Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер75.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема открытого урока « Видоизмененные подземные побеги»
урок проведен в рамках Республиканского семинара учителей биологии и химии 6. 02. 2008г., в 6д классе учителем биологии высшей категории

МОУ «Лицей №11 им. Т.И.Александровой г. Йошкар-Олы»

Манцуровой Ниной Анатольевной


Задачи урока:

1) установить общие черты в строении надземных и подземных побегов;

2)познакомить с видоизменёнными побегами;

3)развивать умения определять органы растения, работать с интерактивной доской;

4)выделить биологическую и хозяйственную роль видоизменённых побегов.

Оборудование: клубни картофеля, луковицы репчатого лука, комнатные купена, майник, хохлатка; таблица «Видоизменённые побеги», презентация, тест, интерактивная доска.

Формы работы: индивидуальная и групповая

Методы работы: рассказ, беседа, лабораторная работа

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- функции, выполняемые видоизменёнными побегами;

- растения, имеющие корневища;

- растения, у которых образуются клубни;

-строение луковицы и растения, имеющие луковицу;

-использование человеком видоизменённых побегов.

Ход урока:

1.Проверка знаний. Мы продолжаем изучать вегетативные органы цветкового растения, вспомним строение побега.



(Ученик на интерактивной доске рисует побег, указывает части надземного побега, класс даёт определения)

1. Биологический диктант. На столах лежат листочки с текстом:

Уважаемые друзья!

Изучая биологию, я пришёл к следующим умозаключениям:

1. Побег состоит из стебля и листьев.

2.Корень и побег – вегетативные органы растения.

3. Почка – это зачаточный побег.

4.Почки расположены в центре междоузлий.

5. Листья бывают боковыми и придаточными.

6.Функции листьев: фотосинтез, дыхание и испарение воды.

7. Стебель растёт в толщину за счёт деления клеток камбия.

8. В центре стебля располагается древесина.

9 Верхушечная почка осуществляет рост побега в длину.

10. Окучивание способствует ветвлению стебля.

Думаю, что вы не сомневаетесь в этих научных данных. Если же вы не согласны, то убедите меня в ваших доводах. С уважением барон Мюнхаузен.

На доске таймер, время работы- 5 минут, по сигналу заканчивают работу, на доске слайд с правильными ответами, самопроверка, самооценка.

Верные ответы: 2, 3, 6, 7, 9.

2.Выполнение тестовых заданий на интерактивной доске

3.Индивидуальные задания.

Карточка 1-По гербарию определить типы листорасположения.

Карточка 2-По гербарию определить типы жилкования.

Карточка 3-По гербарию определить класс растений.

II. Изучение нового материала.

На доске записано. У крапивы, пырея, ландыша – корневище.

У картофеля, хохлатки, топинамбура - клубень.

У лука репчатого, тюльпана, лилии - луковица.

-Что же такое корневище, клубень, луковица?
Для того чтобы ответить на вопрос, нам нужно создать три исследовательские лаборатории, которые будут решать поставленные перед ними проблемы.

1 лаборатория - «Корневище», руководитель Горячкина К.

2 лаборатория – «Клубень», руководитель Кочакова Н.

3 лаборатория- «Луковица», руководитель МайороваД

Лаборатории получают задания и раздаточный материал: проросшие клубни картофеля, проросшие и разрезанные луковицы репчатого лука, корневище сансевьеры и информационные листы. (Приложение5)

(Выяснить, знают ли учащиеся, как используются растением образую­щиеся в листьях органические вещества. Выслушав ответы, продемонстриро­вать проросшие клубни картофеля и луковицы лука.)

Вопросы классу:

- Из чего развились проростки на клубнях и на чешуях луко­виц? Что представляют собой клубни и луковицы?

2. Лабораторная работа «Строение клубня» (с. 122-123 учебника)

В процессе работы выяснить особенности строения клубня, доказать,

что клубень - подземный побег.

Сделать поперечный разрез клубня и показать на нем пробковый слой, луб, древесину, сердцевину.

На доске по таблице показать клубень, основание и верхушку, глазки - видоизмененные почки. Презентовать итоги работы (приложение1

3. Лабораторная работа «Строение луковицы» (с. 123 учебника )

В ходе обсуждении в группе, изучив особенности строения, приходят к выводу, что луковица - это видоизмененный подземный побег.

-Рассмотреть чешуи наружного слоя луковицы и определить, какое они имеют значение.

- Разрезать луковицу вдоль. Определить, где находит­ся донце.

-Найти верхушечную и боковые почки.

Вопросы;

- От какой части луковицы отрастают корни?

- Как называют та­кие корни?

-Что общего у луковицы с побегом?

Рассказать, что в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и при­дающие горький вкус этим растениям.

Вопрос:- Как человек использует лук и чеснок? (приложение 3, 4)



4. Лабораторная работа «Строение корневища»

-Рассмотреть корневище (таблица, гербарий, живой объект) и сравнить со строением надземных побегов.

- Найти на корневищах чешуи и почки.

- Выяснить, какие корни развиваются на корневищах.

-Презентовать результаты своей работы. ( Приложение 6)



5. Презентация результатов исследований с использованием интерактивной доски и электронного учебника §22
III. Закрепление изученного материала.

1. Загадки.

1) Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил ... (лук.)

2) Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет ... (кар­тошка.)

3) Кто, ребята, не знаком с белозубым ... (чесноком.)

4) С перьями, да не птица, в чешуе, да не рыба. (Лук.)

5) У лысого Егорки

Есть глазки и бровки,

Глаза чуть-чуть раскосы,

А брови - безволосы. (Клубень картофеля.)

6) Десять бочек туго

Вставлены друг в друга,

И только дно

У них одно. (Луковица, общее дно -укороченный стебель.)

7) В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневища лекарственных растений -пырея, ландыша,, солодки.)

2. Тренажёр, 10 вопросов (фронтально, 1 ученик у доски)
4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание: § 27; упр.90, 91,92, стр.39- 40.

Приложение 1

Клубень картофеля - это не плод!

Он на подземном столоне растёт.

Вот кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень – это сам побег!
Приложение 2. Чем отличается корневище от корня?

Корень будто бы повис

И растёт верхушкой вниз.

Корневище же, детально,

Растёт в земле горизонтально.

Хоть корневищу много лет,

Запомни – чехлика там нет.
В наличии здесь почки,

Чешуйки – листочки.

Не прожить ему, поверь,

Без придаточных корней.

Корневище, без сомненья,

Служит для возобновления.
Приложение 3

Её носили как талисман на груди средневековые рыцари, так как считалось, что она отведёт от воина удар мечом или пущенную стрелу. Философы древности, разрезая её поперёк, объясняли своим ученикам строение Вселенной – то есть она была наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ей приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже её запах предохраняет от заболеваний.
На Великой пирамиде в Гизе лук и чеснок упоминаются как овощи для пита­ния царей в загробном мире. В Древней Греции крупные луковицы приноси­ли в дар пифиям в храме Аполлона, а также дарили новобрачным. Афинский полководец Ификрат в качестве почетного свадебного подарка получил боч­ку лука. Римляне ценили лук как средство, восстанавливающее силу и энер­гию у воинов, а также для того, чтобы отгонять демонов и лемуров. В Индии лук выращивали также с глубокой древности, но пользовались им только как лекарством, а из-за резкого запаха в пищу не употребляли.

Приложение 4. Что такое луковица?

На стебле укороченном

С названьем звонким – донце

Чешуи-листья сочные

Одеты в позолоту.

В сочных листьях сахар есть.

Фитонцидов здесь не счесть.

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать.
Приложение5

Задания для лаборатории «Корневище»

1. Прочитайте первый абзац на странице 122 и рассмотрите рисунок 93.

2. На рисунке информационного листа обозначьте все части корневища.

3. Ответьте на вопрос: что такое корневище?

4. Расскажите классу о результатах исследования.

Задания для лаборатории «Клубень»

1. Прочитайте информацию о клубне на странице 122-123.

2. Рассмотрите рисунок 94.

3. Найдите на клубне картофеля все части, обозначьте их на рисунке информационного листа.

4Ответьте на вопрос: что такое клубень?

5. Расскажите классу о результатах исследования.

Задания для лаборатории «Луковица»

1. Прочитайте информацию о луковице на странице 123-124.

2. Рассмотрите рисунок 96.

3. Найдите на луковице репчатого лука все части, обозначьте их на рисунке информационного листа.

4. Ответьте на вопрос: что такое луковица?

5. . Расскажите классу о результатах исследования.
Приложение 6

Знание биологии растений помогает человеку во многих сферах его деятельности. В частности, знание особенностей корневищных растений облегчает борьбу с сорняками. Пырей древние греки назы­вали «агропирон» - «огонь полей». На I м2: это растение может дать корневищ общей длиной 500 м, с 25 тыс. почек. Единственный эф­фективный способ борьбы с ним - удаление корневищ.

Корневища многих растений накапливают вещества, которые че­ловек использует как сырье для получения лекарственных препаратов.

Так, в корневищах солодки накапливаются флавоноиды, которые отличаются широким спектром фармакологического воздействия. Они обладают желчегонным, бактерицидным, спазмолитическим, кардиотоническим действием. У флавоноидов выявлены также проти­вораковое, радиозащитное и противолучевое свойства; они связывают и выводят из организма радионуклиды.

Таннины. или дубильные вещества, накапливаются в корневищах многолетних травянистых растений. В медицине они используются в качестве вяжущих средств, что основано на их способности связывать белки. Образующаяся на слизистых оболочках пленка препятствует дальнейшему развитию воспаления. Таннины образуют нераствори­мые соединения с солями тяжелых металлов и алкалоидов, поэтому ещё в средние века их употребляли как универсальное противоядие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск