Программа вступительного экзамена по философии в МПСУ
Программа по философии предназначена для соискателей и аспирантов, поступающих в аспирантуру МПСУ.
Вступительный экзамен в аспирантуру МПСУ по курсу «Философия» принимается по программе, соответствующей государственному образовательному стандарту.
Поступающий в аспирантуру должен быть в курсе:
содержания основных философских течений, школ и систем прошлого и современности;
тенденций развития философского знания современной эпохи;
деятельности современных центров философской мысли: всемирных философских конгрессов, международных и отечественных философских конференций, философского общества России.
Поступающий должен знать:
Каково место философии в системе современных наук, историю ее возникновения, этапы развития, основные философские направления, сущность и содержание философии; методологическое значение основных законов, и принципов научного и философского знания, их содержание и специфику;
Основные положения философской онтологии, содержание и взаимосвязь философской, научной и религиозной концепций мироздания, современные научно-философские представления об эволюции Вселенной;
Сущность и специфику человеческого познания, его виды, формы, возможности и пределы познания, соотношение знания и веры; роль практики в формировании истинного знания;
Содержание философского учения о человеке, его природе, предназначении и смысле жизни, проблемы свободы и ответственности личности, роль человека в информационном культурном пространстве;
Сущность философского понимания общественного развития, структуру и функции основных сфер общественной жизни, формы общественного сознания;
Актуальные направления развития культуры, проблемы и перспективы современной цивилизации, характер современных глобальных проблем человечества.
Поступающий должен уметь:
На основе философского анализа явлений и процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении, логично и творчески применять основные положения философии;
Уметь делать выводы и обобщения, а также комплексно их использовать в практической деятельности;
Использовать методологические положения философии, знание категорий и законов философии при решении актуальных профессиональных задач в процессе практической деятельности;
Делать научно обоснованный социальный выбор на базе духовного плюрализма, уметь ориентироваться в системе ценностей и идеалов, проявлять твердость и принципиальность во взглядах и убеждениях.
Программа состоит из двух разделов: 1) история философии; 2) актуальные проблемы современного философского знания.
Раздел I. История философии. Предпосылки и генезис философии как методологическая проблема историко-философской науки. Понятие мифа. Становление религиозно-этических и философских традиций. Специфика философской мысли в древнем Китае. Конфуцианство и даосизм как первые школы древнекитайской философии. Начало философии в Индии. Основные классические системы (веданта, йога, буддизм). Античная философия. Переход от мифа к логосу. Происхождение, специфика античной философии. Философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения. Культура античного полиса. Основные школы и наиболее выдающиеся мыслители Древней Греции и Рима. Основополагающие идеи учений Фалеса, Пифагора, Демокрита, Парменида, Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, их последователей и критиков. Основные школы эпохи эллинизма (кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм). Дискуссионные проблемы изучения античной философии, ее непреходящая актуальность и общечеловеческая ценность.
Культурно-историческое своеобразие эпохи Средневековья и ее духовной жизни. Исторические условия возникновения христианства. Теологическая переработка мыслителями средневековья философского наследия Античности. Развитие христианско-философских идей от Августина Блаженного до Фомы Аквинского. Арабская «фальсафа». Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья (Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд и др.). Философская мысль средневековой Византии.
Философия эпохи Возрождения. Гуманизм как идейная платформа возрожденческой мысли. Антиклерикальная направленность культуры Ренессанса. Натурфилософия Н. Кузанского, Н. Коперника, Г. Галилея, Дж. Бруно. От геоцентризма к гелиоцентризму. Социально-политические учения Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма.
Становление новоевропейской науки и философии. Возникновение ремесленно-технической традиции. Гносеологические проблемы эпохи. Проблема метода в науке и философии. Онтология в Новое время. Проблема субстанции. Пантеизм. Крупнейшие мыслители ХVII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, В. Лейбниц и др.), своеобразие их философских учений и новаторский вклад в духовную культуру.
Философия эпохи Просвещения. Общие характеристики. Проблемы взаимоотношений философии, религии, науки и культуры. Французское Просвещение и французский материализм XVIII века (Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах) как идеологическая подготовка буржуазной революции конца XVIII века. Роль разума в познании и преобразовании мира. Идеи естественного права, концепция «договорного» возникновения государства (теория «общественного договора»). Д. Дидро и «Энциклопедия». От деизма к атеизму (П. Гольбах «Система природы»).
Немецкая классическая философия. И. Кант – основоположник немецкой классической философии. Докритический и критический периоды творчества И. Канта (априоризм, агностицизм, трансцендентализм). Философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. Философия Г. Гегеля: диалектика, противоречие метода и системы, панлогизм. Законы диалектики. Его основные труды по диалектической логике, философии истории, философии права, истории философии, философии религии и др. Л. Фейербах. Антропологический материализм и атеизм. Критика идеализма Гегеля. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса: диалектический и исторический материализм. Формационная концепция общества. Теория прогресса. “Капитал” К. Маркса как развернутое выражение единства экономического, социально-политического и философского учения марксизма. Философские труды Ф. Энгельса. Исторические судьбы философии марксизма.
Современная западная философия. Основные традиции и течения. Позитивистская традиция в XIX в. Этапы развития позитивизма: (позитивизм О. Конта, махизм, неопозитивизм, постпозитивизм). Нарастание пессимистических и иррационалистических тенденций в философии жизни (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон). Экзистенциализм, персонализм, философская антропология о жизни и смерти человека в отчужденном мире, проблема «страха смерти», «пограничной ситуации», абсурда существования (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю и др.). Поиски философией своего места в духовной жизни современного человечества. Традиционные типы философствования и опыт их модернизации (неотомизм, неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм). Человек и его бытие в мире в свете новых реальностей столетия - стержневая проблема современной философии. З. Фрейд, его последователи (фрейдизм и неофрейдизм) и критики о роли бессознательного и иррационального в жизни человека и общества. Культурологические аспекты в истолковании архетипизма сознания в психоанализе К. Юнга. Психология вождизма по работам В. Райха. Постмодернистская философия: основные представители и проблемы обсуждения.
Своеобразие и основные характеристики русской философии. Зарождение философии на Руси. Особенности русского Просвещения. Выдающиеся русские мыслители: И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, Н. Ф. Федоров, П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. Н. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. Флоренский и др. Западники и славянофилы. В. С. Соловьев и его идеал всеединства. Попытка создания цельного теоретического мировоззрения, как синтеза науки, философии и религии. Самобытность и перспективы «русского космизма» (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, Л. Чижевский и др.). Проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти в философии Н. А. Бердяева. Трагизм воздействия этих идей на последующие поколения русских философов и русской философии конца XIX-начала XX в. Религиозные философские системы перед лицом реалий XXI в.: неотомизм, протестантская «теология смерти», католическая «теология освобождения», философские поиски православия, ислама, буддизма. Усиление тенденций к глобальному синтезу человеческой мудрости для разрешения смысложизненных проблем современности. Обобщающие итоги и выводы историко-философской науки в третьем тысячелетии.
Раздел II. Актуальные проблемы современного философского знания. Онтология как учение о бытии. Единство мира и его многообразие. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материя как философская категория. Объективная реальность. Современная наука об эволюции материи и о структурных уровнях её организации. Научные, философские и религиозные картины мира. Материальное единство и многообразие мира. Категория субстанции. Движение как атрибут материи, его основные формы и их взаимосвязь. Движение и развитие. Диалектика как всеобщее учение о развитии. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Пространство и время как формы существования материи. Единство движения материи, пространства и времени. Специфика социального пространства и времени. Современная научно-философская картина мира.
Сущность, структура, функции, генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Психика, ее структура. Отличие психики человека от психики животного. Сознание и бессознательное. Сознание, самосознание и личность. Структура и функции сознания. Мышление как «ядро» сознания, его уровни (рассудок и разум) и формы. Мышление и язык. Единство сознания, языка и мышления. Сознание и мозг. Материальное и идеальное. Свойства сознания: идеальность, рефлексивность, интенциональность, творческая активность. Социальная сущность сознания. Становление сознания в филогенезе и онтогенезе.
Познание как объект философского исследования. Объект и субъект познания. Многообразие форм знания. Познание, понимание, оценка и объяснение. Чувственное познание и его формы: ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание, его специфика и основные формы: понятия, суждения, умозаключения. Роль практики в процессе познания, виды практики. Научное и ненаучное знание. Структура знания. Истина как гносеологическая характеристика. Корреспондентская, когерентная, конвенциональная и др. теории истины. Относительная и абсолютная истина. Истина как процесс. Истина и заблуждение. Критерии истины.
Наука как социокультурный феномен. Истоки науки, этапы ее развития. Специфика научного знания, его структура и формы. Классификация научного знания. Корпус научного знания. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней в научном познании. Структура и функции научной теории. Взаимодействие теории и практики. Естественные, социально-гуманитарные и технические науки: их сходства и различия. Методология научного познания. Классификация методов. Философия и ее роль в научном познании. Формы и методы эмпирического и теоретического исследования. Взаимодействие методов. Понятие методологии. Рост, развитие научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука как вид рациональной теоретической деятельности. Наука как социальный институт. Наука и культура, их взаимосвязь. Наука и техника. Сциентизм и антисциентизм.
