Скачать 0.89 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юсуповская средняя общеобразовательная школа Рищевского района Саратовской области» РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель МО зам. Директора по УВР Директор МОУ «Юсуповская СОШ» __________Л.В.Ларкина ___________Л.Ю. Каплина ____________Г.В.Березина Протокол № ______ «____»__________20_____г. Приказ № _____ от «____»_________20___г от «____» _________20___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Березина Олега Евгеньевича учителя 1 квалификационной категории по учебному предмету «ИЗО» 5 класс (ФГОС) Принято на заседании педагогического совета школы протокол № ____от «__»_____20__г. Рабочая программа «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: рабочие программы, учебник, методическое пособие для учителей, рабочая тетрадь. Авторский коллектив. (.Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских, О.В.Островская) под руководством Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011-2012г.г Пояснительная записка Основная цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, развитие школьника как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой, рефлексивной. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, собственную позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать в дискуссиях по вопросам изобразительного и декоративного искусства. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной ценности в восприятии мира. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно- нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте, культурной полноценности в восприятии мира. Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительное восприятие произведений искусства, народного и современного выставочного искусства, изучение группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира. Задачи:
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. Общая характеристика учебного предмета Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно – творческую деятельность, художественно – эстетическое восприятие произведений и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально – пространственных искусств. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества. Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики, и другое., Тема 5 класса – «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственная детству наивно – декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы учитываются народные художественные традиции Воронежского края. Программа учитывает интеллектуальный потенциал, приобретенный детьми в начальной школе. Информация ориентирована на осмысление происходящего, исследовательскую деятельность детей соответственно их возрасту и уровню подготовки. Такой подход развивает самостоятельность мышления и стремление к самопознанию у школьника. Материально – техническое обеспечение, разнообразие видов деятельности направлено на желание изучения различных областей знаний, участие в творческом созидательном процессе. Год посвящен содержанию и языку декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, поэтому в основу данной рабочей программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Народные русские сказки, песни стали уходить из быта семьи, нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни, меняются идеалы, страдает нравственность. В связи с этим тема приобщения учащихся школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви к своей Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и декоративно - прикладному профессиональному искусству. Приобщая детей к народному искусству, можно развить духовно- нравственную и творчески - мыслящую личность. Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения в 5 классе школьники знакомятся с выдающимися произведениями ДПИ, изучают классическое и народное искусство, традиции разных стран и эпох. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, связи искусства с жизнью, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества - главный смысловой стержень программы. Обучение в 5 классе строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений ДПИ, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно – прикладного искусства. Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор - человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников. Обучающиеся осознают специфику образно – символического языка, пришедшего к нам от далеких предков, корней народного искусства. А также самого смысла существования ДПИ в обществе, т.е. его главной коммуникативной функции. Следует подвести школьников к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности – так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней. Необходимо помочь установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена. Вникая в образный язык произведений ДПИ, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, результаты которых необходимо использовать при оформлении интерьеров школы. Периодическая организация выставок дает детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий, которые соответствуют современным требованиям педагогики сотрудничества: уроки - сообщения новых знаний, комбинированные уроки, обобщающие (урок - викторина, урок - игра, урок - путешествие и т .д.). На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов, а также художественных техник (аппликация, коллаж, лепка, витраж, бумагопластика, мозаика и др.) Место предмета в базисном учебном плане. В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» в V – VII классах отводится 105 часов, из них в V классе - 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 5класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно, авторской программы Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н.А. Горяевой, А.С.Питерских, под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности школьников, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и индивидуальная работа, умение работать с различными художественными материалами. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках. Данная учебная программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд». При планировании рабочей программы программа «Изобразительное искусство» под руководством и редакцией Б. М. Неменского модифицирована, так как в содержание учебного предмета введены темы и материал о художественных промыслах Воронежского края, ДПИ Древней Греции. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта по предмету «Изобразительное искусство» обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности учащихся:
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Содержание курса 35 ч «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Многообразие декоративно – прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное). Специфика образно – символического языка, социально – коммуникативной роли в обществе. Образно – символический язык народного прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно – прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (барокко). Декоративно прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно – прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы. Древние корни народного искусства 9 ч
Традиционные образы народного ДПИ. Солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как память народа.
Дом как микрокосмос. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома. Знаки – образы в декоре избы. Декоративное убранство крестьянского дома.
Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Декор как выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь – образ.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, особенности орнаментальных построений. Связь образов и мотивов вышивки с природой. Символика цвета в крестьянской вышивке.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс и южнорусский комплекс женской одежды. Рубаха - основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений. Выражение идеи целостности мироздания в образном строе в народном праздничном костюме. Защитная функция декоративных элементов. Символика цвета.
Календарные народные праздники – это коллективное ощущение целостного мира, народное творчество в действии. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Связь времён в народном искусстве 10 ч
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы. Особенности пластической формы. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя. Местные промыслы игрушек.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы. Особенности пластической формы. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Особенности гжельской росписи.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальной достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Традиционные элементы и мотивы городецкой росписи. Основные приёмы городецкой росписи. - Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный мотив – главный мотив хохломской росписи, его основные элементы. Затейливая роспись «кудрина». Богучарский комбинат
Краткие сведения из истории развития художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов, цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая, живописная импровизация. Основные приемы жостовского письма.
Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Мезенская роспись в украшении деревянной утвари Русского Севера. Изысканный графический орнамент мезенской росписи.
Выставка работ и беседа на темы «Народные художественные промыслы России», «Промыслы как искусство художественного сувенира».Декор – человек, общество, время 9ч 1. Зачем людям украшения. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль её хозяина. Особенности украшения воинов, древних охотников, вождя племени, царя. 2.Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль декоративно – прикладного искусства в Древнем Египте и Древней Греции. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта и Древней Греции, их связь с мировоззрением народа древнего мира. Различие одежд людей высших и низших слоев. Символика цвета в украшениях. 3. Одежда «говорит» о человеке. Одежда, костюм – знак положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно – прикладное искусство древнего Китая. Декоративно – прикладное искусство Западной Европы XVII века. Барокко. 4. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Роль геральдики в рыцарском обществе. Фамильный герб как символ чести рода. Герб ремесленных цехов. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры. Символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. Символы Воронежского края. 5. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Итоговая игра – викторина с привлечением учебно – творческих работ, произведений декоративно – прикладного искусства разных времён, репродукций, слайдов. Декоративное искусство в современном мире 7 ч 1.Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства (художественная керамика, стекло, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами декоративно – прикладного искусства. Пластический образ материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств. Мастера декоративно – прикладного искусства Воронежского края.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом. Выполнение эскиза будущей работы. Деление композиции на фрагменты. Монтаж в общее декоративное панно. Аппликация, коллаж, витраж, декоративные куклы. 3. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая выставка творческих работ. Художественная культура как форма материального выражения духовных ценностей, выраженная в пространственных формах. |
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный... | Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс Предмет «Изобразительное искусство» в гбоу цо «1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова изучается по программе «Изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы... | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» : Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гуровой и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип.... | Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального... | ||
Рабочая программа изобразительное искусство 6 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | Рабочая программа изобразительное искусство 7 класс Срок реализации:... Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 3а класс «Изобразительное искусство. 1 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд.,... | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога | ||
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Рабочая программа нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога | Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана... Рабочая программа нормативно управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога |