Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе





Скачать 62.53 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе
Дата публикации18.07.2014
Размер62.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с.Калининское

Марксовского района, Саратовской области
Тема «Пейзаж в рассказе

И.С. Тургенева «Бежин луг»

6 класс


Провела

Учитель русского языка

и литературы

Козлова Т.А.


Маркс 2006 год

План открытого урока по литературе в 6 классе
Дата проведения: 6 декабря 2006г.

Учитель: Козлова Татьяна Алексеевна
Тема «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы в художественном произведении и живописи


Оборудование: портрет И.С. Тургенева, рисунки учеников, репродукции картин В.В. Маковского «Ночное», К.В. Лебедева «Бежин луг», учебники, тетради

Эпиграф

…Охота сближает нас с природой:

один охотник видит ее во всякое время дня и ночи,

во всех ее красотах, во всех ее ужасах

И.С. Тургенев
Методические приемы: выразительное чтение, пересказ, анализ текста с чтением отдельных эпизодов, беседа.

Ход урока

1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Цель урока: понаблюдать за тем, как создаются картины природы в рассказе, увидеть. Какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы, увидеть и сравнить, как изображаются картины природы в литературном произведении и в живописи

Запишите тему урока «Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Эпиграфом к уроку станет высказывание самого автора.

На прошлом уроке мы говорили о главной теме рассказа – это крестьянские дети; они – центральный образ произведения. Их мироощущение заинтересовало писателя. Мы с вами узнали о жизни подростков в 19 веке. Но это изображение крестьянских детей Тургенев пронизывает изображением русской природы. Об этом мы с вами и будем сегодня говорить. Ключевыми словами станут слова «пейзаж», «природа»

Дома вы готовили рисунки-иллюстрации к рассказу. Я просила вас найти в тексте художественные приемы, которые Тургенев использует при описании картин природы, отметить их.

А репродукции картин, ваши рисунки помогут нам ярче представить красоту природы в рассказе.
3. Проверка домашнего задания.

- Что называется пейзажем?

- Сколько раз автор прибегает к пейзажным зарисовкам? Каковы они? Сколько описаний природы в рассказе?

- Ребята, как вы думаете, почему писатели в своих произведениях рисуют картины природы?

Учитель : Все это правильно. Но автор показывает нам красоту природы еще и потому, что она неразрывно связана с нашей жизнью.
- Каким предстает пейзаж пред охотником в самом начале рассказа? Находим это место в тексте, прочитаем выразительно, чтобы легче представить июльский день. (чтение эпизода)

- Найдите изобразительно-выразительные средства языка, которые использует Тургенев в этом отрывке.(учащиеся находят в тексте тропы: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты…)

- Какие же они, краски июльского дня?

- Кто нашел в рассказе, чем пахнет день в июле?
Учитель: Эта первая часть рассказа создает живой образ русской летней природы
- А сейчас давайте попытаемся представить себе тихую росистую ночь; неподалеку горит костер, рядом река, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разные небылицы. Они для нас необычны. Они другие.

- А теперь понаблюдаем, что они видят, наблюдают ночью, что видит автор рассказа? (учащиеся читают эпизод описания летней ночи)

- Какие изобразительные средства позволяют автору создать картину июльской ночи?

- А каково описание ночи, когда автор вместе с детьми у костра? (учащиеся читают отрывок из рассказа со слов «Картина была чудесная!)

Какие же приемы использует здесь автор? (учащиеся называют тропы)

- А какие звуки вы здесь услышали?
Учитель: Ночная природа живет своей жизнью. У нее свои звуки, необъяснимые, таинственные. Для мальчиков, которых встретил охотник у ночного костра, природы с одной стороны – их жизнь, даже праздник. С другой стороны, природы для них полна загадок, непонятных явлений, которые они объясняют действием потусторонних сил: в историях о домовом, русалке, лешем, водяном.
- Ребята, вы ведь тоже, наверное, замечали, что днем вы себя чувствуете по-другому, не так, как ночью? А как?
Учитель: Действительно, ночная природа создает настроение грустное, таинственное.
- А теперь рассмотрим картину глубокой ночи перед самым рассветом. Прочитаем эпизод описания глубокой ночи. (уч-ся читают эпизод)

- Какие звуки мы здесь слышим?

- Весь рассказ заканчивается изображением летнего утра. С особым чувством нарисована картина пробуждения и оживления природы. Давайте найдем это место в рассказе. (чтение эпизода)

- Назовите изобразительно-выразительные средства, используемые Тургеневым в этом описании (учащиеся называют тропы)

- Почему, как вы думаете, в этом отрывке много олицетворений? (ответы учащихся)
Учитель: Природа в рассказе , словно живое существо, ей нужно просыпаться, двигаться, встречать новый день.
- Какие краски мы видим в картине пробуждающего утра?

- А какие звуки слышны ранним утром на лугу?
Учитель: Автор всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы.

Мы с вами увидели, что автор стремится не только пробудить в нас чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой.

Поэтому, может быть, рассказ заканчивается праздничной картиной наступающего утра.

Обратите внимание на рисунки иллюстрации, которые вы видите на доске. Пожалуйста, расскажите о своих рисунках. (несколько учащихся у доски показывают свои рисунки)
Внимательно рассмотрите репродукции картин. Они дают нам представление об изображении природы в живописи.
- Попробуйте из рассказа убрать картины природы. Что останется?

Учитель: Да, без картин природы, без этих пейзажных зарисовок исчезнет обаяние и вся прелесть этого коротенького, но такого красивого рассказа. Картины природы помогли нам глубже понять и характеры действующих лиц рассказа

- А что-нибудь сказочное вы не заметили в этом рассказе?
Учитель: Автор использует сказочный прием: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
- А теперь вспомните, в каких известных произведениях вы встречались с изображением природы.

- Как в них описываются взаимоотношения человека и природы? (учащиеся называют произведения и авторов)

- Давайте еще раз обратимся к эпиграфу нашего урока. Как слова эпиграфа помогли нам понять чувства, переживания, которые испытывает рассказчик-охотник
Учитель: Только наблюдательному, чуткому и внимательному человеку открывается мир природы. Таким человеком был И.С. Тургенев
- А теперь обратите внимание на картины наших земляков. Вот эта картина Сергея Грачева «Летний день». Здесь же на доске вы видите и картину нашего односельчанина Мазолина Олега «Охотники»

Олег Мазолин – охотник, любит природу. Но он еще и художник-любитель. Он любит свой край, свое село Калининское. В своей картине он показал уголок нашего села. Возможно, кому-то он покажется знакомым.
- А имена каких известных художников-пейзажистов вы знаете?

- Ребята, часто ли вы замечали, как выглядят деревья утром, при заходе солнца, какая река в разное время года, в разное время суток. Подумайте, какой уголок природы в нашем селе вы бы описали более подробно ив какое время суток. Это и будет вашим домашним заданием.
Домашнее задание: Опишите утро, день или вечер вашего любимого уголка природы в духе Тургенева
Вывод урока:

- Как же создаются картины природы в литературном произведении и живописи?

- Что интересного и нового мы узнали сегодня на уроке?

- Что для себя вы отметили?

- О чем бы вы рассказали дома маме, своим друзьям?
Учитель: Не случайно художником слова называют писателя, потому что он рисует картины жизни, явления природы. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений. Разнообразные впечатления. Эти слова – тропы (изобразительно-выразительные средства языка)
Подведение итогов урока. Оценки

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconДоклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconОб итогах образовательной деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Семёновка Марксовского района Саратовской области...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconТема: «Бабочки- красавицы»
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconТема «цветы для бабочки»
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconКонспект занятия Тема: «Шестиногие друзья»
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconТема : Изготовление символа студии «Подсолнух»
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconУрок алгебры в 8 классе Тема: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни
...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconКонспект урока Обучение грамоте Тема: Знакомство с буквой Б,б
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconУрок литературного чтения Тема: Есенин С. А. «Бабушкины сказки»
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconУрок в 1 классе по курсу «Окружающий мир». Тема : Жизнь растений осенью
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconТема: «Закрепить знания таблицы умножения и деление чисел 2,3». (Урок...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Моховое»Ершовского района Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconСредняя группа занятие 1 Программное содержание
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Головановский» Балаковского...
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района, Саратовской области Тема Пейзаж в рассказе iconРабочая программа «Изобразительное искусство»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск