героя определить тему и идею произведения.
Слайд 1
- Итак, мы сможем установить, в чём загадка Мцыри. Что значит счастье для героя поэмы и её создателя?
Слайд 2 (запись темы урока в тетрадь).
| Актуализация знаний. Проверка д/з
| - Для начала давайте обратимся к вашему домашнему заданию. Дома вы должны были сделать конспект статьи учебника «Начальное представление о романтизме» и доказать, что «Мцыри» романтическая поэма. Давайте выделим признаки романтизма и подтвердим их содержанием поэмы.
Аналитическая беседа:
- Назовите первый признак романтического произведения.
- Против чего бунтует Мцыри?
- Назовите второй признак романтического произведения.
- Где происходят события поэмы?
- Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж (гл.6, стр.236). Какую картину вы представляете?
- Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа.
Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична.
- Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Ведь действия поэмы тоже происходят на Кавказе? (Слайд 3).
- Вспомните, что связывало М.Ю. Лермонтова с Кавказом.
- Одним из признаков романтического произведения является романтическая любовь героев, сильные чувства. Где в поэме прослеживается это чувство, к кому? Найдите строчки о девушке, которая понравилась Мцыри. (гл. 13, стр. 242). (Слайд 4).
Красива и стройна девушка-грузинка, описанная в поэме. И встреча эта была для Мцыри мечтой.
- Какой следующий признак романтического произведения?
Приведите примеры из произведений, подтверждающие это.
Вывод.
-Удалось ли доказать, что «Мцыри» романтическая поэма? Мы отметили главное:
1) романтический герой; 2) романтический сюжет; 3) романтический пейзаж.
| Первичное усвоение знаний. Решение проблемного вопроса
| - А теперь давайте вернёмся к нашему главному вопросу урока. В чём загадка «Мцыри»?
Давайте исследуем образ главного героя поэмы, его характер.
Мцыри – в переводе с грузинского, юноша, живущий в монастыре, но ещё не ставший монахом. (Слайд 5).
- Почему же он бежит из монастыря?
- Какие качества проявляются в его поступке?
- Расскажите, что вспоминает герой о своём родном доме. Почему он так стремится на родину? Прочитайте отрывок, воспоминания Мцыри о своём родном ауле. (гл. 7, стр 237).
- Какие нравственные качества проявлены героем в этом эпизоде? (любовь к своей родной семье, нежность при воспоминании о сёстрах, уважение к отце, любовь к родному краю, к истории своего народа).
- А теперь давайте вспомним встречу с барсом. Какие качества проявил Мцыри в поединке с ним? Прочитайте выразительно отрывок. (Слайд 6).
- Какое благородное качество проявил при схватке с барсом Мцыри?
Это уважение к сопернику-врагу. Ещё раз найдите эти строчки в поэме. (Слайд 7).
Поэт постоянно подчёркивает, что герой чужой среди людей, по крайне мере среди тех, с кем вынужден жить. Но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Пробуждав три дня на свободе, Мцыри погибает не только от смертельных ран после схватки с барсом.
- Почему гибнет Мцыри?
В чём заключается счастье Мцыри? В чём смысл его жизни?
Смысл жизни:
У монахов У Мцыри (сравнение) Слайд 8.
- Жалеет ли Мцыри о проведённых трёх днях на свободе?
- найдите подтверждение в тексте. (гл. 3).
- Какова же основная проблема поэмы? (проблема свободы).
Такая же пламенная страсть к свободе, борьбе жила в душе каждого честного свободолюбивого человека в царской России.
Мысли, настроения, мечты Мцыри - это мысли, настроения, мечты всех передовых честных людей того времени. Поэтому так зачитывались они этой поэмой, так волновала она их.
Поэма «Мцыри», прежде чем была написана годы жила в душе поэта. В неё вложил он самые заветные свои чувства, много раз пережитые, самые яркие свои мысли.
- Почему образ Мцыри так близок Лермонтову?
В чём схожесть судьбы Мцыри и Лермонтова?
- О чём же эта поэма?
Запись в тетрадях:
Тема поэмы «Мцыри» - бегство из неволи.
- Какова идея поэмы? Что прославляет автор?
Поэма прославляет верность Родине, борьбу сильной личности за свободу даже в трагических условиях поражения.
| Подведение итогов
| Итак, давайте подведём итоги и ответим на вопрос:
Что же содержит для Мцыри слово счастье, а для Лермонтова? Изменилось ли у вас отношение к слову счастье?
Мы с вами более счастливые люди, чем Мцыри. Мы живём на родной земле, среди родных людей. Что значит для вас слово Родина? Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они учились понимать жизнь. Это могучая сила памяти! Он влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое, делает его счастливым. Или несчастным, если человек потерял Родину. Мцыри пример этому. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…» - писал Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это мая Родина, моя Россия!». Родина – это наше счастье. Что мы можем сделать, чтобы сохранить его? (Слайд 9). Мир на земле, гармония и красота.
| Рефлексия
| - Подумайте и ответьте на вопрос «Кем стал для меня Мцыри… (Слайд 10).
| Д/з
| Творческое задание: напишите сочинение-миниатюру «Читая поэму «Мцыри» Лермонтова»,… (ваши мысли, ассоциации, желания).
Выставление оценок.
| Приложение 1.
Карточка заданий для подготовки к уроку:
Доказать, что «Мцыри» романтическая поэма.
В чём смысл жизни Мцыри? (найти подтверждения в тексте).
Выразительное чтение отрывков
Гл.8, гл.13, гл. 7, гл. 17, гл.3
Отрывок наизусть. |