Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт





Скачать 71.87 Kb.
НазваниеПовышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт
Дата публикации17.09.2014
Размер71.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ.


Учитель МОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» Виканова ЛВ
Каждый учитель, понимающий значение компьютера на современных уроках, мечтает иметь его в своем кабинете. Три года назад моя мечта сбылась. Мой кабинет русского языка и литературы оснащен художественной литературой, наглядностью, раздаточным материалом, словарями, разными энциклопедиями. Но главное- в кабинете теперь компьютер с мультимедийным проектором, электронные учебные пособия, тренажеры, компьютерные программы. Многие считают, что время компьютера уйдет, как в свое время ушли в прошлое другие виды ТСО. Возможно, если появится на место компьютера что-то совершеннее, современнее. Но сегодня я с уверенностью могу сказать, как велика роль компьютера в учебном процессе.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества знаний. Компьютер – эффективное средство, способствующее вызвать мотивацию к учению. Но качество знаний нельзя повысить , если работа с компьютером имеет не системный характер. На повышение качества знаний влияет в первую очередь новизна деятельности, интерес к работе с компьютером. Можно заметить, как резко повышается работоспособность детей, если на уроке применяется компьютер. Применение компьютера на уроках русского языка и литературы это новая возможность организации активной и осмысленной работы учащихся. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

Это влечет за собой повышение заинтересованности детей предметом и ,как следствие, повышение качества знаний учащихся.

Если говорить из опыта своей работы, то я предпочтение отдаю электронным учебникам. Именно они позволяют разнообразить урок, активизировать деятельность учащихся и выполнить в два раза больше работы. Электронные учебники содержат и теоретический материал, и упражнения , и диктанты. В течение всего урока работает весь класс , и каждого ученика можно опросить и оценить несколько раз. Положительное в том, что при работе с этими пособиями ученик, ошибаясь, имеет возможность вновь обратиться к правилу и исправить свою ошибку.

К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе, позволяющим повысить качество знаний, по – моему, следует отнести мультимедийные презентации. Работа с использованием программы Power Point необычайно интересна. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

  • психологически облегчает процесс усвоения;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор учащихся;

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

повышает качество знаний. Большим подспорьем для меня является электронный учебник «Литература», который помогает мне в создании презентаций, кроме этого он содержит видеофильмы, оживляющие весь учебный процесс.

Но для того чтобы подготовить презентацию, нужно не только время, но и материал. Поэтому мои ученики с удовольствием предлагают свою помощь: находят самостоятельно дополнительный материал из интернета.

При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами

Информационные технологии позволяют: построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения; коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; охватить обучением одновременно значительное количество учащихся, обеспечив высокое качество подготовки; применять в практической деятельности приобретаемые знания и навыки по мере их освоения; последовательно отслеживать уровень знаний и приобретённых навыков.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы;

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Внедрение   компьютера в учебный процесс предполагает возможность быстрее и объективнее проводить тестовый контроль и формирование умений и навыков, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Я убедилась, насколько этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания знаний учащихся. Помогают в этом учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

                       повысить интерес учащихся к предмету;

                       повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

                       сэкономить время на опрос учащихся;

                       дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не  только на         уроках,       но и в домашних условиях;

                       помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с персональным компьютером. В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Мои ученики свободно владеют программой «Краб» и сами составляют тесты.

Компьютер помогает формированию прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащению словарного запаса, овладению нормами литературного языка. С этой целью я часто применяю электронные сборники диктантов, справочники, тренажеры.

Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.

Использую Большую энциклопедию КМ. Уникальна электронная библиотека текстов «Хрестоматия по русской литературе», содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь возможно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям. В работе с поэтическим наследием предпочтение отдаю электронной хрестоматии «Русская поэзия XVІІ- XX веков».

По русскому языку для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие «Страна Лингвиния». Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии «В помощь учителю» (издательство «Учитель») привлекает сборник дифференцированных заданий. Особо хочется отметить эффективность использования лингвокультурологического учебного пособия по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии из ІІІ частей этой же серии в курсе «Развитие речи».

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что на повышение качества знаний может повлиять только целенаправленная, продуманная, разнообразная работа с компьютером.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconМоу «оош с. Холки» Повышение мотивации обучения учащихся через использование...
Заключение
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconТема: «Формирование ключевых компетенций у учеников на уроках русского...
Цель работы мо: повышение качества образования, качества обучения по русскому языку и литературе
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт icon«Использование технологии развития критического мышления через чтение...

Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconТема: «Создание условий для самореализации личности обучающихся на...
Тема: Создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconРеферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского...
Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщение опыта работы по теме «Использование икт на уроках русского языка и литературы» (во внеклассной деятельности)
Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск