Скачать 60.04 Kb.
|
Тема урока: Музыкальность лирики Фета Цель урока: показать роль А.А.Фета в развитии русской поэзии; совершенствование умений и навыков анализа стихотворения; развитие коммуникативной активности учащихся; увлечь учащихся жизнью и творчеством поэта; воспитать интерес к поэзии, музыке. Материал и оборудование: 1. А.А.Фет. Стихи. 2. Журнал «Литература в школе» 3. Журнал «Магариф» 2002 г №7. 4. Романсы на слова А.А.Фета. Ход урока.
Варианты учащихся: «Туда, где ей веселей». «Скорее, скорее, скорей». «Туда, гле всего ей милей». «Клином родных журавлей». Сейчас я вам прочту полный вариант стихотворения. Из дебрей туманы несмело Родное закрыли село; Но солнышком вешним согрело И ветром их вдаль разнесло. Знать, долго скитаться наскуча Над ширью земель и морей, На родину тянется туча. Чтоб только поплакать над ней. Учитель: Каков смысл стихотворения? Ученик: Тоска по родине. Ученик: Туча хочет вернуться в родные места, потому что дома всегда лучше. Учитель: Как вы понимаете эту последнюю строчку Фета? Ученик : Туча хочет умереть на Родине. Люди, которые на чужбине живут, тоже мечтают умереть на Родине. И туча, наверное, этого хочет. Грустное стих-е. Учитель: Автором этого стихотворения является поэт А.А.Фет. Вторым домашним заданием вам было вспомнить ранее изученные стихи этого поэта. Чтение стихотворений по памяти. «Я пришёл к тебе с приветом» (Герой стих-я радуется новому весеннему дню). « Уж верба вся пушистая» Учитель: Чем вам близки эти стихотворения? Ученик: Нам кажется, что Фет описал нашу природу, наши деревья, наши поля. Учитель: А кто выучил новое стихотворение? Чтение стихотворения «Ещё вчера, на солнце млея…» Учитель: Познакомимся с автором поближе. (Ученик кратко рассказывает биографию А.Фета). На смерть Шеншина-Фета его современник А.М.Жемчужников написал небольшое стихотворение, в котором заключены вся его жизнь и творчество. Он в мире грёзы и мечты, И пусть он в старческие лета Любя игру лучей и тени, Менял капризно имена Подметил беглые черты, То публициста, то поэта - Неуловимых ощущений, Искупят прозу Шеншина Невоплотимой красоты. Стихи пленительные Фета. Учитель: Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Сегодня перед нами стоит задача рассмотреть особенности лирики А.Фета, выявить выразительные средства, приёмы, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта. Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. Фет считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека и когда «слово немеет», на помощь приходит звук, музыка. Поделись живыми снами, Что не выскажешь словами Говори души моей; Звуком на душу навей,- писал поэт. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету, Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой. Например, «Шопену», «Чайковскому», «Романс», «Сияла ночь…» В творчестве поэта прослеживаются 3 темы: природа,искусство, любовь, Тематика любви представлена стихотворением «На заре ты её не буди». Оно написано в 1842 году. Анализ стихотворения «На заре ты её не буди…»
Пышет – Ланиты – Ввечеру –
Ночь, луна, соловей - это традиционные символы любви.
Выполнение тестовых заданий. Эпитеты: подушка горяча, утомительный сон, горяч сон, на юной груди… Сравнение: косы лентой. Метафоры: сладко спит, утро горит. Олицетворения: утро дышит у ней на груди, ярко пышит на ямках ланит, бегут на плечах косы, играла луна, свистал соловей.
По-моему, иллюстрация очень удачная.
Романс – ( от франц. Роман - романский) небольшое лирическое стихотворение песенного типа, преимущественно на тему о любви. (Записывают в словарики)
Помогают музыкальности и чисто технические приёмы. Как песня, стих-е делится именно на четверостишия. Как припевы в песне, в стих-ии повторяются отдельные строки, отдельные слова (больней и больней, не буди - не буди, долго-долго), и наиболее звучные, напевные согласные Ч,З. Физкультпауза Ответы А.А.Фета на вопросы «Альбома признаний» дочери Л.Н.Толстого Татьяны Львовны. (Фет долго дружил с семьёй Л.Н.Толстого.) Анализ стихотворения «Сияла ночь…»1. Фет - основоположник космической темы в русской поэзии. Он много писал о звёздах, о таинственной связи между ним и звёздами в «ночной» тематике. В противоположность Тютчеву, он не ужасается ночи, а любит её. Его ночь не тёмная, а благодаря луне и звёздам она может быть светлой и даже сияющей. 2. История создания стихотворения «Сияла ночь…» (Из журнала «ЛШ» статья «Целый мир от красоты») 3. Словарная работа. Изнемогать - слабеть Мирская - житейскаяВеровать –
|