Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии





НазваниеСмысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии
страница1/11
Дата публикации30.03.2015
Размер1.42 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11







В.Н. МИШАКОВА

Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии

Содержание

Введение

  1. Читательская грамотность учеников по результатам международных исследований.

  2. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

  3. Смыс­ловая структура учебного текста и проблемы его пони­мания.

  4. Смысловое  чтение на уроках биологии.

  5. Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках биологии.

  6. Работа с учебными текстами на уроках биологии.

  7. Рекомендации по здоровьесбережению при чтении.

Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

«Бойся человека одной книги»

(восточная мудрость)

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. В школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией в том числе на уроке, учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Реальность отторжения молодежи от глубокого чтения, формальное отношение к произведениям величайших писателей является серьезной проблемой. Нравственно-ценностный потенциал шедевров мировой литературы нередко не находит реализации. Отсутствие взаимодействия с представленными в литературе и искусстве смыслами и ценностями обедняет индивидуальный процесс личностного роста. В школе и вузе молодые люди знакомятся со смысловым содержанием ряда произведений, которое раскрывается им авторами учебников и преподавателями в готовом виде. Способность самостоятельного смыслового чтения остается при этом почти совершенно не развитой. Соответственно приобщение в последующей жизни к нравственно-эстетическим ценностям, заложенным в художественных произведениях, оказывается затрудненным или вообще почти невозможным. Это одна из причин оскудения внутреннего мира личности, ущербности ее духовного опыта. В этом контексте неслучаен традиционный и давний интерес ученых психологов к проблеме полноценного восприятия произведений литературы и искусства, связанной с развитием ценностно-смысловых образований личности. Эта проблема затрагивает широкую сферу духовно-эстетического воспитания, так как способность адекватно воспринимать и оценивать информацию в прочитанном служит важнейшим условием формирования личности.

При обучении чтению важно учитывать, что современные ученики значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования, развития смыслового восприятия и переработки текстовой информации на всех этапах обучения чтению.

Структура смыслового понимания, помогающая пробиваться к смыслам текста, остается недостаточно изученными. В силу этого выпускники школы приучаются воспринимать только то, что в тексте лежит на поверхности, и полагают это единственно возможным актом чтения. Вместе с тем интерес к проблеме нарастает, растет и частота использования понятия смыслового понимания в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических подходов. В отечественной психологии понятие смыслового понимания восходит к понятию личностного смысла, введенному Интерес к проблеме смыслового понимания вызван тем, что ее решение позволяет преодолеть угасание потребности во вдумчивом, не поверхностном чтении. Это становится возможным благодаря тому, что смысловое понимание исключает позицию ученика как потребителя готового текста. Оно является фактором взаимодействия, открывающего доступ к смыслам текста и тем самым приводящего в движение ценностно-смысловую сферу личности. Развитие способности к построению смыслов при чтении соотносится с воспитанием осмысленного отношения к миру в целом. Смыслопорождающая активность переносится и на академическую, и на житейскую практику, воспроизводя опыт личностного и самосознательного развития.

Проблема «выращивания» (термин Л.С. Выготского) смыслового понимания текста может претендовать на роль одной из ключевых в методике обучения, в том числе, биологии, центральной проблемой совершенствования человека, развитие его личности.

1. Читательская грамотность учеников по результатам международных исследований

Россия присоединилась к Болонским соглашениям в 2003 г., официально закрепив свое участие подписанием Берлинского коммюнике Конференции Министров. В этой связи российское образование, как и образовательные системы' других стран, претерпевает серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом. На международном уровне волна внимания к данной проблеме обусловлена в первую очередь тем, что, согласно положениям Болонской декларации, европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки его качества.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2009 году проводится четвертый цикл исследования PISA .

В исследованиях PISA читательскую грамотность определяют как – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (Ковалева Г.С.)

Основными областями для оценки образовательных достижений в 2009 году стали «грамотность чтения» (приоритетная область оценки, на которую отведено две трети времени тестирования), «естественнонаучная грамотность» и «математическая грамотность».

Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования - «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

В исследовании PISA одновременно реализованы несколько современных инновационных идей в измерениях: оценка функциональной грамотности, изучение отношений, интереса, мотивации и учебных стратегий.

В исследовании 2009 года приняли участие 65 стран мира. В России в данном исследовании участвовали 213 образовательных учреждений из 45 субъектов РФ.В международных исследованиях оцениваются учебные достижения, в том числе функциональная грамотность 15-летних школьников в области чтения и понимания текстов ("грамотность чтения). И хотя эти исследования не дают полной картины учебной подготовленности школьников, они позволяют выявить общие тенденции, сильные и слабые стороны российского образования, наметить пути более эффективного достижения поставленных целей.

Анализ результатов международных тестирований показывает, что пока отечественная система обучения не обеспечивает отвечающую современным мировым требованиям достаточную готовность школьников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Российские учащиеся в своем большинстве не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний, во всяком случае, на уровне тех требований, которые предъявляются в международных обследованиях.

Причины невысоких результатов российских учащихся в том, что в процессе обучения они почти не встречаются с:

- заданиями междисциплинарного характера, а общеучебным умениям обучаются в границах учебных предметов;

- жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимо для решения общественных и частных задач; за исключением чтения художественной литературы;

- заданиями, далекими от жизненных интересов и социального опыта обучающихся;

- заданиями с выбором ответа, выполнение которых требует специальной подготовки;

- напряженным графиком выполнения работы.

Результаты стран по читательской грамотности в PISA-2009

1. Лидирующие страны и территории: Корея, Финляндия, Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур

38 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России.

2. 4 страны, средний балл которых не отличается от балла России
(Австрия, Литва, Турция, Дубай (ОАЭ).

Россия – средний балл – 459. Место 41-44.

3. 22 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России.

Из материалов Г.С. Ковалевой

В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).

1. В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст. Анализ тенденций, проявившихся за девять лет (с 2000 по 2009 годы), показывает сложную картину изменения читательской грамотности российских учащихся 15-летнего возраста: значимое снижение в период с 2000 по 2003 годы (с 462 баллов до 442 баллов), сохранение результатов с 2003 по 2006 годы (440 баллов) и повышение результатов практически до значений 2000 года за период с 2006 по 2009 годы.

2. За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.

3. Гендерные различия, характерные для всех стран, включая и Россию, не изменились за 9 лет: российские девушки неизменно демонстрируют более высокую читательскую грамотность, нежели юноши. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в странах ОЭСР – 513), а юношей – 437 (в странах ОЭСР – 474).

4. Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.

5. В читательском профиле российских учащихся за девять лет существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».

6. Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:

7.Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.

8. Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям - обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи. Обратить особое внимание на чтение мальчиков.

Очевидна потребность в определении смыслового чтения в качестве объяснительного понятия развивающего обучения. Эта потребность определяет задачу построения концепции смыслового чтения, его структурно-функциональной организации, способов освоения в учебном процессе. В конечном итоге речь идет о необходимоести построения модели развивающего обучения.


Пример задания PISA
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная...
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconПроектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины»
Формы работы учащихся: слушание аудиофрагмента, работа с текстом, ответы на вопросы, выполнение практических заданий, работа с раздаточным...
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconРабочая программа «Литературное чтение» для 4 класса уровень базовый
Их них на внутрипредметный модуль «Информационная грамотность» (работа с текстом)- 14 часов
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Планируемые результаты освоения подпрограммы «Чтение. Работа с текстом»
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии icon«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования...
Выступление на заседании мо учителей биологии Вязниковского района от 11. 2012 года
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы и приемы, используемые на уроке: беседа, монолог, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconПрактическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии

Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconЛитература Тема урока: Комплексная работа с текстом
...
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconПротокол № от 2011 г
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, работа с учебником (выразительное чтение по ролям, выборочное чтение, описание иллюстрации),...
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной...
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconРеализация развивающих задач при обучении биологии
Примерные вопросы к кандидатскому экзамену по дисииплине история и философия науки
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconУрок английского языка. Тема: Виртуальный мир Британии. The virtual world of Britain
Провести практику в различных видах речевой деятельности: письменные монологические высказывания, смысловое чтение с извлечением...
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconУчебно-исследовательская деятельность учащихся 6-11 классов при обучении биологии
«Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить...
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconРазработка урока по чтению. И. С. Никитин. "Встреча зимы"
Общеучебные – поиск информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение...
Смысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа с текстом, самостоятельная работа, устная работа. Плакаты, индивидуальные карточки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск