Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 52.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации10.11.2013
Размер52.69 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
План – конспект урока литературы в 10 классе.

Тема: Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк»

Цели: 1.методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова

2. развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, высказываться на литературную тему, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера

3. Нравственное и духовное воспитание.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с видеофрагментами.

Ход урока:

1.Орг. момент.

Проверка домашнего задания:

- В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и поэзии?»

2. Постановка темы и целей урока. (Слайд 1).

Слово учителя:

–Прежде чем обратиться к чтению и анализу данных стихотворений, давайте определим значение слова пророк. Итак, пророк – это человек, наделенный сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, явления и предостерегать людей от ошибок. (Слайд 2)

И Александр Сергеевич и Михаил Юрьевич дали такое название своему стихотворению. Но образ пророка у них разный. Проследим, в чем сходство и различия двух пророков? (Слайд3)

3. Работа над стихотворением Пушкина.

А) «Пророк» написан в 1826 году по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный Пушкин ехал для встречи с царем. В основе стихотворения библейский сюжет из «Книги пророка Исайи», А. Пушкин почти текстуально следует за теми главами , где Исайя рассказывает , как обыкновенный человек превращается в пророка. Готовность к жертве служит поэту примером. (Слайд 4)

Б). Прослушивание стихотворения в исполнении И. Смоктуновского. (Слайд5)

В). Беседа:

- Какие архаизмы и церковнославянизмы использует автор и для чего? (зеницы, перста, уста, десница, глас, виждь, внемли, глаголом. Их использование придает торжественность высказыванию)

-Почему герой оказывается в пустыне, что она символизирует?(Лирический герой «духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» , таким образом, пустыня – это символ бездуховности общества, в котором прозябает поэт)

- Как изменяется мироощущение человека?(Появляется шестикрылый Серафим, и свершается превращение. Изменяется восприятие мира пророком, причём во всех проявлениях, и мир наполняется сиянием и звучанием, которые ранее были недоступны. Язык, «празднословный и лукавый», заменён «жалом мудрыя змеи». Даже трепетного человеческого сердца не остаётся у пророка: …угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул…

-Каков образ поэта –пророка, его предназначение в жизни? ( он надел сверхъестественным даром, его миссия «глаголом жечь сердца людей»)

4. Работа над стихотворением Лермонтова.

А). Слово учителя: Лермонтов написал свое стихотворение в 1841 году. В основе также лежит библейский сюжет.(Слайд 6) Лермонтов обратился к "Книге пророка Иеремии" и к "Плачу Иеремии". Поэт выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить. Уже самим названием и начальными строками подсказывает читателю, что является фактическим продолжением «Пророка» пушкинского. С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка…

Лермонтов как бы перешагивает точку, которую поставил в конце своего стихотворения Пушкин, и задается вопросом: а что же дальше? А дальше – непонимание, неприятие пророка людьми, издевательства и насмешки. Дальше – каменья и язвительная речь старцев, поучающих детей. Послушаем…

Б).Звучит стихотворение. Фрагмент из фильма «Лермонтов» (Слайд 7)

В).Беседа:

- Каков язык стихотворения? ( Современный язык лишает торжественности)

- Каким мы видим образ поэта –пророка? ( Пророка видят со стороны, дается его портрет, который вызывает сочувствие « угрюм, худ, бледен,.. наг и беден»)

- Как общество относится к нему? (« В меня все ближние мои… Бросали бешено каменья.», «…презирают все его»)

- Где находит душевное спокойствие поэт? ( В пустыне – символ одиночества, только природа откликается на зов поэта , «тварь покорна там земная, и звезды слушают меня»)

5. Сравнительный анализ двух стихотворений.

  • Вопросы: ( Слайд 8)

  • Что объединяет эти стихотворения? (одно название, тема поэта и поэзии, библейские источники, образ пустыни)

  • Сравните лексический строй:

  • В каком стихотворении больше церковнославянизмов, архаизмов и почему?( В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском- церковно-славянская лексика уступает место современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.)

  • Какими мы видим образы поэтов-пророков?( Пушкинский прок преображается духовно. У Лермонтова есть портрет пророка. Пушкинский- торжественен. Лермонтовский – суров.)

  • Что открылось поэту –пророку?(Гармония мира открылась лирическому герою Пушкина, у другого автора – « страницы злобы и порока.»)

  • Почему они оказались в пустыне? (пустыня- это противостояние поэта и общества – извечный конфликт)

  • Что символизирует образ пустыни?( У Пушкина- бездуховность, у Лермонтова- одиночество)

  • Какие отличия стихотворений вы можете назвать?

Вывод: (Слайд 9) Пророк Пушкина – это сильная личность, во рту вместо языка «жало мудрыя змеи», а в груди вместо сердца – «угль, пылающий огнем». К нему взывает Божий глас и велит, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей». Пророк Лермонтова совершенно иного рода. Это жалкий нищий, его презирают и забрасывают камнями. Он «худ и бледен», «наг и беден».

6. Составление таблицы (Слайды 10)

Сходства в стихотворениях:

1. Тема поэта и поэзии.

2. Образ поэта, наделенного сверхъестественным даром

3.Основа : библейские источники.

4. Образ пустыни.

Различия:

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

1 Становление пророка

Жизнь поэта, ставшего пророком

2. Архаичная лексика придает торжественный тон

Современный язык лишает торжественности

3. Пророк преображается духовно

Портрет пророка, его видят со стороны

4.Пророк торжественен, увидел гармонию мира

Пророк суров, видит «страницы злобы и обмана»

5.Образ пустыни- символ бездуховности

Символ одиночества

7. Подведение итогов урока: перечитываем записи в тетради, письменно оформляем вывод .

Домашнее задание: (Слайд 11) Ответить на вопрос: «В чем выражается близость во взглядах Пушкина и Лермонтова на роль поэта и его поэзии?», использую стихотворение «Пророк»

Используемые материалы:

  1. http://youtu.be/FW16uvmQ9_E

  2. http://youtu.be/UF_tP4MgeYM

  3. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. «Поурочные разработки по литературе.10 класс.» Москва, «ВАКО» 2011г.

  4. http://www.hrono.ru

  5. http://www.russdom.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск