Скачать 495.58 Kb.
|
I. Работа МО учителей биологии и химии над проблемой: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения». Преподавание биологии осуществляется учителями высшей квалификационной категории Масленниковой Е.К., Буянкиной Н.М. Химию в школе преподают учитель первой квалификационной категории Юркина Т.И. и молодой специалист Узенькова А.В. МО учителей биологии и химии работает над проблемой «Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения». Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Без активной деятельности любой содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной. Активизация познавательной деятельности учащихся предусматривает различные методы: словесные (работа с учебником, энциклопедией, рисунками, таблицами, схемами). Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся. Практические работы, наблюдения, опыты, а также методы программированного обучения способствуют развитию исследовательской деятельности учащихся. Одна из основных потребностей человека – потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Обучение ведет не только к развитию ума, но и к развитию внутреннего мира личности ребенка, воспитанию его характера и мировоззрения. Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие учащихся. Такое обучение способно изменить ход развития ребенка, развитие психических функций может, ускорено в специально организованной коллективной учебной деятельности, развитие психики школьника в деятельности и коллективе ведет к развитию его личности. Данное направление основывается на понятиях Выготского Л.С. –«зона актуального развития» (достигнутый уровень своего развития ребенком) и «зона ближайшего развития» (расстояние между уровнем его актуального развития и уровнем возможного развития). Идеи развивающего обучения базируются на следующих принципах:
В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике должны использоваться активные формы и методы обучения.
Таким образом, для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке прослеживаются некоторые общие подходы:
Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога. II. Работа по обновлению содержания образования. Преподавание ведется по программам, рекомендованным Министерством образования РФ. Учителя химии и биологии знакомы с многообразием учебных программ, новыми учебниками. Преподавание биологии ведется по учебникам под редакцией Р.Н. Хрыпова Биология: Растения, грибы, лишайники, бактерии. М.: МНЕМОЗИНА, 2010 г. Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология. Животные. 7 класс. М.: МНЕМОЗИНА, 2010 г. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» 8 класс. М.: Дрофа. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов В.В.Пасечник. «Введение в общую биологию» 9 класс. М.: Дрофа. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов В.В.Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. М.: Дрофа. Используются рабочие тетради на печатной основе в 6 - 9 классах: Рабочая тетрадь Р.Н. Хрыпова. Биология: Растения, грибы, лишайники, бактерии. М.: МНЕМОЗИНА. Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология. Животные 2011 г. «Биология. Животные». 7 класс. М.: МНЕМОЗИНА,. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек». 8 класс. М.: Дрофа. В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов. «Введение в общую биологию». 9 класс. М.: Дрофа. Преподавание химии ведется по учебникам под редакцией Н.Н. Гара. Г.Е. Рудзитис, Ф.Б. Фельдман. «Химия». 8 класс. М.: Просвещение. 2012. Г.Е. Рудзитис, Ф.Б. Фельдман. «Химия». 9 класс. М.: Просвещение. 2012. Габриэлян О. С., Маскаев С.Ю., Пономарев С.Ю. Химия 10 - 11 кл. (профильный уровень). М.: Дрофа.2012. Учителя биологии и химии ведут элективные курсы: Масленникова Е.К. 9Б «Клетка – единица структуры и функции организма». 10Б «Молекулярная биология» Буянкина Н.М. 7А «Путешествие в микромир». 9А «Основы экологии». 11А «Фитоиндикационные методы и их роль в определении экологического состояния воздушной среды». 11А, Б «Основы экологии». Узенькова А.В. 8А,Б,В «Решение задач». 9А,Б,В «Решение задач». Юркина Т.И. 10А,Б «Решение задач». 11А, Б «Подготовка к ЕГЭ». III. Работа по совершенствованию методического и педагогического мастерства. а) В 2012 -2013 учебном году проведено пять заседаний МО учителей биологии и химии по следующим темам: 1. Основные направления в работе МО учителей биологии и химии в 2012 -2013 г. 2. Требования ФГОС к результатам образования и дидактическое проектирование учебных задач. 3. Духовно-нравственное развитие школьников средствами экологического воспитания. 4.Инновации в проектно-исследовательской деятельности школьников. 5. Заключительное заседание МО учителей биологии и химии в 2012- 2013 учебном году. В течение учебного года осуществлялась взаимопосещаемость уроков с целью обмена опыта работы. б) В 2011 – 2013 гг. прошла профессиональную переподготовку БуянкинаН.М., в ГОУ ДПО (ПК) С «МРИО» по программе «Информатика и информационно-коммуникативные технологии в начальной школе». В 2012 – 2013 учебном году прошла аттестацию на подтверждение высшей квалификационной категории Буянкина Н.М. Повысила квалификацию на высшую Юркина Т.И. IV. Обобщение и распространение опыта учителей МО биологии и химии В 2012-2013 учебном году Е.К. Масленникова продолжила апробацию учебников биологии 6 - 8 классов под редакцией Д.И. Трайтака. Издательство МНЕМОЗИНА заключило соответствующий договор с учителем. Буянкина Н.М. участвовала в олимпиаде для учителей предметников. Учителя МО приняли участие во Всероссийском проекте «Школа цифрового века», активно используют новые технологии в практической деятельности. V. Открытые уроки и внеклассные мероприятия: 4 февраля на базе школы проведен городской семинар учителей биологии по теме: «Стандарты нового поколения в формировании УУД в процессе реализации технологии критического мышления на уроках биологии». В ходе семинара-практикума проведены открытые уроки:
Уроки проведен на высоком методическом уровне. Учащиеся показали умения работы с текстом учебника дополнительной литературой, рабочими тетрадями на печатной основе. Учителя вовлекали учащихся в активное добывание новых знаний в течение всего урока. Учащиеся продемонстрировали умения работы в группе по заданиям, предложенными учителями. Проведенные уроки способствуют развитию интереса к изучаемому предмету и организации внеурочной деятельности школьников. В 2012-2013 учебном году в школе 19 апреля проведен Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа». Приняли участие 137 школьников, из них 30 из средней школы. По итогам конкурса победителем Российского уровня стала ученица 10А класса Орехина Елена. Победителями школьного уровня - 4 учащихся, призеров – 8. Призером районного уровня стал ученик10Б класса Королев Максим, на Российском уровне он показал пятый результат. Учителя биологии провели лекции для девочек 6 А,Б классов по теме «История о великом женском секрете». Компания Аlways предоставила брошюры и небольшие подарки. Для мальчиков 9 классов проведены лекции по теме «Отличный старт». Компания Gillette предоставила подарки и брошюры по гигиене. Учителя (Масленникова Е.К. и Буянкина Н.М.) составили отчет о проведенной работе: представили отзывы о проведенной лекции от учащихся, их родителей, фотографии и методическую разработку учителя. В апреле 2011 года в школе создан питомник по выращиванию саженцев лиственницы и сосен. В проекте «ЭКА» «Больше кислорода» принимали участие 9А, 11А,Б классы, ответственный учитель Буянкина Н.М. 18 апреля 2013г. выращенные деревца были переданы для озеленения дворовых территорий Октябрьского района г. Саранска. VI. НОУ (научные общества учащихся). Команды учащихся 9А,Б,В классов «принимали участие в интернет-проекте «Путешествие в мир химии», проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании (учитель Узенькова А.В.). Участники 9А,Б,В, Герасимова С., Денискина Е., Пронина Е., Шукшина А., Струлькова А., отмечены сертификатами. Кузина Юлия - ученица 11А класса (учитель Юркина Т.И.), также получила сертификат участника проекта. В 2012-2013 учебном году ученица 11А класса Кузина Юлия принимала участие в муниципальной и республиканских научно-практических конференциях «Школьники города - науке XXI века», «Дерево Земли, на которой я живу» и «Интеллектуальное будущее Мордовии»,отмечена сертификатами участника. |
Анализ работы мо учителей биологии и химии за 2012-2013 учебный год Мо учителей химии и биологии работало над темой «Повышение качества образования» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бартошевич М. Б. Материалы для работы мо учителей химии и биологии по теме «Разноуровневое обучение на уроках химии и биологии» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шмо работало над проблемой: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках химии, биологии, технологии, географии с использованием... | Программа межрайонного семинара учителей географии, биологии, химии «Работа школьного методического объединения учителей географии, биологии, химии в условиях деятельности муниципальной экспериментальной... | ||
Анализ работы районного мо учителей химии, биологии за 2011-2012 учебный год Формирование профессиональной компетентности учителя химии и биологии в современном образовательном пространстве | Внеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект 2012» Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | ||
План работы шмо учителей биологии, химии и географии на 2013/2014 учебный год Денисова Л. А.: изучение способов реализации системно-деятельностного подхода на уроках биологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный конкурс разработок внеклассных мероприятий «Педагогический фейерверк» среди учителей химии, биологии и экологии проводится... | ||
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках биологии | Урок биологии в 8б классе по теме «Что надо знать о витаминах» Моу гимназии №9 прошел городской семинар учителей биологии, географии и химии. Тема городского семинара: «Формирование ууд на уроках... | ||
Уроках биологии ... | «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях» | ||
Использование икт на уроках биологии Беляева Ирина Ивановна, мкоу «Мамоновская оош» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной... | Активные формы обучения на уроках биологии(рмо учителей биологии и химии 2011) Страшная это опасность безделие за партой. Это развращает человека, морально калечит и … ничего не может возместить того, что упущено... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республиканского семинара учителей биологии и химии 02. 2008г., в 6д классе учителем биологии высшей категории | «Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... |