Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня»





НазваниеУрок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня»
Дата публикации18.07.2014
Размер44.1 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тема: «Свет пряничного коня».

Цели урока:

Образовательные:

  1. Обучить аналитическому восприятию художественного произведения.

  2. Продолжить развитие умения работы в ТРКМЧП.

  3. Обучать сравнивать и делать выводы на основе сравнения с использованием «Сводной таблицы» и делать выводы.

  4. Продолжить обучение составлению «Синквейна».

  5. Обучить выделению необходимой для урока информации из презентуемого материала.

  6. Развивать умение ставить «тонкие» и «толстые» вопросы.

Развивающие:

  1. Развивать образное мышление учащихся.

  2. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать толерантное отношение к землякам, родному селу, друзьям, бабушке и дедушке, родителям.

  2. Прививать умение видеть красоту окружающего мира.

  3. Дать понятие нравственного и безнравственного поведения, самооценки, самоутверждения.

  4. Дать понятие «совести» как внутреннего мерила человеческих поступков.

  5. Показать, что детская пора человеческой жизни оказывает влияние на всю последующую жизнь.

  6. Научить неоднозначности суждения о людях.



1.Стадия вызова.
1. Просмотр презентации о В.П.Астафьеве и его книге.

Слайд № 1.Автор, название произведения. Комментарий учителя.

Слайд № 2. Тема урока: «Свет пряничного коня».

Слайд № 3. Цели урока.

Слайд № 4. « Тонкие» и «толстые» вопросы.

О ком эта история? Почему бабушка подарила внуку коня?

Какой это «свет» обозначен в теме? Объясните, почему он сравнивает 2

семьи?

Что значит пряничный конь? В чем различие между семьями ?

Как звали героя произведения?

Было ли это событие важным? Что, если бы бабушка не купила пряник

Слайд № 5. Портрет писателя. Стихи: конем?

Мир детства, с ним навечно расставанье.

Назад ни тропок нету, ни следа.

Тот мир далек, и лишь воспоминанья

Все чаще возвращают нас туда.

Кайсын Кулиев.

Комментарий учителя: Биография В.П.Астафьева практически полностью представлена в его творчестве.

Слайд № 6. « Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка» - так повествует герой рассказа «Звездопад» Мишка Ерофеев.

Слайд № 7. «Именно так родился и сам писатель - при свете лампы в ночь 2 мая 1924 года в сибирском селе Овсянка на берегу реки Енисей. Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать: она утонула в Енисее. Река отметиной пройдет по всем его произведениям. Он напишет о ней свои лучшие книги и в каждой из них помянет свою маму Лидию Ильиничну».
Слайд № 8. Родители. Фотография с матерью и отцом.

Тексты: « Если бы мне было дано повторить свою жизнь, я бы выбрал ту же самую... И лишь одно я бы попросил у своей судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь». Об отце писатель вспоминает с жалостью и мужественной прямотой: « Папа мой, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и маленько хвастун».
Слайд № 9. Книга В.П.Астафьева «Последний поклон».

Слайд № 10. Обложка книги «Конь с розовой гривой».

Слайд № 11. В.П.Астафьев с бабушкой Екатериной Петровной Потылицыной.

Вопрос учителя после просмотра презентации: на какие вопросы вы уже можете дать ответы?

Предполагаемые ответы: Рассказ о людях, которые дороги, и о себе. Пряничный конь значил для героя в детстве не только лакомством, но и был символом самоутверждения. Мальчика звали так же, как и автора – Витя. Событие, связанное с «конем», было важное, раз о нем автор сочинил рассказ.

Задание: Чтобы ответить точнее на «толстые» вопросы, нужно еще поработать. Попробуем сравнить 2 семьи.
2.Стадия осмысления.

1.Попытаемся определить линии сравнения.

2. Работа в группах по «Сводной таблице».

Слайд № 12.


Семья Витьки

Линии сравнения

Левонтьевская семья




Состав семьи







Семейный уклад, порядки







Отношение к вере







Отношения старших и младших членов семьи







Нравственные качества







Отношение к труду







Отношение к чужой собственности







Отношение к природе







Дом





3.Выводы по таблице предположительно будут такие: левонтьевская семья очень плохая, а семья Витьки хорошая.
4.Фронтальная и групповая работа проводится для того, чтобы научить неоднозначости видения героев.

Вопросы учителя :

а) Можно ли однозначно судить о семьях и оценивать их положительно или отрицательно? Если левонтьевская семья такая плохая, почему героя туда неудержимо влечет? Почему бабушка не запрещает ему дружить с их ребятами? Почему писатель вспоминает об этих людях в других рассказах?

б) Что мы узнаем об этих же людях из других рассказов, вошедших в книгу «Последний поклон» ?(Приложение №1) Работа в группах: каждая группа зачитывает свой отрывок и выносит собственное суждение. Предыдущие выводы дополняются.

в) На прошлом уроке мы уже говорили о том, как Санька плохо влиял на Витю. Может быть, им не нужно дружить вообще?

Заслушиваются мнения групп, делается вывод, предыдущие выводы дополняются.

Предположительно, дополнения будут такими: не только Санька влияет на Витю, но и Витя способствует своей честностью, добротой, уважением к старшим – всем лучшим, что в нем есть, влиять на Саньку.

г) Какое из качеств Вити заслуживает особого уважения? Кем заложено это качество?

Предполагаемый ответ: совесть.

5.Групповая работа.

Вопрос учителя: А что такое «совесть»?

Ребята пытаются сформулировать ответ.

Слайд № 14. Определение совести из словаря Ожегова.
6. Творческое осмысление в группах: ребятам предлагается раскрасить сердце так, чтобы видно было, как чувствовал себя герой, когда обманул бабушку, и пояснить, что означают те или иные цвета. Учитель дополнит ответы учащихся словом «самовоспитание».
7. Возвращение к началу урока, ответы на «толстые» и «тонкие» вопросы.
3. Рефлексия.

Учащимся предлагается составить синквейн со словом «конь», так как уже само слово имеет метафорическое значение.
Домашнее задание: расскажите дома эту историю родителям и попросите их вспомнить что-то подобное. Что для них является символом жизненных уроков, вынесенных из детства? Нарисуйте этот символ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconУрок мудрости и доброты по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconУрока: Дидактические
Урок-исследование «Бабушкин пряник – светлая радость детства!» по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», проведенный 22...
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconУрок литературы в 6 классе Тема урока: В. П. Астафьев «Конь с розовой...
...
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconИсследование по литературе в 6-а классе. Учитель Лобанов Н. А. Тема:...
Оформление: Доска: Сюжет (фр предмет) – цепь взаимосвязанных событий. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией,...
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconКонспект урока литературы в 6 классе. В. Астафьев. «Конь с розовой...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconБоевой конь в системе ценностей кубанских казаков
Неудивительно, что он не раз привлекал внимание казаковедов. Необходимо отметить работы О. В. Матвеева, который рассматривает коня...
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconВ каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В....
Тема: в каждом дне жизни всегда есть что-нибудь хорошее (по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconКонспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино...
План-конспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» с применением технологии групповой деятельности
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconУрока Урок дан в 11 «В» общеобразовательном классе. Тема «Свет. Цвет»
Данным уроком заканчивается изучение раздела: «Оптика». В качестве актуализации опорных знаний выступали вопросы по теме: «Свет,...
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Неизгладимый след в душе маленького Витьки по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наш урок внеклассного чтения будет посвящён рассказу Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка». Имя автора вам уже известно по произведению...
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconУрок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Е. Носова «Красное вино победы»
Победы. Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям Бориса Васильева, Василя...
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconВезучая
Олег идет пьяный, шатаясь, падает в снег поперек дороги. Лежит на спине, пытаясь напевать: «Три белых коня. Эх! Три белых коня! Декабрь,...
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconТема: "Сказка Розовой звезды" Цель
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconТема: Дымковская игрушка. Лепка коня
Изучить методическую и познавательную литературу по вопросам экологического воспитания и образования дошкольников
Урок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«свет» и «фор». «Свет» —это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск