Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе





Скачать 495.58 Kb.
НазваниеРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе
страница1/7
Дата публикации29.06.2014
Размер495.58 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
  1   2   3   4   5   6   7
I. Работа МО учителей биологии и химии над проблемой:

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения».
Преподавание биологии осуществляется учителями высшей квалификационной категории Масленниковой Е.К., Буянкиной Н.М. Химию в школе преподают учитель первой квалификационной категории Юркина Т.И. и молодой специалист Узенькова А.В.

МО учителей биологии и химии работает над проблемой «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения».

Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Без активной деятельности любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.

Активизация познавательной деятельности учащихся предусматривает различные методы: словесные (работа с учебником, энциклопедией, рисунками, таблицами, схемами). Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся. Практические работы, наблюдения, опыты, а также методы программированного обучения способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся.

Одна из основных потребностей человека – потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения.

Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся. Такое обучение способно изменить ход развития ребенка, развитие психических функций может, ускорено в специально организованной коллективной учебной деятельности, развитие психики школьника в деятельности и коллективе ведет к развитию его личности. Данное направление основывается на понятиях Выготского Л.С. –«зона актуального развития» (достигнутый уровень своего развития ребенком) и «зона ближайшего развития» (расстояние между уровнем его актуального развития и уровнем возможного развития).

Идеи развивающего обучения базируются на следующих принципах:

  • принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении;

  • принцип обучения на высоком уровне трудности;

  • принцип обучения быстрым темпом;

  • принцип осознания школьниками процесса учения;

  • принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения.

  • Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.

  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

  • Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.

  • Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

  • Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

  • Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

  • Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.

  • Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).

  • Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: «мозговой штурм», «мозговая атака», ТРИЗ и др.

  • Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.

  • Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.

  • Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.

  • Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).

  • Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

  • Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

  • Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

  • Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх.

  • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:

  • совершенствование системы усвоения учащимися базовых знаний, умений и навыков;

  • активизация теоретического и продуктивного мышления, познавательных способностей школьников; развитие критического мышления в процессе обучения;

  • развитие мотивации к учению, познавательных интересов учащихся; стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;

  • организация кооперирования, сотрудничества учащихся при решении определенной задачи; использование разнообразных форм учебной работы;

  • организация учебно-поисковой деятельности, различных форм самостоятельной работы учащихся;

  • применение компьютерных технологий в учебном процессе;

  • допускается обучение учащихся в разном темпе и усвоение ими разного объема знаний;

  • проведение развивающих учебных игр;

  • организация тренинговых занятий: коммуникативные тренинги, тренинги по развитию памяти, внимания, мышления, креативности и др.

Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.
II. Работа по обновлению содержания образования.
Преподавание ведется по программам, рекомендованным Министерством образования РФ. Учителя химии и биологии знакомы с многообразием учебных программ, новыми учебниками.

Преподавание биологии ведется по учебникам под редакцией Р.Н. Хрыпова Биология: Растения, грибы, лишайники, бактерии. М.: МНЕМОЗИНА, 2010 г. Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология. Животные.

7 класс. М.: МНЕМОЗИНА, 2010 г. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» 8 класс. М.: Дрофа. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов В.В.Пасечник. «Введение в общую биологию» 9 класс. М.: Дрофа. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов В.В.Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. М.: Дрофа.

Используются рабочие тетради на печатной основе в 6 - 9 классах:

Рабочая тетрадь Р.Н. Хрыпова. Биология: Растения, грибы, лишайники, бактерии. М.: МНЕМОЗИНА. Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология. Животные 2011 г. «Биология. Животные». 7 класс. М.: МНЕМОЗИНА,.

Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек». 8 класс. М.: Дрофа.

В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов. «Введение в общую биологию». 9 класс. М.: Дрофа.

Преподавание химии ведется по учебникам под редакцией Н.Н. Гара. Г.Е. Рудзитис, Ф.Б. Фельдман. «Химия». 8 класс. М.: Просвещение. 2012.

Г.Е. Рудзитис, Ф.Б. Фельдман. «Химия». 9 класс. М.: Просвещение. 2012.

Габриэлян О. С., Маскаев С.Ю., Пономарев С.Ю. Химия 10 - 11 кл. (профильный уровень). М.: Дрофа.2012.
Учителя биологии и химии ведут элективные курсы:

Масленникова Е.К.

9Б «Клетка – единица структуры и функции организма».

10Б «Молекулярная биология»

Буянкина Н.М.

7А «Путешествие в микромир».

9А «Основы экологии».

11А «Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды».

11А, Б «Основы экологии».

Узенькова А.В.

8А,Б,В «Решение задач».

9А,Б,В «Решение задач».

Юркина Т.И.

10А,Б «Решение задач».

11А, Б «Подготовка к ЕГЭ».
III. Работа по совершенствованию методического и педагогического мастерства.
а) В 2012 -2013 учебном году проведено пять заседаний МО учителей биологии и химии по следующим темам:

1. Основные направления в работе МО учителей биологии и химии в 2012 -2013 г.

2. Требования ФГОС к результатам образования и дидактическое проектирование учебных задач.

3. Духовно-нравственное развитие школьников средствами экологического воспитания.

4.Инновации в проектно-исследовательской деятельности школьников.

5. Заключительное заседание МО учителей биологии и химии в 2012- 2013 учебном году.

В течение учебного года осуществлялась взаимопосещаемость уроков с целью обмена опыта работы.

б) В 2011 – 2013 гг. прошла профессиональную переподготовку БуянкинаН.М., в ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО» по программе «Информатика и информационно-коммуникативные технологии в начальной школе».

В 2012 – 2013 учебном году прошла аттестацию на подтверждение высшей квалификационной категории Буянкина Н.М. Повысила квалификацию на высшую Юркина Т.И.
IV. Обобщение и распространение опыта учителей

МО биологии и химии
В 2012-2013 учебном году Е.К. Масленникова продолжила апробацию учебников биологии 6 - 8 классов под редакцией Д.И. Трайтака. Издательство МНЕМОЗИНА заключило соответствующий договор с учителем.

Буянкина Н.М. участвовала в олимпиаде для учителей предметников.

Учителя МО приняли участие во Всероссийском проекте «Школа цифрового века», активно используют новые технологии в практической деятельности.
V. Открытые уроки и внеклассные мероприятия:
4 февраля на базе школы проведен городской семинар учителей биологии по теме: «Стандарты нового поколения в формировании УУД в процессе реализации технологии критического мышления на уроках биологии». В ходе семинара-практикума проведены открытые уроки:





Фамилия имя учителя

Тема урока

Класс

Время и место проведения

1

Масленникова Е.К.

Пищеварение в желудке и кишечнике



2 урок,

48 каб.

2

Буянкина Н.М.

Размножение и развитие рыб



3 урок,

48 каб.


Уроки проведен на высоком методическом уровне. Учащиеся показали умения работы с текстом учебника дополнительной литературой, рабочими тетрадями на печатной основе. Учителя вовлекали учащихся в активное добывание новых знаний в течение всего урока. Учащиеся продемонстрировали умения работы в группе по заданиям, предложенными учителями. Проведенные уроки способствуют развитию интереса к изучаемому предмету и организации внеурочной деятельности школьников.

В 2012-2013 учебном году в школе 19 апреля проведен Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа». Приняли участие 137 школьников, из них 30 из средней школы. По итогам конкурса победителем Российского уровня стала ученица 10А класса Орехина Елена. Победителями школьного уровня - 4 учащихся, призеров – 8. Призером районного уровня стал ученик10Б класса Королев Максим, на Российском уровне он показал пятый результат.

Учителя биологии провели лекции для девочек 6 А,Б классов по теме «История о великом женском секрете». Компания Аlways предоставила брошюры и небольшие подарки. Для мальчиков 9 классов проведены лекции по теме «Отличный старт». Компания Gillette предоставила подарки и брошюры по гигиене. Учителя (Масленникова Е.К. и Буянкина Н.М.) составили отчет о проведенной работе: представили отзывы о проведенной лекции от учащихся, их родителей, фотографии и методическую разработку учителя.

В апреле 2011 года в школе создан питомник по выращиванию саженцев лиственницы и сосен. В проекте «ЭКА» «Больше кислорода» принимали участие 9А, 11А,Б классы, ответственный учитель Буянкина Н.М. 18 апреля 2013г. выращенные деревца были переданы для озеленения дворовых территорий Октябрьского района г. Саранска.
VI. НОУ (научные общества учащихся).
Команды учащихся 9А,Б,В классов «принимали участие в интернет-проекте «Путешествие в мир химии», проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании (учитель Узенькова А.В.). Участники 9А,Б,В, Герасимова С., Денискина Е., Пронина Е., Шукшина А., Струлькова А., отмечены сертификатами. Кузина Юлия - ученица 11А класса (учитель Юркина Т.И.), также получила сертификат участника проекта. В 2012-2013 учебном году ученица 11А класса Кузина Юлия принимала участие в муниципальной и республиканских научно-практических конференциях «Школьники города - науке XXI века», «Дерево Земли, на которой я живу» и «Интеллектуальное будущее Мордовии»,отмечена сертификатами участника.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconАнализ работы мо учителей биологии и химии за 2012-2013 учебный год
Мо учителей химии и биологии работало над темой «Повышение качества образования»
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бартошевич М. Б. Материалы для работы мо учителей химии и биологии по теме «Разноуровневое обучение на уроках химии и биологии»
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шмо работало над проблемой: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии, биологии, технологии, географии с использованием...
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconПрограмма межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии
«Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной...
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconАнализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год
Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconВнеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект 2012»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconПлан работы шмо учителей биологии, химии и географии на 2013/2014 учебный год
Денисова Л. А.: изучение способов реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный конкурс разработок внеклассных мероприятий «Педагогический фейерверк» среди учителей химии, биологии и экологии проводится...
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconСмысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках биологии
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconУрок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах»
Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках...
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconУроках биологии
...
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе icon«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях»

Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconИспользование икт на уроках биологии
Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной...
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconАктивные формы обучения на уроках биологии(рмо учителей биологии и химии 2011)
Страшная это опасность безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено...
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Республиканского семинара учителей биологии и химии 02. 2008г., в 6д классе учителем биологии высшей категории
Работа мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск