МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 пос. Биракан»
Учитель – дублёр Красиков В.
Учитель Брылёва Г. И.
Тема:М. М. Зощенко «Золотые слова». (2 часа)
Класс: 3 УМК:«Гармония».
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель:развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко;создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.
Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, эвристический.
Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.
Оборудование: тесты, дидактический материал для чтения, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, читательские альбомы, учебник Ход урока:
Организационный момент.
(Цель – проверить готовность учащихся к уроку, нацелить на плодотворную работу, положительный настрой, активизацию внимания.)
Учитель:
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
Пробуждение интереса к пробуждаемой теме.
(Цель – активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, формирование мотивации на учебную деятельность, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.)
На доске записаны два слова: Этика, этикет.
Учитель: Что общего у этих слов?
Учащиеся: Это однокоренные слова.
Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам?
/Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов./
Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля. Давайте сверим наши предположения.
/Ученик находит слова и читает объяснение./
Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
Учитель:Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?
Учащиеся:Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек. Слайд № 1
Учитель:Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
/На экране появляется портрет писателя./
Учитель: Знаете ли вы, этого человека? Слайд №2
Учащиеся: М. М. Зощенко.
Учитель: Что вы о нём знаете?
/Учащиеся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет./
Ученик: (Трухачёва Настя)
Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.
Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе.Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Учитель:Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. Учитель:Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? Слайд № 3
/Если учащиеся знают, то говорят, если не читают информацию на слайде. Учащиеся:Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью. Учитель: Какие произведения М. Зощенко вы читали?
Учитель:На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов.
/Учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов./
Учитель:Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». Слайд № 4
Учитель:Сформулируйте тему нашего урока? Слайд № 5
Учащиеся:Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.
Ознакомление с новым материалом
Учитель: Как мы уже говорили, М. Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия рассказа? Почему так думаете?
Учащиеся: Слово «золотые» употреблено в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.
Учитель:Какие слова могут считаться «золотыми»?
Учащиеся:Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.
Учитель:Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
Учащиеся:У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться.
Учитель:Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда.Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»?
простите здравствуйтездравствуйтездравствуйте извините До свидания спасибо
Спокойной ночи Доброе утро благодарю пожалуйста Доброй ночи
Учитель:Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.
Учитель:Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.
Словарная работа.
/На доске карточки - слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда.И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.)
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно –излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
(В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….)
Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
/У детей на партах лежат задания «Найди соответствие», ребята работают в парах. Проверяем. Слайд № 5
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
Слушание текста в аудио записи. Учащиеся следят за чтением по тексту учебника.
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.
1 остановка.(1 часть заканчивается предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
Учитель: От чьего имени ведётся рассказ?
Учащиеся:Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.
Учитель:Почему дети любили ужинать со взрослыми? Найдите и прочитайте об этом.
Свои ответы дети подтверждают словами из текста.
Учитель:Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
Учитель:Как наказал отец Миньку и Лёлю?
Учитель:Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
Учитель:Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? Учитель:Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.
/Работа в группах по 2 человека. Дети советуются и дают объяснение./
Учащиеся:
Тараторила без конца –говорила очень быстро без остановки.
Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.
Желала загладить происшествие - исправить положение. Слайд № 6
Физкультминутка
Учитель:Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны.
Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста».
Упражнения
1.И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 – одновременные круговые движения руками назад; 4 – и.п.
2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 – поворот налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же направо.
3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 – медленно присесть; 4 – вернуться в и.п.
Методические указания
Направлено на формирование правильной осанки. Дыхание равномерное, круговые движения выполнять с полной амплитудой.
Выполнять повороты, спину держать прямо.
Имитирует «пружинку», сохранять равновесие.
Продолжение чтения произведения
2 остановка.(2 часть заканчивается предложением:«…А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
Учитель:Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
Учитель:Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
Учитель:Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
Учитель:Как изменилось поведение Лёли и Миньки?
Учитель:Почему это произошло?
Учитель:Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение рассказа до конца.
Учитель:Почему папа назвал их поведение глупым?
Учащиеся:Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.
1. Найди соответствие, соотнеси правую и левую части высказываний. Слайд № 7
2.На доске дается план в деформированном виде. Задание:восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание
Слайд № 8
Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе.
