«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль





Скачать 72.68 Kb.
Название«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль
Дата публикации08.12.2014
Размер72.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
«Братья Карамазовы» - итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль автора в процессе неразрешимой внутренней борьбы, сомнения и отчаяния. В этом романе были подняты все те вопросы, волновавшие писателя всю его жизнь. Среди главнейших философских, а также нравственных и социальных вопросов выделяются такие, как: возможности человеческого разума в познании «тайн» жизни и смерти; возможность будущей гармонии – небесной или земной – и право на «возмездие» на земле; в чем истинная свобода человека, и нужна ли она ему; какова взаимосвязь свободы и необходимости (причинности); есть ли бог и бессмертие, какова нужда человека в них оправдана ли формула: «Если бога нет, то его надо выдумать».

Иван Карамазов наиболее полно воплощает авторскую субъективность: главный вопрос, которым писатель мучился всю жизнь,- вопрос о существовании бога. Иван считает, что «нам прежде всего надо предвечные вопросы разрешить, вот наша забота »11 Через образ Ивана Достоевский говорит о тяжких последствиях, которые могут возникнуть для человечества после отречения от веры в Бога и бессмертие.

В образе Ивана Карамазова отражена вся философия “бунтующего человека”. Иван рос в чужой семье угрюмым отроком и рано обнаружил блестящие умственные способности. Иван занят чем-то внутренним и стремится к какой-то цели, может быть, очень трудной. Поведение Ивана непонятно и двусмысленно: почему, будучи атеистом, он пишет о теократическом устройстве общества? Почему он “твердо и серьезно” принимает благословение старца и целует его руку?

Старец Зосима сразу отгадывает тайну молодого философа. Ивана “Бог мучает”; в его сознании происходит борьба между верой и неверием. Старец говорит ему: “Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его… В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения.».12 Иван представляется не безбожником, а мучеником, переживающим неверие как личную трагедию. Зосима заканчивает пожеланием: “Дай вам Бог, чтоб решение сердца вашего постигло еще на земле, и да благословит Бог пути ваши”.13 Праведник благословляет “неустанное стремление” грешника и предсказывает ему падение и восстание.

Чтобы решить вечные вопросы, Иван исследует природу человеческого ума как главного орудия сознания и находит, что ум человеческий создан с понятием лишь о трех измерениях пространства. И такой евклидов ум очень слаб и мал. Это земной, человеческий ум и следовательно, он не способен к пониманию Бога. Но, несмотря на это, какая-то внутренняя сила понуждает Ивана к решению вечных вопросов. Иван приходит к выводу, что он Бога принимает, а мир его нет. Иван обвиняет мир божий, основанный на страданиях. Страданиях маленьких, не в чем неповинных детей. Иван начинает душераздирающий рассказ о том, как псы – на глазах у родной матери – растерзали ребенка в клочки. Ивану не понятно, если все должны страдать, чтобы страданиями купить вечную гармонию, то при чем тут дети и для чего должны были страдать они, и зачем им покупать страданиями гармонию. Из-за того, что где-то рядом или вдалеке плачет ребенок, или, что униженная жертва братается со своим злодеем, или, что цель достигается такой дорогой и жестокой ценой, Иван Федорович готов отказаться и от высшей гармонии, и от истины. И он отказывается, обвиняя во всех людских злодеяниях Бога, но не обвиняя самих людей. Например, помещика, исполнявшего приказ; ведь он мог не послушаться приказчика.

Большое место в решении вечных вопросов занимает кульминационная глава романа «Великий инквизитор».

Действие Легенды разворачивается в Испании, в Севилье, в самое страшное время инквизиции, когда во славу Божию в стране ежедневно горели костры, на которых сжигали еретиков. Именно тогда к испанцам приходит Иисус Христос. Попав по велению Великого Инквизитора в тюрьму, Иисус участвует в полемике с Великим Инквизитором о сущности веры, о роли церкви. При этом сам Спаситель не произносит ни единого слова.

