Скачать 52.69 Kb.
|
План – конспект урока литературы в 10 классе. Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк» Цели: 1.методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова 2. развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера 3. Нравственное и духовное воспитание. Оборудование: компьютер, проектор, презентация с видеофрагментами. Ход урока: 1.Орг. момент. Проверка домашнего задания: - В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и поэзии?» 2. Постановка темы и целей урока. (Слайд 1). Слово учителя: –Прежде чем обратиться к чтению и анализу данных стихотворений, давайте определим значение слова пророк. Итак, пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок. (Слайд 2) И Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич дали такое название своему стихотворению. Но образ пророка у них разный. Проследим, в чем сходство и различия двух пророков? (Слайд3) 3. Работа над стихотворением Пушкина. А) «Пророк» написан в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем. В основе стихотворения библейский сюжет из «Книги пророка Исайи», А. Пушкин почти текстуально следует за теми главами , где Исайя рассказывает , как обыкновенный человек превращается в пророка. Готовность к жертве служит поэту примером. (Слайд 4) Б). Прослушивание стихотворения в исполнении И. Смоктуновского. (Слайд5) В). Беседа: - Какие архаизмы и церковнославянизмы использует автор и для чего? (зеницы, перста, уста, десница, глас, виждь, внемли, глаголом. Их использование придает торжественность высказыванию) -Почему герой оказывается в пустыне, что она символизирует?(Лирический герой «духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» , таким образом, пустыня – это символ бездуховности общества, в котором прозябает поэт) - Как изменяется мироощущение человека?(Появляется шестикрылый Серафим, и свершается превращение. Изменяется восприятие мира пророком, причём во всех проявлениях, и мир наполняется сиянием и звучанием, которые ранее были недоступны. Язык, «празднословный и лукавый», заменён «жалом мудрыя змеи». Даже трепетного человеческого сердца не остаётся у пророка: …угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул… -Каков образ поэта –пророка, его предназначение в жизни? ( он надел сверхъестественным даром, его миссия «глаголом жечь сердца людей») 4. Работа над стихотворением Лермонтова. А). Слово учителя: Лермонтов написал свое стихотворение в 1841 году. В основе также лежит библейский сюжет.(Слайд 6) Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Поэт выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Уже самим названием и начальными строками подсказывает читателю, что является фактическим продолжением «Пророка» пушкинского. С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка… Лермонтов как бы перешагивает точку, которую поставил в конце своего стихотворения Пушкин, и задается вопросом: а что же дальше? А дальше – непонимание, неприятие пророка людьми, издевательства и насмешки. Дальше – каменья и язвительная речь старцев, поучающих детей. Послушаем… Б).Звучит стихотворение. Фрагмент из фильма «Лермонтов» (Слайд 7) В).Беседа: - Каков язык стихотворения? ( Современный язык лишает торжественности) - Каким мы видим образ поэта –пророка? ( Пророка видят со стороны, дается его портрет, который вызывает сочувствие « угрюм, худ, бледен,.. наг и беден») - Как общество относится к нему? (« В меня все ближние мои… Бросали бешено каменья.», «…презирают все его») - Где находит душевное спокойствие поэт? ( В пустыне – символ одиночества, только природа откликается на зов поэта , «тварь покорна там земная, и звезды слушают меня») 5. Сравнительный анализ двух стихотворений.
Вывод: (Слайд 9) Пророк Пушкина – это сильная личность, во рту вместо языка «жало мудрыя змеи», а в груди вместо сердца – «угль, пылающий огнем». К нему взывает Божий глас и велит, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Пророк Лермонтова совершенно иного рода. Это жалкий нищий, его презирают и забрасывают камнями. Он «худ и бледен», «наг и беден». 6. Составление таблицы (Слайды 10)
7. Подведение итогов урока: перечитываем записи в тетради, письменно оформляем вывод . Домашнее задание: (Слайд 11) Ответить на вопрос: «В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и его поэзии?», использую стихотворение «Пророк» Используемые материалы:
|