Человек как объект философского исследования. Загадка антропосоциогенеза. Становление вида Homo sapiens. Человек и природа. Человек в системе социальных связей. Деятельность как способ существования и самореализации человека. Ареалы экзистенции человека. Человек и социально-исторический процесс. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Личность и общество. Личность и массы. Смысл человеческого бытия. Свобода личности и ответственность. Природа ценностей в эпоху постмодернизма. Философская антропософия: плюрализм подходов к проблеме смысла человеческого бытия.
Общество как саморазвивающаяся система. Социальные институты. Структура общества. Социальная стратификация. Социальное действие. Социальные цели, ценности, идеалы. Проблема социального прогресса. Традиционное и инновационное общество. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Позитивистская, формационная, цивилизационная, волновая концепции общественного развития. Запад-Восток-Россия. Свобода и необходимость. Общество в историческом и аксиологическом измерениях. Проблемы современного информационно-технического общества. Человеческий смысл истории.
Духовная жизнь общества. Общественное бытие и общественное сознание. Общественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь. Обыденное и теоретическое сознание. Формы общественного сознания, их взаимосвязь. Политика, политическое сознание. Право, правовые институты, правосознание. Мораль, справедливость и право. Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни. Понятия культуры и цивилизации. Роль культуры и цивилизации в познании общества. Будущее человечества как субъекта истории. Мировая ситуация конца XX - начала ХХI века.
Глобальные проблемы современности и будущее человечества. Предпосылки возникновения общепланетарных проблем. Динамика взаимодействия общества и природы. Проблема пределов роста. Экология, демография, милитаризм в контексте глобалистики. Мировой порядок. Проблема сохранения человека как биологического вида. Будущее цивилизации, стратегия выживания. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего человечества. Перечень вопросов по философии к вступительному экзамену в аспирантуру
Предмет философии. Место философии в системе культуры и в жизни человека.
Структура философского знания. Функции философии.
Основные философские учения Древнего Китая.
Древнеиндийская философия. Основные классические системы (веданта, йога, буддизм).
Древнегреческая философия: периодизация, основные школы.
Античная натурфилософия, ее идеи и школы.
Софисты и Сократ.
Учение Платона об идеях, душе и познании.
Учение о государстве Платона и Аристотеля.
Логика Аристотеля.
Основные философские учения эпохи эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).
Своеобразие средневековой философии. Патристика и схоластика.
Фома Аквинский – величайший представитель схоластической философии.
Философии эпохи Возрождения: антропоцентризм и гуманизм.
Натурфилософия эпохи Ренессанса. Пантеистические идеи философов эпохи.
Философии Нового времени: гносеологические и методологические проблемы.
Категория субстанции в философии Нового времени.
Основные принципы философии Р. Декарта.
Ф. Бэкон о методе познания. Учение об идолах.
Человек, природа, общество в концепциях французских просветителей.
Д. Дидро и «Энциклопедия». Наука в эпоху Просвещения.
Особенности немецкой классической философии. Основные представители.
Докритический и критический периоды творчества И. Канта.
Этическое учение И. Канта. Понятие категорического императива.
Объективно-идеалистическая система Г. Гегеля. Законы диалектики.
Марксистская философия: диалектический и исторический материализм.
Волюнтаристическая философия А. Шопенгауэра.
Философия жизни Ф. Ницше.
Своеобразие и основные характеристики русской философии.
Концепция всеединства В. Соловьёва.
Русский космизм.
Проблема человека в философии экзистенциализма.
Позитивизм, его исторические формы.
Проблема человека, его психики в трудах З. Фрейда и неофрейдистов..
Постмодернизм: основные идеи.
Философское учение о материи как объективной реальности и ее атрибутах.
Сознание, его происхождение, структура, сущность.
Познание как объект философского исследования. Субъект и объект познания.
Философские концепции истины.
Научное познание: формы, уровни, методы.
Проблема веры и знания.
Человек как объект философского исследования. Загадка антропосоциогенеза.
Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества.
Личность и общество.
Духовная жизнь общества. Формы общественного сознания.
Нравственные, эстетические и религиозные ценности и их роль в человеческой жизни.
Основные концепции общественного развития.
Эволюционная и революционная формы общественного развития
Культура и цивилизация. Перспективы развития постиндустриальной цивилизации.
Глобальные проблемы современности.
Литература
Алексеев П.В. История философии : учебник для вузов / П. В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М. : Проспект, 2006. - 236 с.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.– М.: Проспект, 2010- 592 с
Александров, В. И. Античная философия [Текст]: учебное пособие / В. И. Александров. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2013. - 108 с.
Губин В.Д. Философия: Учебник.- М.: Проспект, 2010.. - 286 с.
Гуревич П.С. Основы философии : учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2007. - 437 с.
История философии [Текст]: учебник для вузов / П. В. Алексеев ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. - М.: Проспект, 2009. - 236 с.
История философии [Текст]: учебник для вузов "Философия" / Г. В. Гриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. образование, 2009. - 685 с.
Канке В.А.. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов по дисц. "Философия" (ГСЭ-10) / В. А. Канке. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, [2006]. - 375 с.
Лебедев С. А. Философия науки. ЮРАЙТ. – М.: 2014. – 296 с.
Миронов В.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2009. - 456 с.
Основы философии [Текст] : учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / А. А. Горелов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия , 2008. - 253 с.
Спиркин А.Г. Философия : учеб. для вузов / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М. : Гардарики, 2008. - 735 с.
Философия : курс лекций : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. В. Л. Калашникова. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 383 с.
Философия : учеб. пособие для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. - Изд. 13-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 571 с.
Философия: учебник для вузов / [В. В. Миронов и др.]; под ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2008. - 911 с.
Философия: учебник для вузов / Г. И. Иконникова и др.; под ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006. - 506 с.
Философия: учебник для вузов / [Ю. А. Харин и др.]; под ред. Ю. А. Харина. - 8-е изд. - Мн. : ТетраСистемс, 2006. - 442 с.
Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 622 с.
Философия: учебник для нефилос. спец. вузов / [А. В. Аполлонов и др.]; под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - [5-е изд., перераб. и доп.]. - М.: Академический Проект: Культура, 2008. - 681 с.
Интернет-источники: 1. http:/www.philosophy.ru Философия в России.
2. http:/www.intencia.ru Все о философии.
3. http:/www.anthropology.ru Философская антропология.
4. http:/www. ido rudn.ru Электронный учебник по философии. Авторы Гречко П. К. и Вержбицкий В. В.
5. http:/www.filo-lecture.ru Курс лекций по философии. Дополнительная литература
Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского.- М., 1991.
Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. - СПб.: Изд-во РХГИ: Амфора, 2001
Аристотель Политика. Метафизика. Аналитика: [пер. с древнегреч.] - М. : Эксмо. - СПб.: Мидгард, 2008. - 958 с.
Аристотель. Сочинения. В 4 т. – М., 1976-1984.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
Богомолов А.С. Античная философия. Изд. 2-е. - М.: Высш. шк., 2006. - 388 с.
Бэкон Ф. Соч. В 2 т. - М., 1977-1978.
Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли.- М., 1989.
Вундт, Вильгельм. Введение в философию. 3-е изд. - М.: Добросвет: КДУ, 2006. - 354 с.
Гегель. Наука логики. В 3 т. - М., 1970-1972.
Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3 т. - М., 1974-1977.
Гоббс Т. Соч. В 2 т. - М., 1989-1991.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980
Гулыга А.В. Гегель. – М., 1994.
Гулыга А.В. Кант. – М., 1994.
Декарт Р. Соч. В 2 т. - М., 1989-1991.
Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
История философии. Запад – Россия – Восток. В 4 кн. – М., 1995-1999.
Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.
Канке В. А.. Философия для юристов: учебник для вузов. - М.: Омега-Л, 2009. - 412 с.
Кант И. Критика практического разума. - СПб., 1995.
Кант И. Критика способности суждения. - М., 1995.
Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994.
Кессиди Ф.Х. Сократ. – М., 1982.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1985.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990.
Лейбниц Г.В. Соч. В 4 т. - М., 1982-1989.
Локк Дж. Соч. В 3 т.- М., 1985-1988.
Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. – М., 1982.
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. - М., 1989.
Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М., 1997.
Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - М., 1995.
Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: Человек в мире. – М., 1990.
Момджян Х. Французское Просвещение XVIII века. – М., 1983.
Переломов Л.С. Конфуций. – М., 1993.
Платон. Сочинения. В 4 т. – М., 1990-1995.
Рассел, Бертран. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. Изд. 6-е, - М: Академический Проек. 2008. - 1000 с.
Рерих Е.И. Основы буддизма. – Улан-Удэ, 1991.
Фейербах Л. Соч. В 2 т. - М., 1995.
Философский энциклопедический словарь [Текст] / [ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко]. - М.: ИНФРА-М , 2007. - 575 с.
Философия : Учебно-методический комплекс / Сост.: Г. Б. Святохина. - Уфа: УГУЭС, 2013. - 108 с.
Философы Франции [Текст] : словарь / Рос. акад. наук, Ин-т философии, Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. ; под общ. ред. И. И. Блауберг. - М.: Гардарики, 2008. - 320 с.
Фихте И.Г. Сочинения. М., 1995.
Хрестоматия по философии [Текст] : учеб. пособие / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. ; сост. П. В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 569 с.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.
Шапошников Л. Е. История русской религиозной философии [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Е. Шапошников, А. А. Федоров. - М.: Высш. шк., 2006. - 444 с.
|