Скачать 61.18 Kb.
|
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О.Уайльда «Мальчик-звезда". Тема урока: Истинная красота человека. Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека- в гармонии его внешности и внутреннего мира. Побудить задуматься, что красота может нести людям. Задачи: Обучающие: знакомство учащихся со сказкой писателя; обучение навыкам анализа художественного произведения; раскрытие идейно-образного содержание сказки; поиски ответа на вопрос: в чём, по мысли автора, заключается подлинная красота человека; выявление нравственных уроков произведения. Развивающие: развитие речевой деятельности, памяти; эмоционально-образного и аналитического мышления. Воспитательные: привитие интереса к книге, чтению; осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки; создание условий для познания себя и своего характера. Тип урока: урок внеклассного чтения. Оборудование: презентация (портрет писателя, обложки его книг, иллюстрации к сказке Ники Гольц), вырезанные звёздочки. Ход урока. I. Организация начала урока II. Актуализация знаний Знакомство с эпиграфом: «Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри». (Джеймс Фенимор Купер) Учитель: - Ребята, как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать Ж.Ф.Купер? (ответы детей). -О чем, значит, мы сегодня поговорим? (О красоте. О красоте внешней и внутренней, что же важнее? Какая красота может изменить мир к лучшему?). Ответ на этот сложный вопрос поможет нам найти сказка английского писателя О.Уайльда «Мальчик-звезда». (Запись числа и темы урока в тетрадях) III. Организация деятельности обучающихся по созданию «нового знания».
Учитель: Каждое литературное произведение –загадка. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Оскар Уайльд назвал свою сказку «Мальчик-звезда». Посмотрите на звёздное небо. - Что такое, по-вашему, «звезда»? Что вы представляете себе, когда слышите это слово? Какая звезда? (Это что-то очень красивое, таинственное, но холодное и далекое, бессердечное) -Что может означать сочетание слов «мальчик» и «звезда»? Каким вы ожидаете увидеть мальчика? (Он должен быть красивым, необычным). 2. Анализ сказки. Учитель: Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. А) Работа в парах: Задание: Расставить предложения в правильной последовательности. 1. Появление Дитя-звезды в семье лесоруба. 2. Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим. 3. Встреча с нищенкой. 4. Наказание за жестокость и эгоизм. 5. В поисках матери. 6. В плену у волшебника. 7. Вознаграждение за любовь, доброту и милосердие. Б) Беседа по тексту. -Давайте вспомним, как Мальчик-звезда попал к людям? (рассказывают дети, как лесорубы находят ребенка)). - Почему мальчика в детстве назвали Звездой? (думали, что он упал со звезды) - Как собираются поступить лесорубы? Найдите в сказке ответ и прочитайте… - Почему один из лесорубов взял ребёнка, хотя сам был беден? (нельзя совершать зло) - О чём этот поступок нам говорит? Вывод: жизнь лесорубов одинаково тяжела, но поступают они по-разному. - Как жена Лесоруба приняла его решение? (она огорчилась и не хотела брать ребёнка) - Почему в доме появился злой ветер? (здесь живут люди с «каменными сердцами») - Как вы понимаете выражение «каменное сердце»? (жестокое, злое, так говорят про бессердечных людей) - Чем закончился конфликт Лесоруба с женой, и какие качества они проявили? (они оставили ребёнка у себя и проявили мудрость, доброту) Итак, мальчик стал жить в семье Лесоруба. - Что его отличало от всех людей в посёлке? (красота) Найдём портрет мальчика. (стр. 36) …С каждым годом он становился всё красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте, ибо все они были смуглые и черноволосые, а у него лицо было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы – как лепестки алой розы, и глаза – как фиалки, отражённые в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца. - Его внешняя красота соответствовала поведению? (он вырос жестоким и бессердечным.) - Да, он был высокомерен и жесток. А как к нему относятся сверстники? (подражают ему) - Что принесла красота мальчика семье лесоруба и их селению? (Она принесла только зло т.к. у мальчика- звезды холодная, бездушная, бессердечная красота.) - Стал бы герой таким, если бы сверстники не повиновались ему, не поддерживали во всем? (Мальчик- звезда вел себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку сверстников и хотел утвердить свое превосходство над ними.) Красота- это сокровище. Но распорядиться ей, как и любым сокровищем, можно по-разному. Важно, чтобы красота несла миру, людям свет, тепло, а не эгоизм, зло и жестокость. Но посмотрите, как притягательна эта красота, как тянутся к ней дети. Они восхищаются своим кумиром. - А вам он нравится? Почему? (он злой, жестокий, бесчувственный, грубый, высокомерный. Мальчик живёт среди людей, но презирает их, считая себя выше всех, думая, что все должны восхищаться и любоваться им.) - В какой момент сказки вновь появляется фраза о каменном сердце? (мальчик кидает камень в женщину, а она оказывается его матерью) В) Просмотр фрагмента фильма-сказки «Звёздный мальчик» - Почему Мальчик так себя ведёт? (ценит только свою красоту, считает себя необыкновенным и стесняется бедной матери) - Как он был за это наказан? (стал уродлив) Учитель: Слова главного героя звучат гневно, презрительно, «он наглухо затворил своё сердце». Последняя его реплика становится роковой для него самого. Оскорбление, нанесённое матери, возвращается к обезображенному Мальчику-звезде. Да, он обижал всех, и теперь люди и звери платят ему тем же. Так он скитался три года, много пережил, перестрадал. Представим себе эти моменты его жизни. Поможет нам в этом музыка, она способна передать чувства, настроение человека в разные моменты его жизни. Послушайте отрывок «Маленькой ночной серенады» Моцарта и постарайтесь увидеть тот эпизод, который навеет вам музыка. (Звучит тихая мелодия Моцарта) - А теперь поделимся своими впечатлениями. (грусть Мальчика, ставшего одиноким; в него бросают камни; он просит кусок хлеба, но ему не дали; замерзает от непогоды, ночует под деревом) - Что изменилось в характере Мальчика после этих страданий? (он стал добрым, сердечным, уважительным, щедрым) - Почему к нему вернулась красота, и чем она отличается от прежней? (В его глазах появилось что-то новое – мягкое, сердечное, страдания сделали его добрым, благородным, уважительным, скромным. Такая душа и сделала его красивым, настоящей яркой звездой). - Не случайно говорят, что глаза – зеркало души. Именно в этот момент и происходит его вторая встреча с матерью. Вспомните эту встречу. - Как вы относитесь к Мальчику сейчас и почему? Изменился ли он? Учитель: Ответила ли нам сказка Уайльда на вопрос, в чём же заключается истинная красота человека? В чём же она заключается? ( Сочетание внешности человека с его внутренним миром, прекрасные поступки, теплое сердце. Вот что может изменить мир к лучшему). Вывод: Человек, конечно, может быть внешне очень красивым, но это не главное. Главное, каков его внутренний мир. Доброта, порядочность, вежливость, ум, милосердие – вот критерии истинной красоты. Учитель: Работа в группах. Задание: Составьте портретную характеристику мальчика: каким он был до встречи с матерью, и каким стал после того, как прогнал её? (записать на листочках черты характера). - Прочитаем, какими качествами обладал Мальчик-звезда в нашей сказке? (Запись на доске) А теперь возьмите карандаш и подчеркните в предложенном вам списке, качества, окакие бы положительные качества вы хотели бы в себе развить и от каких отрицательных бы избавились. - Вот это и есть основные качества звезды. Чтобы стать звездой, нужно обладать этими качествами. -Какие выводы вы сделали для себя на уроке? Истинная красота невозможна без доброты, сострадания, любви к людям, без глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки. - Каждый из вас получил свой моральный урок из этой сказки. Какой? Самое главное доброта, а не внешний вид. Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам. Добро всегда побеждает зло. Человек должен быть красив не только внешне, но и внутренне. |
Урок внеклассного чтения по сказке оскара уайльда «мальчик-звезда» Цель урока: помочь учащимся проникнуть в смысл сказки, выяснить, в чем, по мысли автора, заключается подлинная красота человека,... | Тема урока Кол- во Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство... | ||
Тема урока Кол- во Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство... | Урок музыки в 6 классе Тема урока : Красота и правде в искусстве... Цель: Развитие умения наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нем | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие... | Конспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21... Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,... | ||
Урок литературы в 6 классе на основе игровой технологии Тема урока:... Цель урока: углубить представление учащихся о пословицах и поговорках, подвести итоги наблюдениям над многообразием проявлений народной... | Тема урока : «Красота в умелых руках» Исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узора у круге) | ||
Тематическое планирование № Тема урока Количество часов Тема 1 место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Доброе слово и кошке приятно». Хотя мы часто применяем эти слова к людям, но они также справедливы и в отношениях человека с животными.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Что есть красота» (Повторение и закрепление знаний, умений и навыков) | Конспект урока на тему: «Здоровые дети в здоровой семье!» Ребята, вы сегодня особенно красивы. Мне хочется, чтобы эта красота оставалась у вас надолго. Для этого надо сохранить своё здоровье!... | ||
Тема урока: «Скелет человека, его значение и строение» Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательного аппарата; строении и значении скелета человека | «Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее... «возмездие» на земле; в чем истинная свобода человека, и нужна ли она ему; какова взаимосвязь свободы и необходимости (причинности);... | ||
Урока Тема Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Вид контроля Требования к уровню Знать биосоциальную природу человека, черты роднящие человека с миром животных, отличие. Знать значение биологических наук | Тема урока: «Когда появилась одежда?» Технологии «когда», «одежда», «появилась», «зачем», «нужна», «назначение», «защита», «красота», «функциональность» |