Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 189.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер189.74 Kb.
ТипИсследовательская работа
100-bal.ru > Литература > Исследовательская работа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыбаловская средняя общеобразовательная школа»

Томского района Томской области

Образ учителя в литературе писателей XX века



Исследовательская работа

ученицы 8 класса

Черниковой Алены

Научный руководитель-

Рябова Н.В.

2013 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Учитель – это духовный наставник……………………. 3

Глава 1. Неизгладимый след в душе маленького Витьки (по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» …………………….5

Глава 2. Нравственная сила подвига Мороза (по повести В. Быкова "Обелиск") ………………………………………………………………6

Глава 3. Уроки человечности и добра (по повести В. Г. Распутина "Уроки французского" …………………………………………………………..8

Глава 4. «Души прекрасные порывы» Надежды Георгиевны (по повести А. Лиханова "Благие намерения")……………………………………….10

Глава 5.«Главное в людях всё-таки – талант человечности» (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»)…………………………………….12

Глава 6. Как закалял лукавые детские души Харлампий Диогенович (по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)……………15

3аключение…………………………………………………………….. 16

Список литературы……………………………………………………..17

Введение .Учитель – это духовный наставник.

Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах?

Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник - в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель - в мыслях и поступках людей.

Учитель… Если обратиться к толковому словарю, то слово это означает «наставник, преподаватель; профессор, обучатель». В нашей стране все профессии одинаково важны. Но с большим уважением относятся к профессии учителя. Так и должно быть. Ведь именно учитель ведёт нас сквозь годы детства, отрочества, юности; именно учитель совершает каждодневный, незаметный подчас подвиг – отдаёт нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Учитель – это наш духовный наставник.

Почему я выбрала эту тему? Образ учителя в литературе встречается не часто, и отношение к нему неоднозначно. Читая на уроках литературы рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет», я задумалась, а какие еще есть произведения о школе, учителях, почему учитель оставляет глубокий след в душе ученика….. Так появилась моя работа.

В чем актуальность моей работы? Мне хотелось показать, насколько важна и ответственна работа учителя, что сила воздействия учителя на ученика огромна и что эта профессия, пожалуй, одна из главных на земле.

Цель исследования: раскрыть образ учителя в русской литературе ХХ века Задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;

  • подобрать художественные произведения русской литературы ХХ века, в которых присутствует образ учителя;

  • проанализировать страницы произведений, связанные с образом учителя;

  • понять, какой след оставляет учитель в душе маленького человека.

Предметом исследования являются художественные произведения писателей XX века:

  • В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

  • В. Быков «Обелиск»

  • В.Г. Распутин «Уроки французского»

  • А. Лиханов «Благие намерения»

  • А.Алексин «Безумная Евдокия»

  • Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»



Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.
В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Какой след оставил учитель в душе рассказчика - об этом моя 1 глава.



Глава 1. Неизгладимый след в душе маленького Витьки (по рассказу В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
У каждого человека есть любимый учитель, но не все могут написать о нем рассказ, как это сделал Виктор Петрович. Его учитель, Евгений Николаевич, оставил неизгладимый след в душе маленького Витьки.

Много людей, да что там много, все в деревне уважали учителя и относились к нему очень хорошо. У Евгения Николаевича была жена и маленький ребенок, и все тетки в деревне помогали им как могли, но учителя не воспринимали это как должное. Как и в любой деревне, в Овсянке были разные люди, пьющие и непьющие, трудоголики и лентяи, но независимо от того, какой человек попадался на пути учителю, он с уважением здоровался и общался с ним. В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель имел большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется еще и в том, что получить образование было очень сложно, для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.

Учитель запомнился Вите очень хорошо: его глаза, прическа, манеры. Лицо его не было примечательным, волосы всегда зачесаны назад, бледное лицо и добрая, слегка виноватая улыбка. За деревенских детей учитель стоял горой и делал все для них, как для родных. «Он так много знал! О деревьях, о животных, обо всем он нам рассказывал»,- восхищался маленький Витя. Учителя были заводилами в деревенском клубе. Учили играм и танцам, ставили смешные пьесы. Когда учителя начали работать, в школе не было ни парт, ни скамеек, ни учебников, но они сделали все, чтобы обучать детей. В скором времени в школе было все, что нужно. Дети и их родители были благодарны.

Ну, а если задуматься, для чего им все это было нужно? Ведь главное, чтоб свой ребенок был сыт, одет, обогрет. Но только не для Евгения Николаевича. Случай на природе тому доказательство. Впервые увидев гадюку, он испугался, но не за себя, за детей. Схватил палку и начал бить ее, каково же было удивление ребят, когда они узнали, что Евгений Николаевич никогда в своей жизни не встречал змей.

Побольше бы таких учителей, которые с душой относятся к своему любимому делу и думают о других, чего бы им это ни стоило.

Глава 2. Нравственная сила подвига Мороза ( по повести В.Быкова"Обелиск")




Если рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева описывает события до войны, то повесть Василя Быкова «Обелиск» посвящена образу настоящего педагога, его работе в период Великой Отечественной войны.

Учитель Алесь Иванович Мороз – настоящий герой. Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил ни одного фашиста. Это, во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах, учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг. Правда, в самой повести автор не дает однозначного "да - нет" на этот вопрос. Он просто вводит две полемические позиции: Ксендзова и Ткачука. Ксендзов как раз убежден, что подвига не было, что учитель Мороз не герой и, значит, зря его ученик Павел Миклашевич, чудом спасшийся в те дни арестов и казней, чуть ли не всю оставшуюся жизнь потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске над именами пятерых погибших учеников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича.

У таких, как Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Мороза: ведь тот сам, оказывается, ходил в немецкую комендатуру и добился, чтобы открыли школу. Но комиссар Ткачук знает больше: он проник в нравственную сторону поступка Мороза. "Не будем учить мы - будут, будут оболванивать они" - вот принцип, который ясен учителю, который понятен и Ткачуку, присланному из партизанского отряда, чтобы выслушать объяснения Мороза. Оба они познали истину: борьба за души подростков продолжается и во время оккупации.

Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. Несомненно, он понимал, что обещание фашистов освободить ребят, устроивших диверсию на дороге, если явится их учитель - ложь, фарисейство. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги-изуверы используют этот факт против него, дискредитируют все то, чему он учил детей.

И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его и ребят. И такой была нравственная сила его подвига, что Павлик Миклашевич, единственный уцелевший из этих ребят, пронес идеи своего учителя через все жизненные испытания. Став учителем, он передал Морозовскую "закваску" своим ученикам. И Ткачук, узнав, что один из них, Витька, помог поймать недавно бандита, удовлетворенно заметил: "Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать".




В повести, таким образом, намечены пути трех поколений: Мороза, Миклашевича, Витьки. Каждое из них достойно совершает свой героический путь, не всегда явно видимый, не всегда всеми признаваемый...

Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других.

Спор, который ведется в повести "Обелиск", помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты.

Глава 3."Уроки французского" – уроки человечности и добра.
Странно: почему мы так же, как и перед

родителями, всякий раз чувствуем

свою вину перед учителями?

И не за то вовсе, что было в школе, - нет,

а за то, что сталось с нами после.

В. Распутин

Школьные годы – это время, когда надо задавать себе вопросы, когда ещё не поздно что-то изменить или развить в себе: знания, характер, привычки, убеждения. Надо помнить, что ещё никому не удалось стать человеком, человеком хорошим с помощью только знаний. Образование – это не просто сумма знаний. А это ещё и образование души, характера, воспитание чувств, воспитание гражданственности.
И все эти качества закладываются в школьном возрасте. Если человек, выходя из стен школы, обнаруживает нравственную глухоту по отношению к близким, недостаток души и сердца, то это нельзя возместить никакой образованностью. Воспитание начинается с детства. В этом возрасте всё крайне обострено, восприятие мира не терпит неискренности. Об этом повесть В.Г.Распутина "Уроки французского."

Меня поразили взаимоотношения между учительницей Лидией Михайловной и героем рассказа. Мальчику очень повезло, что ему досталась такая классная руководительница, как Лидия Михайловна, очень добрая и отзывчивая девушка. Видя, как мальчик старается учить французский язык, но у него не выходит, она решила позаниматься с ним дополнительно.

Вскоре она узнает о серьезной проблеме: мальчик играл на деньги, а это очень опасно, его могли отчислить из школы. Бедное положение мальчика очень задевает ее, и она решает помочь ему всеми силами, как только может. Она старалась усадить его за стол пообедать и даже посылала ему тайно посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Учительница не настаивает — она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику.

В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на «грех» — она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, «преступление» раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. Через много лет, возможно, Лидия Михайловна и не вспомнит о том, как она посылала макароны своему ученику. А сейчас, молоденькая учительница приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние, своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика.



Ее внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки — уроки человечности и добра.

Честь и совесть никогда не позволят быть равнодушными к чужой беде. Понять чужую боль, быть рядом, сочувствием и соучастием помочь другому в тяжелую минуту – этому учит нас героиня повести Валентина Распутина.

Глава 4. «Души прекрасные порывы»Надежды Георгиевны (по повести А. Лиханова "Благие намерения")
Нравственный облик педагога-современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения».

Главная героиня, выпускница пединститута, решает не хитрить после выпуска и поехать туда, куда отправят, наперекор матери и рассорившись вследствие этого со всей своей семьей. Немного опоздав к началу четверти, Надежда обнаруживает, что ее место учителя литературы уже отдано другому человеку, и единственная должность в этом маленьком городке - воспитательница первоклассников в школе-интернате. Так, по воле судьбы, встречаются 22-летняя девушка и 22 крохи-сиротки. Чтобы дети не чувствовали себя обделёнными, она решает привлечь внимание бездетных семей к детдому. Она должна была воспитывать ребёнка – первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой.

Представим интернатскую лестницу перед началом занятий, стайку растерянных «малышей, прижавшихся к перилам. На каждой ступеньке – маленький человек с удивленными, печальными, непонимающими глазами». И новую их воспитательницу, почти ещё девочку, Надю, Надежду Георгиевну, тоже растерянную (готовилась преподавать литературу в старших классах, а попала к «первоклашкам» в няни), не имеющую, понятно, ни материнского, ни учительского опыта, но потрясенную бедой этих детишек, может, и не вполне осознаваемой ими самими.

«Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе».

«Детям автомобильных катастроф, смертей и даже землетрясений, а чаще всего человеческих ошибок и взрослой слабости, это были особенные дети, - понимает юная учительница. – Лишённые родительской ласки, они даже не знали, что она бывает. Человек может и не подозревать о счастье, если он его не испытал. А если испытал?»

Есть в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, – Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между «совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.

В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность « почётно» отступить на «хорошо подготовленные» позиции отчего дома. Да и мама постоянно зовёт Надю домой, убеждая, что «жизнь свою человек способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё не ведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.
Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади.

Глава 5.«Главное в людях всё-таки – талант человечности» (по повести А.Алексина «Безумная Евдокия»)
Немного по-иному, в другой ситуации, показывает нам свою героиню А.Алексин в повести «Безумная Евдокия». Евдокия Савельевна является классной руководительницей 9 «Б» класса. Ей было пятьдесят четыре года: «она называла себя «предпенсионеркой». Но ей можно было дать и пятьдесят семь, и тридцать девять: она была, как говорят, женщиной без возраста» . Повествователь не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны, когда на одном из родительских собраний она объясняла, как важно прививать детям чувство прекрасного. А при этом «поверх модных, где-то впопыхах, случайно купленных брюк она могла надеть широкую юбку, заправить в неё мужскую ковбойку, а в короткие, под мальчишку подстриженные волосы воткнуть костяной гребень «времён Очаковских и покоренья Крыма» . Она могла ранней весной выйти на улицу в белой панаме, хотя все ещё ходили в пальто. Борясь за коллективизм, Евдокия Савельевна «очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе». Рассказчик, Олин папа, «уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет».
Разумеется, Евдокия Савельевна, обуянная идеей коллективизма, не выносила какого-либо проявления индивидуального, не похожего на других, характера. В классе она выделяла тех, кто ничем не выделялся. А её любимые слова: «все», «со всеми», «для всех»… Поэтому она с самого начала повела методичную борьбу против ошибочных, по её мнению, воспитательных методов Олиных родителей.
Девятиклассница Оля, талантливая, своенравная, с усмешкой относится ко многим коллективным мероприятиям «безумной Евдокии», к её вулканическому характеру, ко всякого рода встречам нынешних учеников Евдокии Савельевны с её бывшими. Оля считает, что Евдокия Савельевна только всех от дел отрывает. Родители Оли не поддерживали авторитет учительницы, а внушали дочери, что она должна быть снисходительна к «безумной Евдокии» (так, кстати, прозвала учительницу именно Оля).
В своей работе «безумная Евдокия», как рассказывает Олин отец, старательно вытравляла в учениках всё неповторимое, своеобразное, она стремилась к тому, чтобы каждый был «как все» – в кино и на выставке, на экскурсии и в походе… Ей важно было пробудить в каждом ученике чувство причастности к классу, к коллективу… У Оли это вызывало внутреннее противодействие.
Когда завуч школы предложила организовать выставку Олиных рисунков и скульптур, «безумная Евдокия» предпочла устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руке кисточку или карандаш, а у Оли взяла только два рисунка, «чтобы было не больше, чем у других». В спектакле по шекспировской пьесе «Двенадцатая ночь», которую школьники играли на английском языке, Евдокия Савельевна поручила Оле третьестепенную роль, хотя всем было известно, что Оля владела английским лучше других. «Главные роли исполняли любимые Евдокией посредственности», - рассказывала Оля родителям.
В своей приверженности к массовым профессиям (диспетчера, водителя самосвала и т. п.) Евдокия Савельевна, как убеждает нас Олин отец, не понимала, что призвание художника, талант скульптора нисколько не отделяет человека от массы. «Безумная Евдокия» пыталась приобщить Олю ко всем остальным за счёт и вопреки её индивидуальности. Послушные ученики вслед за своей учительницей «не желали замечать того, что было для них непривычным. Яркое не радовало, а ослепляло их». Именно это Олин отец считает причиной «частых страданий и слёз» его дочери.
Тем злополучным воскресным утром, когда, собственно, и происходит действие повести, явившись на квартиру Олиных родителей, Евдокия Савельевна объявляет, что накануне, в субботу, во время классного похода по местам боевой славы, Оля пропала, ушла из отряда неизвестно куда… И не вернулась. А ведь прошла целая ночь! Где же Оля?… С Олиной матерью стало плохо: нервный приступ, душевное расстройство, потеря рассудка… По дороге из больницы происходит диалог между рассказчиком, Олиным отцом, и учителем. Она доказывает, что поступок Оли безнравственен: желая быть первой, раньше всех достичь цели похода, она ушла вечером из отряда и не сказала никому ни слова. Девочка даже не подумала о том, какое беспокойство принесёт её честолюбивый поступок всему классу и ответственной за поход Евдокии Савельевне.
Учительница говорит, что главное в людях всё-таки – талант человечности.
Писатель не склонен выдавать Олю за пассивный объект двух педагогических воздействий: родительского и учительского. Оля пытается оправдать свой поступок, ссылаясь на то, что она хотела пройти путём Мити Калягина, бывшего ученика Евдокии Савельевны, спасавшего раненых бойцов в годы войны, доставлявшего им лекарство тайком от врага. Отец резко говорит дочери: «Он (Митя Калягин) прошёл этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека» .
Вроде бы незначительные ошибки родителей в воспитании дочери привели к формированию эгоцентрического характера девушки. В одном случае она забыла о своей подруге, пригласив её на встречу с известным художником. И Люся стояла внизу с тяжёлой папкой Олиных рисунков. Она слышала сквозь окно, как Оля острила, проявляя на глазах у знаменитости свою эрудицию. В другом случае она не заметила любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехалась над ним. В своей самовольной ограниченности Оля не хотела видеть немалых достоинств учительницы: её одержимости в работе, внимательного отношения к каждому, даже самому рядовому ученику.
Постепенно мы замечаем, как много привлекательного и даже прекрасного в «безумной Евдокии». Она с горечью говорит, что во многом сама виновата: ворвалась утром в дом Оли с известием, что та пропала, и это довело Олину мать до безумия. Но разве могла она поступить иначе? Ведь не будь Оля воинствующей эгоцентристкой, она, даже удрав из лагеря, пришла бы домой. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмёт на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для неё непосильной.
В конце повести рассказчик мысленно признаёт, что, хотя он вместе с женой Надюшей сумел отстоять право формировать характер дочери и таким образом победил Евдокию Савельевну, «эта победа стоила Наденьки жизни. Или здоровья». Такова цена этической невоспитанности их дочери. Такова цена прозрения отца Оли.
И тут мы понимаем, что на протяжении почти всей повести смотрели на «безумную Евдокию» глазами Олиного отца, а , стало быть, глазами самой Оли. Понимаем, что составили для себя искажённый портрет прекрасной воспитательницы, умной и справедливой… Нет, не стремилась она выстраивать в один общий ряд всех учеников, - она лишь Олю хотела вернуть в коллектив, а точнее сказать, к людям, от которых Оля в упоении своими успехами оторвалась. Одиночество было ей наказанием… «Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество», - говорит Евдокия Савельевна. И мы с ней соглашаемся. Наконец, мы видим её такой, какая она есть на самом деле, видим своими собственными глазами: несуразно одетую, но мудрую, прозорливую, всю жизнь отдавшую своим питомцам.

Глава 6. Как закалял лукавые детские души Харлампий Диогенович (по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном Ф. Искандером, у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками .

В школе появляется новый учитель математики Харлампий Диогенович. С первых минут появления в школе ему удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович сразу заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как - либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха.

Однажды ученик 5 «Б» класса (от лица которого ведётся повествование), не выучив домашнего задания, пришёл на урок к Харлампию Диогеновичу. Мальчик очень боялся, что после своего выхода с домашним заданием к доске станет мишенью для искромётного юмора своего учителя. Через некоторое время после начала урока в класс вошёл доктор вместе с медсестрой, которые проводили вакцинацию от тифа среди учеников школы. Они разыскивали 5 «А», но по ошибке зашли в параллельный класс. Чтобы обезопасить себя от выхода к доске, ученик-повествователь вызвался проводить врачей на урок к 5 «А». Более того, пока они шли коридорами школы, «доблестному» пятикласснику удалось убедить врачей начать вакцинацию в 5 «Б». Таким образом ему удалось спасти от неминуемой двойки и юмора учителя себя и своих одноклассников. После докторских «экзекуций», сорвавших урок, до звонка оставалось совсем немного времени, и в этот промежуток Харлампий Диогенович решил-таки послушать решение домашнего задания у нашего пятиклассника. Герою, только что спасавшему класс, не удалось избежать ни сарказма своего преподавателя, ни смеха своих собратьев по классу.

В анализируемом рассказе дети каждую шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка явно положительна: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда».
Заключение.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.
Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них любят, других – не очень, одних уважают, других – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы, именно такими были представлены учителя в произведениях, которые я анализировала.

Список литературы


  1. Владимир Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Т 4, М.- 1955 год




  1. В.Быков «Обелиск». Москва. 1986г.




  1. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.




  1. А.Алексин «Безумная Евдокия». Новосибирск.1991г.




  1. Астафьев В.П. Последний поклон. Красноярск, 1996.




  1. Ф.Искандер. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995.




  1. В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996.



  1. Образ учителя в литературе http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191497121&archive=&start_from=&ucat=&




  1. Значение образа Лидии Михайловны http://www.xenoid.ru/soch/rasputin/uroki_francuzskogo_5.php




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск