ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Беляева Ирина Ивановна, МКОУ «Мамоновская ООШ» Верхнемамонский район Воронежская область, учитель биологии и химии I квалификационной категории, e-mail- ira.ii@mail.ru
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, вместо усвоения знаний, усилия направляются на формирование компетентностей. Но, тем не менее, урок был и остаётся главной составной частью учебного процесса. Качество переподготовки обучающихся определяется применением новых образовательных технологий, в том числе ИКТ. Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию учебного процесса, рационально организовать познавательную деятельность школьников, использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса, изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования, представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы. Цели использования ИКТ на уроках биологии : 1.развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через развитие мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; 2.формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных); 3.реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности; 4.мотивация учебно- воспитательного процесса. Систематическое использование ИКТ позволяет мне : 1.сделать учебный процесс доступным, интересным для обучающихся; 2.рационально использовать время учебного занятия; 3.быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; 4.создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; 5.оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами. На мой взгляд, применение ИКТ на уроках теоретического обучения способствует: - повышению качества обучения; -эффективной организации познавательной деятельности обучающихся; -развитию у каждого обучающегося собственной образовательной траектории в связи с появлением индивидуально – дифференцированного учебного процесса; -развитию самостоятельности обучающихся. При изучении биологии эффективность обучения во многом определяется широким использованием различных методов с использованием ИКТ: 1.использование готовых электронных продуктов ; 2.использование мультимедийных презентаций; 3.использование ИКТ в сочетании с методом проектов; 4.использование ресурсов сети Интернет; 5.использование компьютерного тестирования. Использование готовых электронных продуктов по биологии. В своей работе на уроках теоретического обучения я использую образовательные технологии СД и ДVД –диски: - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. –Дидактический и раздаточный материал. Биология, 9 класс. – Лабораторный практикум. Биология 6-9 классы. - Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». На этапе подготовки к уроку преподавателю необходимо проанализировать электронные и информационные образовательные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Использование мультимедийных презентаций. Каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый преподаватель видит преподавание своей дисциплины по –своему. И здесь ИКТ опять приходит на помощь преподавателю – он может создать свои собственные презентации к урокам биологии, например, в программе PowerPoint. Мультимедийные презентации позволяют донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме, позволяют сделать уроки более интересными, помогают обучающимся глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. В моей методической копилке имеются презентации по различным темам: «Строение и значение стебля», «Отряды насекомых», «Размножение и развитие животных», «Одноклеточные», « История представлений о развитии жизни на Земле», «Органы чувств», «Кровообращение», «Иммунная система», «Витамины», «Естественный отбор. Формы естественного отбора» и другие. Но не только учитель может использовать презентации на уроках, но и ученики могут самостоятельно подготовить свои. Например, обучающиеся седьмого класса подготовили интересную презентацию «Рыбы», используя фотоматериал и видеосюжеты, сделанные в Воронежском океанариуме. Использование ИКТ в сочетании с методом проектов. ИКТ используются мною для привлечения обучающихся к самостоятельным творческим разработкам. Работа над проектами осуществляется следующим образом: 1.выбор проблемы, над которой будет работать группа обучающихся или один обучающийся; 2.постановка задачи и составление плана работы; 3.выполнение проекта, в ходе работы обучающиеся выдвигают гипотезы, ставят эксперименты, систематизируют и обобщают полученные данные, анализируют информацию, полученную из разных источников; 4.подведение итогов работы , на этом этапе учатся делать выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, работать индивидуально; 5.самостоятельная подготовка презентации проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, обучающиеся выстраивают систему доказательств. Очень интересными по форме и содержанию оказались проекты «Оценка состояния сердечно - сосудистой системы», « Образ жизни школьника и его здоровье», «Изучение проблемы лишнего веса в подростковом возрасте», «Животные Воронежской области», «Особо охраняемые природные территории Верхнемамонского района», «Изучение жизнедеятельности грибов». Создание творческого мультимедийного проекта обучающимися – это мощный инструмент, позволяющий формировать у них необходимые знания и познавательные приёмы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивированного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. В этом процессе ведущая роль принадлежит преподавателю. Использование ресурсов сети Интернет. Сеть интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Интернет позволяет реализовать три задачи : 1.найти дополнительную информацию, сохранить её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями; 2.найти принципиально новую информацию, сопоставить её с известной; 3.сделать аналитический обзор, реферат по заданной теме. Чтобы обучающиеся не тратили время на поиск информации по той или иной теме, я заранее готовлю для них карточки – инструкции, в которых указаны соответствующие электронные адреса, в карточках даны вопросы – задания, на которые необходимо подготовить ответы. Использование компьютерного тестирования. Важным этапом в работе преподавателя является организация в работе преподавателя является организация контроля знаний обучающихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы. В своей работе я использую готовые контролирующие программы: - для фронтального контроля знаний после изучения какого – либо раздела; -для индивидуального контроля знаний обучающихся; -для подготовки к ГИА и т. д. Открытые тестовые системы дают возможность педагогу самому составлять тесты или изменять существующие. Плюсы использования компьютера: -повышается мотивация к изучаемой дисциплине, так как обучающимся интересно работать за компьютером; -свой темп работы для каждого обучающегося, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял; -индивидуализация обучения; -сочетание контроля и самоконтроля; - низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов обучающих; -психологическое спокойствие обучающегося, отсутствие боязни при даче неверного ответа. Минусы использования компьютера: - ухудшение здоровья; -получение побочной информации; -обилие информации и невозможность её переработать; -лишение проведения опытов своими руками. Список использованной литературы : 1.В.В.Пасечник Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002 № 2 с.30. 2.И.А.Тушинина Использование компьютерных технологий в обучении биологии//первое сентября. Биология,2003 ,№27-28.
АННОТАЦИЯ
В своей статье я затронула тему использования ИКТ на уроках биологии. Применение ИКТ является эффективным средством обучения современных школьников. Данная гипотеза основывается на её собственном педагогическом опыте. Ключевые понятия, слова: информационно – коммуникативные технологии, электронные продукты, мультимедийные презентации, метод проектов, компьютерное тестирование, ресурсы сети Интернет. |