Слайд № 9, 10.
4.Найди в тексте описание к этой иллюстрации. Слайд № 11
Подведение итогов урока.
1. Беседа о смысле выражения «золотые слова».
Учитель:Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?
Учащиеся:Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд(152 стр.).
Учитель:Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».
Учитель:Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа?
Учитель:В чем она заключается?
Учащиеся:Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.
2.Прием «Эссе»
Предварительный этап:
- работа в черновиках;
- внесение поправок (может осуществляться в паре в процессе взаимообмена);
- редактирование, исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
Чтение перед классом.
Учитель:Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? Учитель:Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.
Ученик:Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом.
Домашнее задание.
Составить краткий пересказ текста.
Выразительное чтение по ролям.
Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям. Слайд № 12
Выставление отметок за урок, рефлексия.
Приложение №1
Рассказ «Навестила» Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
- Пойди и узнай, что с ней: может она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
- Ох, Валечка! – сказала Муся. – У тебя, наверно, флюс? Ах, какой флюс был у меня летом! И ты знаешь, мама была на работе …
- Моя мама тоже на работе, - сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье …
- Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье и горячую грелку …
- Да , да , грелка …Муся , у нас на кухне стоит чайник … Это не он
шумит?
- Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и побежала к окну.
- Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, надела галоши, просунула голову в дверь и крикнула:
- Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе!
Валя вздохнула, потрогала грелку и стала ждать маму.
- Ну что? Что она говорила? – спрашивали Мусю девочки.
- Да она ничего не говорила! – радостно сообщила Муся. – А помогает ей только грелка и полосканье!
Валентина Осеева
(Флюс – зубная болезнь, отёк десны.) Вопросы.
С каким чувством Муся выслушивала больную подругу? Как она относилась к её просьбам?
Как чувствовала себя Валя во время посещения «подруги»?
Как ты думаешь, что подумали подруги о Мусе и о своей больной подруге?
Приложение №2 ТЕСТ
Что забавляло Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?
А) вкусная еда, Б) интересные рассказы, В) кто как ест? 2. Как Леля вела себя за столом:
А) сидела тихо, Б) тараторила без умолку, В) хвалила еду? 3. Начальник рассказывал историю:
А) о пожарном, Б) о враче, В) о свадьбе? 4. Лёлю и Миньку наказали на:
А) неделю, Б) месяц, В) два месяца? 5. Разрешив сесть детям снова за стол со взрослыми, папа запретил:
А) чавкать, Б) разговаривать, В) есть руками? 6. Неприятная история произошла из – за:
А) булки с маслом, Б) бутерброда с колбасой, В) жареной курицы? 7. Масло упало:
А) на стол, Б) в тарелку папиного начальника, В) в стакан с чаем? 8. Что сделал папин начальник , глотнув чай с маслом?
А) подпрыгнул на стуле, Б) громко закричал, В) убежал из комнаты? 9. В чём было главное «преступление» детей:
А) промолчали,
Б) нарочно кинули масло в стакан,
В) убежали из комнаты? 10. Золотыми словами были те, что учили:
А) всегда слушаться взрослых,
Б) всё делать с учётом изменившейся ситуации,
В) никогда не вмешиваться в разговоры старших?
Приложение №3 Восстановите правильный порядок событий
План:
Помилование и папины условия. Папин совет или Золотые слова. Ужин со взрослыми. Плохое воспитание или История о пожарном. Наказание. Заключение или Золотые слова жизни. Главное преступление или случай с маслом в чае.
Приложение № 4 « … Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко (растаяло, подтаяло) то на меня, то на стакан с чаем.
Я хотел его (смазать, намазать) на булку и уже стал (уводить, отводит) руку от стакана. Но тут моё масло (неожиданно, нежданно) с ножа и упало прямо в чай … » « … Она стала смяться (оглядываясь, поглядывая) то на меня, то на стакан с чаем.
Но она ещё больше (посмеялась, засмеялась) когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой (помешивать, смешивать) чай.
Он мешал долго, так что всё масло (растаяло, подтаяло) без остатка.И чай стал похож на куриный бульон».
|