Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы





Скачать 51.06 Kb.
НазваниеДоклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы
Дата публикации03.10.2014
Размер51.06 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Литература > Доклад
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области

Доклад

Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы

Учителя русского языка и литературы Козловой Т.А.


2012 г

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы




Личностно ориентированное образование определяется так: это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полного проявления и развития личностных качеств и субъектов образовательного процесса

И здесь существуют определяющие положения:

- признание приоритета личности перед коллективом;

- создание гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других;

- педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого ребенка;

- признание того, что ученик обладает определенными правами, которые священны для учителя;

- отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;

- следование правилу «минимум отметок – максимум оценок»;

- переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о…»;

- признание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать;

- понимание учителем того, что чем меньше он говорит на уроке сам и чем больше дает высказаться ученикам, тем эффективнее протекает учебный процесс;

- понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ребенок учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества

Формы организации уроков:

Личностный подход заставляет педагогов переосмысливать формы организации урока и всей классно-урочной деятельности. Он предполагает изменение самой структуры урока. Урок превращается в творческое общение учителя с учениками и учеников между собой.

На уроках важна доверительная атмосфера между учениками и учителем, которая способствовала бы раскрепощению застенчивых, молчаливых ребят. Важно, чтобы все чувствовали себя свободно, не боялись высказывать свои мысли.

Необходимо следить, чтобы не было большого психологического перенапряжения учеников из-за ожидания каждодневного опроса и контроля. И такое напряжение снимается самой формой общения, формой урока. И личность учителя, его деятельность играют огромную роль в обучении и воспитании всесторонне развитой личности, способной к творчеству.

Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы осуществляется через:

  • учёт личного и жизненного опыта, возрастных особенностей учащихся;

  • сочетание в преподавании приёмов эмоционально-образного и логико-понятийного путей постижения художественного произведения;

  • организацию изучения художественного текста в процессе самостоятельной творческой деятельности школьников;

  • организацию полифонического общения “писатель-учитель-ученик”, “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-писатель” в процессе изучения литературного произведения;

  • побуждение учащихся к речевому высказыванию, формирование у них умения участвовать в дискуссии.

Одной из важных форм работы на уроках литературы является дискуссия.

Я часто использую ее на своих уроках. Ведь коллективное обсуждение всегда рождает согласных и несогласных. Ребята учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее. Диалог требует равенства позиций участников, уважения и доверия друг к другу, особенной эмоциональной атмосферы, которая способствует искренности в выражении мыслей и чувств.

Ребята на уроках литературы высказывают свое отношение к герою, обосновывают свое мнение. Так мы учимся думать, рассуждать, дискутировать друг с другом, отстаивать свою позицию.

Например, при изучении пьесы «Гроза» А.Н. Островского рассматриваются критические статьи Н. Добролюбова, Д. Писарева, А Антоновича. Класс делится на три группы, и каждая излагает и отстаивает позицию того или иного критика (по выбору). Работа сложная и требует предварительной подготовки (составление конспектов, тезисов), так как ребятам трудно вычленить главное и самостоятельно понять суть разногласий критиков в оценке пьесы.

Прочитав статьи Добролюбова, ребята изумляются, когда узнают, что бедная Катерина «луч света». И тут я стараюсь объяснить им, что это точка зрения Добролюбова, не более. Но и не менее. Что своя точка зрения была у Писарева, у А. Григорьева. Своя точка зрения есть и у меня. И очень ценно, что у вас есть свое мнение об этом.

На мой взгляд, необходимо давать школьникам «смелые уроки» морально-этического свойства, извлекая их из сюжетных ходов произведения и поведения героев…

Конечно, Катерина оказалась неверной женой Тихона, конечно, Анна Каренина покинула сына, конечно, Сатин – «шарлатан, убийца, шулер…» И тут важно с ребятами поразмышлять о времени, в котором жили герои, о причинах их поступков, мечтах, семейном укладе и многом другом.

Главное на таких уроках то, что в ситуации общения, размышления, сотрудничества происходит самораскрытие личности

Чтобы жизнь героев, их поступки стали детям более понятными, актуальными в наше время, необходимо связать их с современной жизнью. Поэтому в процессе работы над произведением учащиеся получают примерно такие задания;

Встречались ли вам в жизни такие люди, как учительница Лидия Михайловна из рассказа В. Распутина «Уроки французского», Юшка из рассказа А. Платонова, Сашка из повести В. Кондратьева, Павлуня из рассказа В. Белова «Скворцы»

В своих отзывах о понравившемся произведении ребята часто замечают, что понять и полюбить книгу им помогли творческие работы и, в частности «создание» писем литературным героям или от имени литературных героев. Например, письмо Дуни отцу Самсону Вырину, письмо от вашего имени Печорину, Евгению Онегину, Базарову и т.д. В письмах ребята проявляют фантазию, воображение и непосредственность

При формулировке тем сочинений важно продумать их нравственную сторону, чтобы дети пытались размышлять над вечными ценностями человека, смыслом жизни. Например, такие темы:

1. Что есть счастье?

2. Человек, на которого хочется быть похожим.

3. Что значит жить по совести?

4. Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?

Важно, чтобы дети верили в то, что учителю интересна не их способность к запоминанию чужих мыслей, а собственное убеждение, мнение…

Важно разбудить фантазию, а стало быть, и мысль, и, может быть, чувства. А вместе с мыслью и чувством придет и самое главное – отношение, оценка.

Все эти формы и методы развивают у детей стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения, формируют нравственные качества личности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconЛичностно-ориентированное обучение на уроках физики в 9-м классе
В реализации технологий личностно ориентированного обучения при организации познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения...
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые технологии: интерактивные технологии – технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые...
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы icon«Дифференциация обучения учащихся на основе личностно- ориентированного подхода»
Реферат по теме «Дифференциация обучения учащихся на основе личностно- ориентированного подхода»
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconИнтегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного...
Интегрированный урок с применением технологии личностно-ориентированного обучения
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconШишиловой Юлии Викторовны Метод проектов на уроках в начальной школе
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении...
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconПедагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного...
Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconУрок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного...
Урок математики в 5-ом классе на основе технологии личностно-ориентированного обучения. Обучение в малых группах
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconПояснительная записка. Актуальность темы
Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconИльина Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, моу «Алдиаровская...
Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы...
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconРеализация принципов личностно ориентированного подхода в преподавании географии Сидорова В. Н
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда...
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconДоклад директора моу старомайнская сош №2 Половинкиной Т. Н
Формирование модели адаптивной школы, реализующей концепцию личностно ориентированного образования
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconТема урока : Учимся писать буквы
Реализуемые педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология успешного обучения, технология...
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технология: личностно- ориентированная, мультимедиа технология, технология проблемного обучения, лингафонные технологии
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconРабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена...
«Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного...
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Доклад Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы iconКонспект урока по математике 1 класс
Технологии: личностно ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), использования средств икт в предметном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск