10 класс-102 часа
|
№ урока
| Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся
| Тема урока. Основное содержание
| Дата проведения
|
|
| I полугодие
|
|
1-2
| Лекция. Тестирование
| Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся
|
|
3
| Лекция
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии
|
|
4
| Беседа
| Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление
|
|
5
| Практикум
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
|
|
6
| Практикум
| Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти»
|
|
7-8
| Практикум
| Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «…Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». Домашнее сочинение по лирике Пушкина
|
|
9
| Лекция. Беседа
| Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»
|
|
10-11
| Беседа
| Образ Петра I как царя преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России
|
|
12-13
| Письменная работа
| Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина
|
|
14
| Лекция. Беседа
| М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм в творчестве поэта
|
|
15
| Беседа. Практикум
| Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва»
|
|
16-17
| Практикум
| Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»
|
|
18-19
| Беседа. Практикум
| Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…»как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»
|
|
20-21
| Уроки внеклассного чтения
| Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова
|
|
22-23
| Уроки контроля
| Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова
|
|
24-25
| Лекция. Беседа
| Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодрамотическое начала в сборнике «Миргород»
|
|
26
| Семинар
| «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
|
|
27
| Практикум
| Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
|
|
28
| Беседа
| Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»
|
|
29
| Урок внеклассного чтения
| Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборники «Петербургские повести»
|
|
30-31
| Письменная работа
| Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
|
|
32
| Лекция
| Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы
|
|
33
| Лекция. Беседа
| И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история»-«Обломов»-«Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика
|
|
34
| Беседа
| Обломов-«коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову
|
|
35
| Беседа
| «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе
|
|
36
| Семинар
| «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике
|
|
37
| Лекция. Беседа
| А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»
|
|
38-39
| Беседа. Практикум
| Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия
|
|
40
| Беседа
| Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»
|
|
41
| Практикум
| Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы
|
|
42
| Беседа
| Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»
|
|
43
| Лекция
| И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе
|
|
44
| Беседа
| И.С.Тургенев -создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»
|
|
45
| Беседа
| Базаров-герой своего времени. Духовный конфликт героя
|
|
46
| Беседа
| «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»
|
|
47
| Беседа
| Любовь в романе «Отцы и дети»
|
|
48-49
| Лекция. Практикум
| Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению
|
|
50
| Урок контроля
| Зачетная работа за первое полугодие
|
|
|
| II полугодие
|
|
51-52
| Лекция. Беседа
| Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Не то, что мните вы, природа…»
|
|
53
| Беседа. Практикум
| Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…»
|
|
54
| Практикум
| Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «Поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…»
|
|
55
| Лекция. Беседа
| А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта…» и др.
|
|
56
| Беседа
| Любовная лирика А.А.Фета. «Шепот, робкое дыхание…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
|
|
57
| Урок внеклассного чтения
| А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения»
|
|
58
| Лекция. Беседа
| Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной…» и др.
|
|
59
| Практикум
| Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…» и др.
|
|
60
| Практикум
| Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Музе», «О Муза!» и др.
|
|
61
| Беседа
| Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Тройка» и др.
|
|
62
| Лекция. Беседа
| «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»
|
|
63
| Практикум
| Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства
|
|
64
| Беседа
| Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
|
|
65
| Практикум
| Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова
|
|
66
| Лекция. Беседа
| М.Е.Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
|
|
67-68
| Уроки внеклассного чтения
| Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников
|
|
69
| Лекция. Беседа
| Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
|
|
70
| Урок внеклассного чтения
| Народ и война в «Севастопольских рассказах Л.Н.Толстого
|
|
71
| Лекция. Беседа
| История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе
|
|
72-73
| Беседа
| Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
|
|
74
| Практикум
| Женские образы в романе «Война и мир»
|
|
75
| Беседа
| Семья Ростовых и семья Болконских
|
|
76-77
| Беседа
| Тема народа в романе «Война и мир»
|
|
78
| Практикум
| Кутузов и Наполеон
|
|
79-80
| Семинар
| Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению
|
|
81
| Практикум
| Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению
|
|
82
| Лекция. Беседа
| Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды
|
|
83
| Семинар
| Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского
|
|
84-85
| Беседа. Семинар
| История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя
|
|
86
| Семинар
| Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта
|
|
87
| Беседа
| «Двойники» Раскольникова
|
|
88
| Беседа
| Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Домашнее сочинение
|
|
89
| Лекция. Практикум
| Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник» Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании
|
|
90
| Беседа
| Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа
|
|
91
| Урок внеклассного чтения
| Катерина Кабанова и Катерина Измайлова
|
|
92
| Лекция. Беседа
| А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»
|
|
93
| Практикум
| Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой» и др.
|
|
94
| Практикум
| Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
|
|
95
| Практикум
| Особенности драматургии А.П. Чехова
|
|
96
| Практикум
| «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда
|
|
97
| Беседа. Практикум
| Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля
|
|
98
| Урок контроля
| Зачетная работа за второе полугодие
|
|
99
| Урок внеклассного чтения
| К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности
|
|
100-101
| Уроки внеклассного чтения
| «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье». Г.Ибсен «Кукольный дом». А.Рембо «Пьяный корабль»
|
|
102
| Беседа
| Итоговый урок. Нравственный уроки русской литературы XIXвека.
|
|