Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц»





Скачать 76.91 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц»
Дата публикации17.07.2014
Размер76.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии

Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц»

Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной мудрости.

Задачи:

1. обучающие: учиться отличать жанр пословиц от поговорок; формировать понятие о пословицах русского народа, их тематике и особенностях употребления;

2. развивающие: обогащать духовный мир учащихся, развивать коммуникативные навыки, учить правильному употреблению пословиц и поговорок;

3. воспитательные: показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок-соревнование)

Формы работы учащихся: групповая/коллективная

Техническое оборудование: проектор, интерактивная доска.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока. Дорогие ребята! Сегодня у нас итоговый урок по изученной теме. Я предлагаю провести его в форме соревнования, которую вы все любите. Нашу игру мы проведем по одному из самых интереснейших жанров фольклора.


- Тема нашего урока зашифрована в этом квадрате. Чтобы её узнать, необходимо вычеркнуть буквы, повторяющиеся трижды.

Слайд 1

я

п

ф

ж

д

н

ц

р

к

ю

с

х

ж

н

о

д

ф

и

ю

я

р

в

х

к

о

ф

ю

н

а

ж

х

к

д

л

я

р

  • Квадрат нарисован на доске (интерактивной доске). Учащиеся выходят к доске и вычёркивают повторяющиеся трижды буквы.

Слайд 2

- Из оставшихся букв – П Ц С О И В О А Л – сложим слово.

- Наш сегодняшний урок посвящён пословицам русского народа. Издавна народ дорожил пословицей и говорил: «Пословица не на ветер молвится», «Без пословицы не проживёшь», «Красна речь пословицей». Что такое пословица и что хотел народ передать последующим поколениям с помощью пословиц, вы узнаете на нашем уроке.

Для того чтобы все вспомнили жанровые определения, включились в работу, я прошу вас посмотреть на интерактивную доску: перед вами учебная статья “пословицы и поговорки” (см. таблицу ЭОР№1.) прочтите ее.

ЭОР: учебная статья
Пословицы и поговорки


Пословицы и поговорки, как и другие устоявшиеся речевые обороты: присловья, приговорки, приветствия, пожелания, шутки – красят речь, делают ее выразительной. Суждения о мире, человеческих качествах и отношениях, содержащиеся в пословицах, выражены иносказательно. На первый взгляд, это короткие высказывания о простых, всем понятных вещах. Яблоко от яблоньки недалеко падает. Действительно, каждый знает, что яблоко, сорвавшись с ветки, не откатится далеко от дерева. Но приведенное предложение получает совсем другой смысл, когда говорящий выражает им свое отношение к какому-то событию, поступку человека. Например, мысль о том, что дети наследуют положительные или отрицательные качества своих родителей. Эту же мысль можно выразить синонимичными пословицами: свинья рылом в землю – и порося не в небо; сам шатун – и детки пошаточки; щенята лают – собаки же слышат. Одно дело сказать так: кому много дано, с того много и спросится. Совсем другое – выразить свою мысль образно: гроза бьет по высокому дереву. Грязью играть – руки марать, от свиньи визгу много, а шерсти мало – иносказательный смысл таких утверждений раскрывается по признаку сходства с конкретными жизненными явлениями.

Пословица – это законченное предложение, завершенное суждение, обладающее переносным смыслом. Поговорка – только иносказательное выражение, не содержащее суждения. Потому-то и говорят: поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка может “дорасти”, “дозреть” до пословицы. В ступе воду толочь – это поговорка. А вот уже пословица: в ступе воду толочь – вода и будет. О человеке, который присваивает себе чужой труд, говорят, употребляя поговорку: “Любит он чужими руками жар загребать”Легко чужими руками жар загребать – этой пословицей можно упрекнуть и пристыдить такого человека.

В пословицах отразился многовековой опыт жизни народа. Нет такой стороны человеческой жизни, которую не осветили бы пословицы. Попробуйте определить смысл следующих пословиц о воспитании детей: ребенок, что воск, что хочешь, то и слепишь; оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила; учи, когда поперек лавки лежит, а когда вдоль ляжет, не научишь; корми ложкой, а дави ножкой; засиженное яйцо всегда болтун. (По статье А. Мартыновой “Мудрость и красота” в книге “Пословицы. Поговорки. Загадки”. – М. 1986.)

2. Обсуждение эпиграфов

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка.

Пословица.

В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги.

М.Горький.

Что за роскошь, что за мысль, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!

А.С.Пушкин.

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Пословица.

3. Соревнование У нас на уроке присутствуют гости-члены жюри (представить старшеклассников). Итак, мы начинаем . (Звучит музыка-заставка).

1 конкурс: “Из пословицы… слова не выкинешь (закончите пословицы).

1 команда

  1. Что написано пером …(не вырубишь и топором)

  2. Без труда не вытащишь…(и рыбку из пруда)

  3. Красна птица перьем…(а человек – уменьем).

  4. Готовь сани летом…(а телегу зимой)

  5. Поспешишь…(людей насмешишь)

  6. Старый друг…(лучше новых двух)

  7. Не спеши языком…(торопись делом)

  8. Кончил дело…(гуляй смело)

  9. Тише едешь…(дальше будешь).

  10. Терпенье и труд…(все перетрут)

  11. Волков бояться…(в лес не ходить)

2 команда

  1. Слово – не воробей…(вылетит– не поймаешь)

  2. Грамоте учиться…(всегда пригодится)

  3. Не сиди сложа руки…(так не будет и скуки)

  4. Не красна изба углами…(а красна пирогами)

  5. Не все то золото…(что блестит)

  6. Не рой яму другому…(сам в нее попадешь)

  7. .Скучен день до вечера…(коли делать нечего)

  8. Глаза страшатся…(а руки делают)

  9. Что посеешь…(то и пожнешь).

  10. Что в воду упало…(то и пропало)

  11. Одна голова хорошо…(а две лучше)

2 конкурс: “Буква за буквой ”

(Кто быстрее составит пословицу или поговорку из слов-карточек). 1 команда

  • Соловей, басня, кормить

  • Будет, наша, улица, праздник

  • Семь, дитя, глаз, няньки

  • Медведь, наступать, ухо

2 команда

  • Смотреть, конь, дареный, зубы

  • Вить, быть, конец, веревочка, сколько

  • Терпеть, быть, казак, атаман

  • Чужие, жар, руки, загребать

3 конкурс: “Пословица недаром молвится”:

Придумать историю или юмористический рассказ, к которому можно применить пословицу.

4 конкурс: «Красна речь пословицей» ( ответь на вопрос, вспомнив пословицу или поговорку)

Задание для 1 команды:

  • Чем долг красен? (платежом)

  • Что не вырубишь топором? (Что написано пером)

  • Что знает кошка? (Чье мясо съела)

  • В какие сани не следует садиться ?(Не в свои)

Задание для 2команды:

  • Что любят деньги? (счет)

  • Когда приходит аппетит? (Во время еды)

  • Где черти водятся? В тихом омуте)

  • На какой роток не накинешь платок? (На чужой)

5 конкурс: “Угадай-ка!”

С помощью мимики и жестов показать пословицу, а команда соперников должна ее назвать. Инсценируйте одну из указанных пословиц так, чтобы ребята могли её угадать.

Задание для 1 команды:

  1. Поёт как соловей, а кусает как гадюка.

  2. Кошку чем больше гладишь, тем она больше хвост дерёт.

  3. Один в поле не воин.

  4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Задание для 2команды:

  1. Семеро – с ложкой, один – с сошкой.

  2. Кто не работает, тот не ест.

  3. Длинная нитка – ленивая швея.

  4. Он под чужую дудку пляшет.

6 конкурс: “От пословицы не уйдешь”.

Выбрать карточки с пословицами народов мира, вспомнить русские синонимы, назвать за 30 секунд.

1. Ненецкая: Конец показывает, что каждый может.

(Конец – делу венец. Легко начать, да не легко закончить)

2. Малайская: И в тихой воде есть крокодил.

(В тихом омуте черти водятся)

3. Арабская: В трудную минуту друг тут как тут.

(Друзья познаются в беде. Сам пропадай, а товарища выручай)

4. Армянская: Плоха та шутка, в которой нет половины правды.

(В каждой шутке есть доля правды.)

5. Башкирская: В радости знай меру, в беде – веры не теряй.

(Несчастья бояться, счастья не видать. Где горе, там и радость)

6. Латышская: Руки не протянешь, так и с полки ложку не достанешь.

(Хочешь есть калачи– не сиди на печи. Без труда не вынешь и рыбку из пруда)

7. Китайская: Медленно идти лучше, чем стоять.

(Маленькое дело лучше большого безделья.)

8. Немецкяа: Кто ухаживает за пашней, за тем и пашня ухаживает.

(Что посеешь, то и пожнешь .Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится)

9. Японская: Не смейся над старым, сам состаришься.

(Дважды молодому не бывать. Придет старость– придет и слабость)

10. Марийская: Торопливая работа криво идет.

(Сделано наспех – сделано на смех. Поспешишь – людей насмешишь)

11. Киргизская: Не смотри на лицо, а смотри на дело.

(Смотри дерево в плодах, а человека в делах. С лица воды не пить. Не место красит человека, а человек место)

12. Коми-пермяцкая: Словами туда-сюда, а делом никуда.

(Звону много, да толку мало. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не спеши языком – торопись делом)

7 конкурс “Кто больше?”

Вспомнить и записать за 1минуту пословицы/поговорки, в которых есть число 7

(7 раз отмерь, один раз отрежь. Один рубит, а 7 в кулаки трубят. Семеро одну соломинку подымают. Для милого дружка 7 верст не околица. Семеро одного не ждут. Семеро -не один, в обиду не дадим .У ленивого 7 праздников в неделю.7 мышей потянули– крышку с кадушки стянули…)

2. Слово жюри: Подведение итогов, награждение.

3. Слово учителя-ведущего: Анализ и оценка, домашнее задание:

Спасибо за интересную игру, ребята! Надеюсь, что ваша речь станет более выразительной, яркой, если вы будете использовать в речи пословицы и поговорки! А с ними мы встретимся и в 7-м классе на уроках литературы в следующем учебном году.

Домашним заданием для вас будет сделать буклет “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка” (1 группа учащихся) и нарисовать открытку по пословице/ поговорке (2 группа). Можете использовать те пословицы и поговорки, с которыми мы сегодня работали либо из “Сборника пословиц и поговорок, используемых в творческих заданиях”

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве...
Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок литературы в 6 классе Вьюшина Ирина Викторовна, учитель литературы,...
...
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconКонспект урока по физике "Плавание тел" (7-й класс)
Тип урока: урок-исследование с элементами технологии дифференцированного обучения, икт, игровой технологии
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного...
Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Обучение в малых группах
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconКонспект урока в 1 классе по окружающему миру Тема: Народные сказки
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из...
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconТема урока: Истинная красота человека
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок по литературному чтению во 2-ом классе Тема урока: Викторина по сказкам
Обучающая цель: обобщить знания обучающегося по пройденным сказкам в игровой форме
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме
Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок по английскому языку в 8 «Б» классе. Тема: «Путешествие в Шотландию»
Инновационные технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (коммуникативного обучения иноязычной...
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок литературы в 6 классе по технологии введения нового знания (автор Л. Г. Петерсон) по теме “Л. Н. Толстой. “Отрочество” как часть...
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconТезисы секции переводоведение и машинный перевод абакумова О. Б.(Орловский...
«К вопросу о моделировании семантики пословичных высказываний (на материале русских и английских пословиц, репрезентирующих концепт...
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconРазработка урока литературы в 5 классе Составление электронного альбома...
Составление электронного альбома о художниках – иллюстраторах русских народных сказок
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока: «Красота и мудрость русских пословиц» iconУрок химии в 9 классе Тема: Углерод и его соединения Урок-сказка...
Цель. Закрепить знания по теме в игровой, занимательной форме. Подготовить учащихся к самостоятельной работе. Вызвать у них интерес...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск