Скачать 51.06 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы Учителя русского языка и литературы Козловой Т.А. 2012 г Личностно-ориентированное обучение на уроках литературыЛичностно ориентированное образование определяется так: это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полного проявления и развития личностных качеств и субъектов образовательного процесса И здесь существуют определяющие положения: - признание приоритета личности перед коллективом; - создание гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других; - педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого ребенка; - признание того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя; - отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других; - следование правилу «минимум отметок – максимум оценок»; - переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»; - признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать; - понимание учителем того, что чем меньше он говорит на уроке сам и чем больше дает высказаться ученикам, тем эффективнее протекает учебный процесс; - понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ребенок учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества Формы организации уроков: Личностный подход заставляет педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности. Он предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками и учеников между собой. На уроках важна доверительная атмосфера между учениками и учителем, которая способствовала бы раскрепощению застенчивых, молчаливых ребят. Важно, чтобы все чувствовали себя свободно, не боялись высказывать свои мысли. Необходимо следить, чтобы не было большого психологического перенапряжения учеников из-за ожидания каждодневного опроса и контроля. И такое напряжение снимается самой формой общения, формой урока. И личность учителя, его деятельность играют огромную роль в обучении и воспитании всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы осуществляется через:
Одной из важных форм работы на уроках литературы является дискуссия. Я часто использую ее на своих уроках. Ведь коллективное обсуждение всегда рождает согласных и несогласных. Ребята учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее. Диалог требует равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, особенной эмоциональной атмосферы, которая способствует искренности в выражении мыслей и чувств. Ребята на уроках литературы высказывают свое отношение к герою, обосновывают свое мнение. Так мы учимся думать, рассуждать, дискутировать друг с другом, отстаивать свою позицию. Например, при изучении пьесы «Гроза» А.Н. Островского рассматриваются критические статьи Н. Добролюбова, Д. Писарева, А Антоновича. Класс делится на три группы, и каждая излагает и отстаивает позицию того или иного критика (по выбору). Работа сложная и требует предварительной подготовки (составление конспектов, тезисов), так как ребятам трудно вычленить главное и самостоятельно понять суть разногласий критиков в оценке пьесы. Прочитав статьи Добролюбова, ребята изумляются, когда узнают, что бедная Катерина «луч света». И тут я стараюсь объяснить им, что это точка зрения Добролюбова, не более. Но и не менее. Что своя точка зрения была у Писарева, у А. Григорьева. Своя точка зрения есть и у меня. И очень ценно, что у вас есть свое мнение об этом. На мой взгляд, необходимо давать школьникам «смелые уроки» морально-этического свойства, извлекая их из сюжетных ходов произведения и поведения героев… Конечно, Катерина оказалась неверной женой Тихона, конечно, Анна Каренина покинула сына, конечно, Сатин – «шарлатан, убийца, шулер…» И тут важно с ребятами поразмышлять о времени, в котором жили герои, о причинах их поступков, мечтах, семейном укладе и многом другом. Главное на таких уроках то, что в ситуации общения, размышления, сотрудничества происходит самораскрытие личности Чтобы жизнь героев, их поступки стали детям более понятными, актуальными в наше время, необходимо связать их с современной жизнью. Поэтому в процессе работы над произведением учащиеся получают примерно такие задания; Встречались ли вам в жизни такие люди, как учительница Лидия Михайловна из рассказа В. Распутина «Уроки французского», Юшка из рассказа А. Платонова, Сашка из повести В. Кондратьева, Павлуня из рассказа В. Белова «Скворцы» В своих отзывах о понравившемся произведении ребята часто замечают, что понять и полюбить книгу им помогли творческие работы и, в частности «создание» писем литературным героям или от имени литературных героев. Например, письмо Дуни отцу Самсону Вырину, письмо от вашего имени Печорину, Евгению Онегину, Базарову и т.д. В письмах ребята проявляют фантазию, воображение и непосредственность При формулировке тем сочинений важно продумать их нравственную сторону, чтобы дети пытались размышлять над вечными ценностями человека, смыслом жизни. Например, такие темы: 1. Что есть счастье? 2. Человек, на которого хочется быть похожим. 3. Что значит жить по совести? 4. Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно? Важно, чтобы дети верили в то, что учителю интересна не их способность к запоминанию чужих мыслей, а собственное убеждение, мнение… Важно разбудить фантазию, а стало быть, и мысль, и, может быть, чувства. А вместе с мыслью и чувством придет и самое главное – отношение, оценка. Все эти формы и методы развивают у детей стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения, формируют нравственные качества личности. |
Личностно-ориентированное обучение на уроках физики в 9-м классе В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Используемые технологии: интерактивные технологии – технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые... | ||
«Дифференциация обучения учащихся на основе личностно- ориентированного подхода» Реферат по теме «Дифференциация обучения учащихся на основе личностно- ориентированного подхода» | Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного... Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения | ||
Шишиловой Юлии Викторовны Метод проектов на уроках в начальной школе Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении... | Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного... Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения | ||
Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного... Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Обучение в малых группах | Пояснительная записка. Актуальность темы Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода | ||
Ильина Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, моу «Алдиаровская... Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы... | Реализация принципов личностно ориентированного подхода в преподавании географии Сидорова В. Н В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда... | ||
Доклад директора моу старомайнская сош №2 Половинкиной Т. Н Формирование модели адаптивной школы, реализующей концепцию личностно ориентированного образования | Тема урока : Учимся писать буквы Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология успешного обучения, технология... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Технология: личностно- ориентированная, мультимедиа технология, технология проблемного обучения, лингафонные технологии | Рабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной... «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения» | Конспект урока по математике 1 класс Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном... |