Скачать 62.53 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» 6 класс Провела Учитель русского языка и литературы Козлова Т.А. Маркс 2006 год План открытого урока по литературе в 6 классе Дата проведения: 6 декабря 2006г. Учитель: Козлова Татьяна Алексеевна Тема «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы в художественном произведении и живописи Оборудование: портрет И.С. Тургенева, рисунки учеников, репродукции картин В.В. Маковского «Ночное», К.В. Лебедева «Бежин луг», учебники, тетради Эпиграф …Охота сближает нас с природой: один охотник видит ее во всякое время дня и ночи, во всех ее красотах, во всех ее ужасах И.С. Тургенев Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, анализ текста с чтением отдельных эпизодов, беседа. Ход урока 1. Организационный момент 2. Вступительное слово учителя Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель урока: понаблюдать за тем, как создаются картины природы в рассказе, увидеть. Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы, увидеть и сравнить, как изображаются картины природы в литературном произведении и в живописи Запишите тему урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Эпиграфом к уроку станет высказывание самого автора. На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – это крестьянские дети; они – центральный образ произведения. Их мироощущение заинтересовало писателя. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке. Но это изображение крестьянских детей Тургенев пронизывает изображением русской природы. Об этом мы с вами и будем сегодня говорить. Ключевыми словами станут слова «пейзаж», «природа» Дома вы готовили рисунки-иллюстрации к рассказу. Я просила вас найти в тексте художественные приемы, которые Тургенев использует при описании картин природы, отметить их. А репродукции картин, ваши рисунки помогут нам ярче представить красоту природы в рассказе. 3. Проверка домашнего задания. - Что называется пейзажем? - Сколько раз автор прибегает к пейзажным зарисовкам? Каковы они? Сколько описаний природы в рассказе? - Ребята, как вы думаете, почему писатели в своих произведениях рисуют картины природы? Учитель : Все это правильно. Но автор показывает нам красоту природы еще и потому, что она неразрывно связана с нашей жизнью. - Каким предстает пейзаж пред охотником в самом начале рассказа? Находим это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (чтение эпизода) - Найдите изобразительно-выразительные средства языка, которые использует Тургенев в этом отрывке.(учащиеся находят в тексте тропы: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты…) - Какие же они, краски июльского дня? - Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле? Учитель: Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы - А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие. - А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа? (учащиеся читают эпизод описания летней ночи) - Какие изобразительные средства позволяют автору создать картину июльской ночи? - А каково описание ночи, когда автор вместе с детьми у костра? (учащиеся читают отрывок из рассказа со слов «Картина была чудесная!) Какие же приемы использует здесь автор? (учащиеся называют тропы) - А какие звуки вы здесь услышали? Учитель: Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном. - Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как? Учитель: Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное. - А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. (уч-ся читают эпизод) - Какие звуки мы здесь слышим? - Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (чтение эпизода) - Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Тургеневым в этом описании (учащиеся называют тропы) - Почему, как вы думаете, в этом отрывке много олицетворений? (ответы учащихся) Учитель: Природа в рассказе , словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день. - Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра? - А какие звуки слышны ранним утром на лугу? Учитель: Автор всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Мы с вами увидели, что автор стремится не только пробудить в нас чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой. Поэтому, может быть, рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра. Обратите внимание на рисунки иллюстрации, которые вы видите на доске. Пожалуйста, расскажите о своих рисунках. (несколько учащихся у доски показывают свои рисунки) Внимательно рассмотрите репродукции картин. Они дают нам представление об изображении природы в живописи. - Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется? Учитель: Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа - А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе? Учитель: Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый. - А теперь вспомните, в каких известных произведениях вы встречались с изображением природы. - Как в них описываются взаимоотношения человека и природы? (учащиеся называют произведения и авторов) - Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Как слова эпиграфа помогли нам понять чувства, переживания, которые испытывает рассказчик-охотник Учитель: Только наблюдательному, чуткому и внимательному человеку открывается мир природы. Таким человеком был И.С. Тургенев - А теперь обратите внимание на картины наших земляков. Вот эта картина Сергея Грачева «Летний день». Здесь же на доске вы видите и картину нашего односельчанина Мазолина Олега «Охотники» Олег Мазолин – охотник, любит природу. Но он еще и художник-любитель. Он любит свой край, свое село Калининское. В своей картине он показал уголок нашего села. Возможно, кому-то он покажется знакомым. - А имена каких известных художников-пейзажистов вы знаете? - Ребята, часто ли вы замечали, как выглядят деревья утром, при заходе солнца, какая река в разное время года, в разное время суток. Подумайте, какой уголок природы в нашем селе вы бы описали более подробно ив какое время суток. Это и будет вашим домашним заданием. Домашнее задание: Опишите утро, день или вечер вашего любимого уголка природы в духе Тургенева Вывод урока: - Как же создаются картины природы в литературном произведении и живописи? - Что интересного и нового мы узнали сегодня на уроке? - Что для себя вы отметили? - О чем бы вы рассказали дома маме, своим друзьям? Учитель: Не случайно художником слова называют писателя, потому что он рисует картины жизни, явления природы. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений. Разнообразные впечатления. Эти слова – тропы (изобразительно-выразительные средства языка) Подведение итогов урока. Оценки |
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы ... | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | ||
Об итогах образовательной деятельности Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Семёновка Марксовского района Саратовской области... | Тема: «Бабочки- красавицы» Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | ||
Тема «цветы для бабочки» Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | Конспект занятия Тема: «Шестиногие друзья» Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | ||
Тема : Изготовление символа студии «Подсолнух» Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | Урок алгебры в 8 классе Тема: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни ... | ||
Конспект урока Обучение грамоте Тема: Знакомство с буквой Б,б Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | Урок литературного чтения Тема: Есенин С. А. «Бабушкины сказки» Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | ||
Урок в 1 классе по курсу «Окружающий мир». Тема : Жизнь растений осенью Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | Тема: «Закрепить знания таблицы умножения и деление чисел 2,3». (Урок... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Моховое»Ершовского района Саратовской области | ||
Средняя группа занятие 1 Программное содержание Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского... | Рабочая программа «Изобразительное искусство» ... |