Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии
Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц»
Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной мудрости.
Задачи:
1. обучающие: учиться отличать жанр пословиц от поговорок; формировать понятие о пословицах русского народа, их тематике и особенностях употребления;
2. развивающие: обогащать духовный мир учащихся, развивать коммуникативные навыки, учить правильному употреблению пословиц и поговорок;
3. воспитательные: показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок-соревнование)
Формы работы учащихся: групповая/коллективная
Техническое оборудование: проектор, интерактивная доска.
Ход урока 1. Сообщение темы и целей урока. Дорогие ребята! Сегодня у нас итоговый урок по изученной теме. Я предлагаю провести его в форме соревнования, которую вы все любите. Нашу игру мы проведем по одному из самых интереснейших жанров фольклора. - Тема нашего урока зашифрована в этом квадрате. Чтобы её узнать, необходимо вычеркнуть буквы, повторяющиеся трижды.
Слайд 1
я
| п
| ф
| ж
| д
| н
| ц
| р
| к
| ю
| с
| х
| ж
| н
| о
| д
| ф
| и
| ю
| я
| р
| в
| х
| к
| о
| ф
| ю
| н
| а
| ж
| х
| к
| д
| л
| я
| р
| Квадрат нарисован на доске (интерактивной доске). Учащиеся выходят к доске и вычёркивают повторяющиеся трижды буквы.
Слайд 2
- Из оставшихся букв – П Ц С О И В О А Л – сложим слово.
- Наш сегодняшний урок посвящён пословицам русского народа. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Без пословицы не проживёшь», «Красна речь пословицей». Что такое пословица и что хотел народ передать последующим поколениям с помощью пословиц, вы узнаете на нашем уроке. – Для того чтобы все вспомнили жанровые определения, включились в работу, я прошу вас посмотреть на интерактивную доску: перед вами учебная статья “пословицы и поговорки” (см. таблицу ЭОР№1.) прочтите ее. ЭОР: учебная статья Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки, как и другие устоявшиеся речевые обороты: присловья, приговорки, приветствия, пожелания, шутки – красят речь, делают ее выразительной. Суждения о мире, человеческих качествах и отношениях, содержащиеся в пословицах, выражены иносказательно. На первый взгляд, это короткие высказывания о простых, всем понятных вещах. Яблоко от яблоньки недалеко падает. Действительно, каждый знает, что яблоко, сорвавшись с ветки, не откатится далеко от дерева. Но приведенное предложение получает совсем другой смысл, когда говорящий выражает им свое отношение к какому-то событию, поступку человека. Например, мысль о том, что дети наследуют положительные или отрицательные качества своих родителей. Эту же мысль можно выразить синонимичными пословицами: свинья рылом в землю – и порося не в небо; сам шатун – и детки пошаточки; щенята лают – собаки же слышат. Одно дело сказать так: кому много дано, с того много и спросится. Совсем другое – выразить свою мысль образно: гроза бьет по высокому дереву. Грязью играть – руки марать, от свиньи визгу много, а шерсти мало – иносказательный смысл таких утверждений раскрывается по признаку сходства с конкретными жизненными явлениями.
Пословица – это законченное предложение, завершенное суждение, обладающее переносным смыслом. Поговорка – только иносказательное выражение, не содержащее суждения. Потому-то и говорят: поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка может “дорасти”, “дозреть” до пословицы. В ступе воду толочь – это поговорка. А вот уже пословица: в ступе воду толочь – вода и будет. О человеке, который присваивает себе чужой труд, говорят, употребляя поговорку: “Любит он чужими руками жар загребать”. Легко чужими руками жар загребать – этой пословицей можно упрекнуть и пристыдить такого человека.
В пословицах отразился многовековой опыт жизни народа. Нет такой стороны человеческой жизни, которую не осветили бы пословицы. Попробуйте определить смысл следующих пословиц о воспитании детей: ребенок, что воск, что хочешь, то и слепишь; оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила; учи, когда поперек лавки лежит, а когда вдоль ляжет, не научишь; корми ложкой, а дави ножкой; засиженное яйцо всегда болтун. (По статье А. Мартыновой “Мудрость и красота” в книге “Пословицы. Поговорки. Загадки”. – М. 1986.)
2. Обсуждение эпиграфов
Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.
Пословица.
В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.
М.Горький.
Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!
А.С.Пушкин.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Пословица.
3. Соревнование У нас на уроке присутствуют гости-члены жюри (представить старшеклассников). Итак, мы начинаем . (Звучит музыка-заставка).
1 конкурс: “Из пословицы… слова не выкинешь (закончите пословицы).
1 команда
Что написано пером …(не вырубишь и топором)
Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)
Красна птица перьем…(а человек – уменьем).
Готовь сани летом…(а телегу зимой)
Поспешишь…(людей насмешишь)
Старый друг…(лучше новых двух)
Не спеши языком…(торопись делом)
Кончил дело…(гуляй смело)
Тише едешь…(дальше будешь).
Терпенье и труд…(все перетрут)
Волков бояться…(в лес не ходить)
2 команда
Слово – не воробей…(вылетит– не поймаешь)
Грамоте учиться…(всегда пригодится)
Не сиди сложа руки…(так не будет и скуки)
Не красна изба углами…(а красна пирогами)
Не все то золото…(что блестит)
Не рой яму другому…(сам в нее попадешь)
.Скучен день до вечера…(коли делать нечего)
Глаза страшатся…(а руки делают)
Что посеешь…(то и пожнешь).
Что в воду упало…(то и пропало)
Одна голова хорошо…(а две лучше)
2 конкурс: “Буква за буквой ”
(Кто быстрее составит пословицу или поговорку из слов-карточек). 1 команда
Соловей, басня, кормить
Будет, наша, улица, праздник
Семь, дитя, глаз, няньки
Медведь, наступать, ухо
2 команда
Смотреть, конь, дареный, зубы
Вить, быть, конец, веревочка, сколько
Терпеть, быть, казак, атаман
Чужие, жар, руки, загребать
3 конкурс: “Пословица недаром молвится”:
Придумать историю или юмористический рассказ, к которому можно применить пословицу.
4 конкурс: «Красна речь пословицей» ( ответь на вопрос, вспомнив пословицу или поговорку)
Задание для 1 команды:
Чем долг красен? (платежом)
Что не вырубишь топором? (Что написано пером)
Что знает кошка? (Чье мясо съела)
В какие сани не следует садиться ?(Не в свои)
Задание для 2команды:
Что любят деньги? (счет)
Когда приходит аппетит? (Во время еды)
Где черти водятся? В тихом омуте)
На какой роток не накинешь платок? (На чужой)
5 конкурс: “Угадай-ка!”
С помощью мимики и жестов показать пословицу, а команда соперников должна ее назвать. Инсценируйте одну из указанных пословиц так, чтобы ребята могли её угадать.
Задание для 1 команды:
Поёт как соловей, а кусает как гадюка.
Кошку чем больше гладишь, тем она больше хвост дерёт.
Один в поле не воин.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Задание для 2команды:
Семеро – с ложкой, один – с сошкой.
Кто не работает, тот не ест.
Длинная нитка – ленивая швея.
Он под чужую дудку пляшет.
6 конкурс: “От пословицы не уйдешь”.
Выбрать карточки с пословицами народов мира, вспомнить русские синонимы, назвать за 30 секунд.
1. Ненецкая: Конец показывает, что каждый может.
(Конец – делу венец. Легко начать, да не легко закончить)
2. Малайская: И в тихой воде есть крокодил.
(В тихом омуте черти водятся)
3. Арабская: В трудную минуту друг тут как тут.
(Друзья познаются в беде. Сам пропадай, а товарища выручай)
4. Армянская: Плоха та шутка, в которой нет половины правды.
(В каждой шутке есть доля правды.)
5. Башкирская: В радости знай меру, в беде – веры не теряй.
(Несчастья бояться, счастья не видать. Где горе, там и радость)
6. Латышская: Руки не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.
(Хочешь есть калачи– не сиди на печи. Без труда не вынешь и рыбку из пруда)
7. Китайская: Медленно идти лучше, чем стоять.
(Маленькое дело лучше большого безделья.)
8. Немецкяа: Кто ухаживает за пашней, за тем и пашня ухаживает.
(Что посеешь, то и пожнешь .Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится)
9. Японская: Не смейся над старым, сам состаришься.
(Дважды молодому не бывать. Придет старость– придет и слабость)
10. Марийская: Торопливая работа криво идет.
(Сделано наспех – сделано на смех. Поспешишь – людей насмешишь)
11. Киргизская: Не смотри на лицо, а смотри на дело.
(Смотри дерево в плодах, а человека в делах. С лица воды не пить. Не место красит человека, а человек место)
12. Коми-пермяцкая: Словами туда-сюда, а делом никуда.
(Звону много, да толку мало. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не спеши языком – торопись делом)
7 конкурс “Кто больше?”
Вспомнить и записать за 1минуту пословицы/поговорки, в которых есть число 7
(7 раз отмерь, один раз отрежь. Один рубит, а 7 в кулаки трубят. Семеро одну соломинку подымают. Для милого дружка 7 верст не околица. Семеро одного не ждут. Семеро -не один, в обиду не дадим .У ленивого 7 праздников в неделю.7 мышей потянули– крышку с кадушки стянули…)
2. Слово жюри: Подведение итогов, награждение.
3. Слово учителя-ведущего: Анализ и оценка, домашнее задание:
Спасибо за интересную игру, ребята! Надеюсь, что ваша речь станет более выразительной, яркой, если вы будете использовать в речи пословицы и поговорки! А с ними мы встретимся и в 7-м классе на уроках литературы в следующем учебном году.
Домашним заданием для вас будет сделать буклет “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка” (1 группа учащихся) и нарисовать открытку по пословице/ поговорке (2 группа). Можете использовать те пословицы и поговорки, с которыми мы сегодня работали либо из “Сборника пословиц и поговорок, используемых в творческих заданиях” |