Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении





Скачать 77.85 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении
Дата публикации18.07.2014
Размер77.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок литературы в 6 классе

Тема урока: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.
- Здравствуйте, ребята! Дома вы должны были дочитать произведение В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» Ответьте на следующие вопросы по тексту:

 — В какое время и где происходят события рассказа? Вспомните приметы этого времени.
      События рассказа происходят в сибирской деревне до начала Великой Отечественной войны. Приметы этого времени — голодная жизнь, единоличное хозяйство, отсутствие автомобилей и хороших дорог, редкие поездки в город на лодке. Характерные приметы места — Енисей, увалы, тайга рядом с деревней.
      — От чьего лица ведется повествование?
      Во всем сборнике «Конь с розовой гривой» повествование ведется от имени семилетнего мальчика,  которого зовут Митя.

— Какие слова вам показались необычными?
       Диалéкт — местное наречие, говор.
      Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке.
      Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках.
      Увáл — пологий холм, имеющий значительную протяженность.
      Туесóк — берестяная корзинка с тугой крышкой.
      Бадога — длинные поленья.
      Заполóшная — суетливая.
      Шáньга — булочка с творогом, ватрушка.
      Заúмка — земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.
      Поскóтина — пастбище, выгон.
      Яр — крутой край оврага.

— Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей?
       «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц».

- Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали?

- Какое чувство передает нам автор, называя детей Левонтия «левонтьевские орлы».
      Семья Левонтия отличалась от семей хозяйственных и серьезных сибиряков своей беспорядочной жизнью. Левонтий не крестьянствовал, как дедушка мальчика, а был рабочим, заготавливал бадога для завода. Он пьянствовал после получки, безрассудно тратил деньги и, напившись, бил жену и детей, которые убегали и прятались по соседям. Левонтий не заботился о воспитании детей, они росли, как беспризорники, и питались как придется.
      — Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?
      Описание дома Левонтия оставляет у читателя впечатление безалаберности и абсурда. С одной стороны, вроде бы хорошо, когда ничего не мешает смотреть на свет белый, но, с другой стороны, дом, который не имеет ни наличников, ни ставен, ни даже сеней, не назовешь уютным домом, в нем не захочется жить. О неустроенности семьи Левонтьевых говорят отсутствие самых необходимых в деревенском быту деталей дома, «кое-как застекленные окна», описание печки, «раскорячившейся посреди избы», и рассказ о том, как семейство ковыряло весной землю вокруг дома, возводило изгородь и зимой сжигало эту изгородь в печке, потому что в запасе не было дров.

 — Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
      Бабушка рассказчика говорит о Левонтьевых пословицей: «...у них самих в кармане — вошь на аркане».
      — О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?
      Одна из главных проблем рассказа — различение истинной и ложной любви.
      Рассказчик — мальчик, который повествует о своей жизни; автор — зрелый человек, который не дает прямых оценок, но с помощью расстановки фактов дает нам понять истинную суть событий. На протяжении разбора рассказа будем учиться различать эти два образа.
      Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит.

 — Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор?
      — Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику?

— Перечислите кратко события похода на увал.
      С утра дети пошли на увал брать ягоду. Сначала они собирали молча, но потом им это надоело, они стали дразниться, драться, съели все ягоды. Затем брызгались в речке, ловили подкаменщика, потом растерзали его на берегу. Подбили стрижа и похоронили его в гальке, скоро забыв о птичке. Затем они забегали в устье холодной пещеры, хвастались друг перед другом. Санька пугал своих братьев и сестер. Затем левонтьевские ушли домой, а мальчика оставили одного в тайге и без ягод, зная, что его дома накажут.

  — Почему Митя высыпал ягоды в траву? Какие чувства он испытал при этом? Проследите по тексту.
      «— А хочешь, я все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду».
      «— Мне слабо? Хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо? — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву...»
      «Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь».
      — Почему автор пишет: «Навалилась левонтьевская орда...»? Какое отношение он передает к детям дяди Левонтия этими словами?
      — Что заставило мальчика говорить: «Я еще у бабушки калач украду!»?
      — Кто рассказывает нам об этом дне: рассказчик или взрослый человек? Кто мог бы сказать фразу: «Так интересно и весело провели мы день...»? Как вы думаете, как относится к событиям этого дня автор?

От имени мальчика автор пишет, что дети провели день «интересно и весело». Но сам автор не считает, что день, когда не было сделано ни одного полезного дела, когда «за некрасивый вид» растерзали рыбину, пуляли камнями в птиц и подшибли стрижа, можно назвать веселым. От имени рассказчика автор называет этот день веселым, но таким образом призывает читателей подумать, так ли это.
      — Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания?

Среди левонтьевских ребятишек автор больше внимания уделяет Саньке. Санька был вторым сыном дяди Левонтия и, когда старший уходил с отцом, чувствовал себя главным среди детей. Астафьев пишет; «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Это было действительно так, потому что именно Санька дразнил мальчика, заставляя его высыпать ягоды, смеялся над ним, издевался и требовал калачи. Автор как бы изучает Саньку, он дает нам понять, что героя рассказа притягивает и восхищает энергия и изобретательность Саньки и отталкивают его злость и подлые поступки.
      — Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?

 — Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте его портрет.
      Герой рассказа — мальчик семи-восьми лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых.
      — Как описывает рассказчик пряник конем? Как это описание характеризует героя?

Герой предстает перед нами мечтателем и фантазером. Для него пряник не просто сладость. Мир ребенка преображается, когда пряничный «конь лягает копытами в голый живот», скобленый кухонный стол становится «огромной землей с пашнями, лугами и дорогами», по которой «на розовых копытцах скачет конь с розовой гривой».
      — Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию. Что привлекало его в этой семье?
      Героя рассказа тянуло к Левонтию, потому что семья Левонтия была не похожа на другие семьи в деревне. Мальчика там кормили и вслух жалели сироту. Он еще не понимал, что настоящая любовь проявляется не в пьяном жалении, а в делах.
      — В чем проявилось истинное отношение Левонтьевых к мальчику?
      Истинное отношение Левонтьевых к мальчику проявилось в том, что они его бросили одного на увале без земляники.
      — Из каких эпизодов мы узнаем, как герой был втянут в тяжкий обман?
      Герой был постепенно втянут в тяжкий обман: сначала он высыпал ягоды на траву, и их съели левонтьевские ребята; потом он послушался Саньки и натолкал туда травы, затем крал калачи, чтобы задобрить Саньку. Вечером он не нашел в себе силы признаться бабушке о том, что он ее обманул, и таким образом сделал обманщицей саму бабушку, которая чуть было не продала в городе туесок с травой вместо ягод.
      — Как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой, и на следующий день? Как это отразилось в речи и ее интонации, в поведении героя?

После возвращения домой мальчик боялся, что бабушка обнаружит его обман, и приготовился к наказанию. Когда она решила везти ягоды прямо в туеске, то у него отлегло от сердца. Он выбежал гулять и сообщил обо всем Саньке. Санька стал шантажировать мальчика, вымогать у него калачи. Мальчик знал, что калачи нельзя брать без разрешения бабушки, но украл для Саньки три калача.
      Ночью мальчика стала мучить совесть. Он хотел признаться во всем бабушке, но пожалел ее будить, решил подождать до утра и с этой мыслью спокойно уснул. Проснулся он, когда бабушка уже уехала в город на базар. Мальчик пошел к Левонтьевым. Он уже снова восхищался Санькиной дыркой в зубах и дал ему крючок, лишь бы тот взял его на рыбалку. Мальчик снова был радостным и забыл про ночное раскаяние. Он играл с детьми, затем, ближе к вечеру, он снова задумался над тем, что будет, когда приплывет бабушка. Ему стало жалко себя, хотелось избежать наказания, Санька заметил это и начал опять дразнить мальчика, подговаривая его спрятаться, как будто он утонул. Но мальчик нашел в себе силы сказать ему: «Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..»
      Однако когда из-за поворота показалась лодка с бабушкой, мальчик сбежал от нее и опять нашел возможность оттянуть объяснение. У дяди-Ваниного дома дети играли в лапту. Мальчик ввязался в игру и снова отложил встречу с бабушкой. Он понимал, что виноват, и вел себя трусливо.
      — В каком эпизоде больше всего ощущается сожаление героя о совершенном поступке?

 — Почему же все-таки бабушка купила внуку пряник конем?
      Бабушка купила внуку пряник конем, потому что она понимала, что ребенка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.

— Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?
      Герой извлек из этой истории главный урок: урок доброты, прощения и милосердия. Воплощением урока стал пряник, который бабушка купила внуку, несмотря на обман: конь с розовой гривой.

Домашнее задание.

Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconКонспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок мудрости и доброты по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрока: Дидактические
Урок-исследование «Бабушкин пряник – светлая радость детства!» по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», проведенный 22...
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрока литературы в 5 классе. Тема В. П. Астафьев. Диалог человека...
В. П. Астафьев. Диалог человека и природы в рассказе «Зачем я убил коростеля?» 1 урок
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня»
Обучать сравнивать и делать выводы на основе сравнения с использованием «Сводной таблицы» и делать выводы
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconИсследование по литературе в 6-а классе. Учитель Лобанов Н. А. Тема:...
Оформление: Доска: Сюжет (фр предмет) – цепь взаимосвязанных событий. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией,...
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок литературы. Использование различных стилей речи в художественном...
Проектирование индивидуально ориентированной среды в образовательном пространстве лицея
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconМуниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная...
Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы...
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока:...
Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной...
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок литературного чтения во 2 классе Тема : Русская народная сказка «Лисичка сестричка и волк»
«сказ», «сказители». Ознакомить детей с русской народной сказкой о животных. Учить давать ответы, пользуясь произведением, рассказывать...
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок литературы в 6 классе по теме «Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»
Цель урока: Выявить роль пейзажа как художественного приема в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок чтения во втором классе Тема урока: Творчество Х. К. Андерсена
Х. К. Андерсена; содействовать развитию у школьников умений выделять главное в произведении; способствовать развитию речи, навыкам...
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок литературы в 3б классе Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых...
Тема: нормы взаимоотношений детей и взрослых в рассказе М. М. Зощенко «Золотые слова»
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconОткрытый урок по литературному чтению в 4 классе моу чертолинская...
Авторская литературная сказка.) Докажите. ( Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы...
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок литературы в 11 классе. Тема: Образ отца в произведении Н. В....
Тема: Образ отца в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Урок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск