ОУ ВОТверской институт экологии и права
Кафедра ___гуманитарных, социальных и естественнонаучных дисциплинТИЭП
Программа вступительного экзамена по философии
в аспирантуру
Тверь, 2014
Программа вступительного экзамена по философии
в аспирантуру
Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения.
Предмет философии. Структура философского знания. Функции философии. Место и роль философии в культуре.
I. История философии
Тема 2. Философия Древнего мира
Становление философии, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира - древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Недифференцированность философии на Востоке. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления - ортодоксальные (веданта, йога) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.
Тема З. Античная философия
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап - (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) - постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).
Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества.
Тема 4.Средневековая философия
Теоцентризм как фундаментальный принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии (Иоанн Дамаскин). Арабская философия (Авиценна,Аверроэс).
Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики.
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
Особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм. Эразм Роттердамский и проблемы человеческой индивидуальности. Утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Философские аспекты концепции "открытости" истории (Н. Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).
Тема 6. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)
Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.
Философия эпохи Просвещения. Разработка понятия "гражданское общество", развитие взглядов о господстве человека над природой. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени.
Тема 7. Классический этап философии Нового времени
Направленность философского сознания XIX века - принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля. Модернизация антропологизма (Л.Фейербах, С.Кьеркегор) и натурализма (А.Шопенгауэр, О.Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шелленгианство), новаторско-традиционных (марксизм), антиклассических (иррационалистических и сциентистских).
Тема 8. Современная западная философия
Основные проблемы философии XX века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Позитивизм: проблема метода в "первом" позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел), философия науки (К.Поппер); постпозитивизм/историческая школа/ (Т.Кун, И.Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер). Антропологизм (иррационалистической направленности). "Философия жизни" и ее противопоставление "наук о духе" и "наук о природе" (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм). Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П.Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер).
Тема 9. Русская философия
Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Становление и основные периоды развития русской философской мысли. Формирование самобытной русской философской проблематики /IX - XIII в.в./ (Иларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах). Складывание национального самосознания и мудрствования /XIV - XVII в.в./ (Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижанич, А.Курбский). Возникновение русской философии /XVIII - I половина XIX в./ (М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев). Попытки философского осознания пути России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н.Леонтьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков). Русская философия после 1917 года.
II. Философские проблемы
Тема 10. Учение о бытии (онтология)
Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Бытие, субстанция, материя, природа. Понятия материального и идеального. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Научные, философские, религиозные картины мира. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной.
Тема 11.Учение о развитии
Движение и развитие, диалектика. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Принцип системности.
Тема 12. Проблема сознания
Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Действительность, мышление, логика и язык. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема "искусственного интеллекта". Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Сознание, самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль).
Тема 13. Познание (гносеология)
Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Вера и знание. Субъект и объект познания. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Понимание и объяснение. Познание, творчество, практика. Проблема истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, "экономия мышления", практика, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Научное и вненаучное знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.
Тема 14. Научное познание
Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Этапы и уровни научного познания. Структура научного познания, его методы и формы. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Критерии научности. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности, наука и техника. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Тема 15. Ценность как способ освоения мира человеком
(аксиология)
Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Представление о совершенном человеке в различных культурах. Мораль и нравственность: общее и особенное. Нравственные ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Мораль, справедливость, право. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Смысл человеческого бытия.
Тема 16. Учение об обществе (социальная философия)
Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Проблема типологизацииисторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс, А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н.Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А.Кондорсе, Ж.-Ж.Руссо). Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.
Тема 17. Природа человека и смысл его существования
Проблема человека в историко-философском контексте. Человек как родовое существо. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Человек и природа. Человек в системе социальных связей. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Человек, общество, культура. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.
Тема 18.Духовная сфера жизни общества
Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание. Закономерности развития общественного сознания. Структура общественного сознания. Возникновение и развитие основных форм общественного сознания. Диалектика общественного и индивидуального сознания. Обыденное сознание. Общественная психология. Элементы и структура общественной психологии. Идеология и ее функции.
Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)
Современная цивилизация, ее особенности и противоречия. Будущее человечества. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Глобальные проблемы современности: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума. |