B чем главные черты Beликoгo Инквизитopa в пoнимaнии Дocтoeвcкoгo? В отречения от cвoбoды вo имя cчacmья людeй, Бoгa вo имя чeлoвeчecmвa. Во имя этого Beликий Инквизитop пpинyждaeт людей oткaзaтьcя oт cвoбoды, и oт вечности. A для Xpиcта самым важным была свобода, cвoбoдная любoвь чeлoвeкa. Xpиcтoc нe тoлькo любил людeй, нo и yвaжaл иx, yтвepждaл дocтоинcтвo чeлoвeкa, пpизнaвaл зa ним cпocoбнocть дocтигнyть вeчнocти, xoтeл для людeй счастья coглacнoгo c выcшeй пpиpoдoй чeлoвeчecтвa. Bce этo нeнaвиcтнo Beликoму Инквизитоpу, пpeзиpaющeгo чeлoвeкa, oтpицaющeгo eгo выcшyю пpиpoдy, eгo cпocoбнocть идти к вeчнocти, жaждyщeгo лишить людeй cвoбoды, пpинyдить иx к жaлкoмy yнизитeльнoмy cчaстью, ycтpoив иx жизнь, основанную на пошлых принципах. Считая, что для людей невыносимо бремя свободы, раскрытой Христом, этот сложный и страдальческий путь, Великий Инквизитор теряет веру и в человека. Великий Инквизитор отрекается от идеи Богочеловечества - основной идеи христианства о близости божеского и человеческого начала в свободе. Бунтарь хочет построить свой миропорядок, который будет лучше миропорядка, созданного Богом. Бог создал миропорядок полный страданий. Он возложил на человека невыносимое бремя свободы и ответственности, давая людям свободу, он обрек их на страдания, а Великий Инквизитор хочет дать людям счастья, но без свободы. Для счастья людей необходимо успокоить их совесть, то есть отнять от них свободу выбора. Великий Инквизитор хочет побороть свободу во имя счастья, сытости и спокойствия людей. Таким образом, Великий Инквизитор воплощает собой дьявола, а, следовательно, его и воплощает автор Легенды, то есть Иван Карамазов.
Второе, что хотелось бы отметить в Легенде, это момент ведущий к ереси. Христос целует дьявола. Достоевский считает, что Христос любовью может побороть дьявола. Христос все время молчит. Положительная религиозная идея не находит себе выражения в слове. Истина о свободе раскрывается лишь по противоположности идеям Великого Инквизитора. Но все его аргументации ничто. по сравнению с безответностью и кротким молчанием Христа. Сила христова выражается в терпении и в отличии от дьявольщины всегда в самопожертвовании.
Некотоые исследователи творчества Ф.М.Достоевсго в своих работах пишут о том, что в "Великом инквизиторе" автор критикует католичество. Например, Н.А.Бердяев в свей работе "Beликий Инквизитop" пишет следущее: «B лeгeндe o Beликoм Инквизитope Дocтoeвcкий имeл кaк бы в видy нeлюбимoe им кaтoличecтвo и изoбличaл aнтиxpиcтиaнcкyю тeндeнцию этогo yклoнa иcтоpичecкoгo xpиcтиaнcтвa, лoжь кaтoличecкoй антропологии...».14 Я не могу согласиться с Н.А.Бердяевым потому, что известен следующий факт. Перед чтением Легенды на литературном утре в пользу студентов Санкт-Петербургского университета в декабре 1879 года Достоевский сказал: "Один страдающий неверием атеист в одну из мучительных минут своих сочиняет дикую, фантастическую поэму, в которой выводит Христа в разговоре с одним из католических первосвященников - Великим инквизитором. Страдание сочинителя поэмы происходит именно оттого, что он в изображении своего первосвященника с мировоззрением католическим, столь удалившимся от древнего апостольского Православия, видит воистину настоящего служителя Христова. Между тем его Великий инквизитор есть, в сущности, сам атеист. Смысл тот, что если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства, ум несомненно должен впасть в безверие, вместо великого Христова идеала созиждется лишь новая Вавилонская башня. Высокий взгляд христианства на человечество понижается до взгляда как бы на звериное стадо, и под видом социальной любви к человечеству является уже не замаскированное презрение к нему".15 Можно сделать предположение, что в Легенде о Великом Инквизиторе, Достоевский рассказывает на о споре двух мировоззрение: атеистического и христианского (не важно православие это или католицизм).
Возвращаясь к Ивану Карамазову, хотелось бы отметить, что встав на путь богоотступничества и богоборчества он должен пройти его до конца. Идея Ивана “все позволено” реализуется в отцеубийстве Смердякова, “дух самоуничтожения и небытия” воплощается в кошмаре Ивана.

Знаменитая сцена кошмара Ивана показывает раздвоенность сознания между верой и неверием. В диалоге героя с чертом, черт делает все усилия, чтобы заставить атеиста принять его реальность: стоит ему поверить в сверхъестественное, “эвклидовский ум” взорван. Иван отчаянно борется с “кошмаром”; в ярости он кричит черту: “Ни одной минуты не принимаю тебя за реальную правду. Ты – ложь, ты – болезнь моя, ты – призрак. Ты – воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны... моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых”.16 После вопрос о загадочном посещении своеобразно двойника Ивана останется нерешенным в его сердце. Реальность ускользает от человека, потерявшего высшую реальность – Бога. Черт дразнит его: “Ты злишься на меня за то, что я не явился тебе как-нибудь в красном сиянии, “гремя и блистая”, с опаленными крыльями, а предстал в таком скромном виде. Ты оскорблен, во-первых, в эстетических чувствах твоих, а во-вторых, в гордости: как, дескать, к такому великому человеку мог войти такой пошлый черт?”17 Здесь открывается лживость сатанинской красоты, которую Иван представил в своей “Легенде”. Иван представил дьявола в величественном в образе страшного и умного духа, и вдруг он оказался пошлым приживальщиком.

Но у Ивана Карамазова не один двойник, а два: рядом с чертом стоит Смердяков. Черт повторяет мысли Ивана, но только самые гадкие. Смердяков снижает его “идею” до гнусного уголовного преступления. В низменной душе лакея теория Ивана “все позволено” превращается в замысел убийства с целью ограбления. Иван мыслит отвлеченно, Смердяков делает практический вывод. Смердяков – самолюбивый и надменный атеист. В его уродливую душу падает зерно учения Ивана. Лакей принимает его с восторгом; Ивана “Бог мучает”, а в сердце Смердякова Бога никогда не было и принцип “все позволено” вполне отвечаем его внутреннему закону. Иван только желает смерти отца. Смердяков убивает. Преступив Божий закон, Смердяков кончает самоубийством и оставляет записку: “Истребляю свою жизнь своею собственной волей и охотой, чтобы никого не винить”18 Так совершает он последний акт безбожного своеволия.

Достоевский показывает в романе, что бунт ведет к разрушению личности, к тому, что человек перестает различать добро и зло. Бунт - это не свобода, а рабство. Человек нравственно свободен тогда, когда его воля обращена к добру. Однако, бунт против религии и мира, это бунт не только Ивана Карамазова, но и самого Достоевского. Достоевский, выведя из своего бунта доказательство необходимости веры в Христа, усматривает правду о мире в позиции старца Зосимы, его ученика Алёши, и всех тех героев романа, готовых беззаветно служить добру и братской любви.

11 Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. М.: Правда,1981. С.303.

12 Там же. С.108.

13 Там же.

14 Н.А.Бердяев. Великий Инквизитор. С-Петербург, 1907. http://www.vehi.net/berdyaev/velinkv.html Данные соответствуют 26.03.12.

15 Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1991. Т. 10. С.297.

16 Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. М.: Правда,1981. С.364.

17 Там же. С.375.

18 Там же. С.380.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И, на мой взгляд, произведения Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание»), в которых заложены...
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconЛитература Бородино и его герои Пушкинская Москва Похищение будущего...
Школьный химический эксперимент. Раздел: неорганическая химия. Общие свойства металлов
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconТесты Верховская М. В. 10 кл. 10 кл. 8 кл. Мхк по всем темам Литература...
Литература – «Роман Достоевского Преступление и наказание»: общая характеристика»
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconЛегенда о Великом инквизиторе (из романа «Братья Карамазовы»)
Организация зимнего и летнего оздоровления студентов, обучающихся на бюджетной основе, в каникулярное время
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconТема Кол-во страниц
Роман Г. Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» как произведение магического реализма
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Такими печальными словами заканчивает Тургенев свой роман. И сегодня на уроке речь пойдет о последних днях жизни Базарова...
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconУрок Семинар. (9 класс) Тема: Роман А. С. Пушкина. «Евгений Онегин»...
Тема: Роман А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» (итоговое занятия после аналитического прочтения)
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconВ каком году по данным «Повести временных лет» Рюрик и его братья...

«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconТип урока: повторительно обобщающий. Оборудование: стенд, рисунки,...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconРеферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского
Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconТема: Степень с натуральным показателем. Знать
Уметь: преобразовывать произведение в степень и степени в произведение, и применять стандартный вид числа
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ф. М. Достоевский: «Господи! Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные в нем человеку! И сколько тайн, разрешенных...
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconПрограмма вступительного экзамена по философии в аспирантуру Тверь, 2014
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское,...
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconМетодическая разработка Итоговое повторение и обобщение знаний по...
Напечатано, издано методических разработок, статей, рефератов в журналах, сборниках и т д
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое...
«Братья Карамазовы» итоговое произведение Достоевского, в наиболее полной степени отразившее его мировоззрение последних лет жизни. Роман представил мысль iconЛитература Читать роман Достоевского «Преступление и наказание»
Электризация тел. Два рода зарядов. Закон сохранения электрического заряда конспект0


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск