Реализация развивающих задач при обучении биологии





НазваниеРеализация развивающих задач при обучении биологии
страница1/12
Дата публикации02.08.2013
Размер1.37 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Биология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ

ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
(индивидуальный творческий проект)


Научный руководитель: методист кафедры ЕНД ВИРО Власова Валентина Николаевна
Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии

МОУ «Нижнекулойская средняя

общеобразовательная школа»

Верховажский район

Вологодская область

ПЛАН

Введение
1.1. Противоречия общего образования
1.2. Обоснование и актуальность темы
1.3. Цель, задачи, методы исследования

Глава 1

  1. Психолого-педагогические обоснование темы.

    1. Ключевые образовательные компетенции.

    2. Концепции развивающего обучения.

    3. Урок развивающего обучения.

    4. Учебная задача (задание)

    5. Особенности возрастного периода детей средних и старших классов.

Глава 2

2. Развивающие задачи в курсе биологии

2.1. Развивающие задачи в биологии.

2.2. Правила решения развивающих задач

2.3. Методика реализации развивающих задач.

2.3.1. Требования к заданиям.

2.3.2. Индивидуальное выполнение заданий учащимися по «Сборнику заданий»

2.3.3. Предъявление заданий перед началом изучения темы.

2.3.4. Методика реализации заданий на уроке.

2.3.5. Использование развивающих заданий при подготовке в ВУЗы.

2.3.6. Составление алгоритмов для формирования и развития умений и мыслительных операций.

2.3.7. Диагностика сформированности умений и мыслительных операций.

2.3.8. Ведение учеником тетради по развивающему обучени.

2.4. Задачи на развитие умения работать с текстом

2.5. Задачи на формирование понятийного поля.

2.6. Задания по развитию мышления.
- для развития мыслительной операции сравнения.

    • для развития мыслительной операции обобщения

    • для развития мыслительной операции абстрагирования

    • для развития мыслительной операции конкретизации

    • для развития мыслительных операций анализа – синтеза

    • для развития мыслительной операции аналогии

    • для развития мыслительной операции классификации

    • задания на развитие ассоциативного мышления

2.7. Задания для развития внимания.

2.8. Задания на развитие воображения.

    1. Задания на развитие графической речи

    2. Задания на развитие эмоционально-чувственной сферы.

Глава 3

  1. Реализация развивающего эксперимента.

    1. Этап составления заданий

    2. Выводы и перспективы

Литература

Приложения

  1. Итоги выполнения развивающих задания по Зоологии ученицей.

  2. Итоги выполнения развивающих заданий по теме «Простейшие» классом.

  3. Сборник развивающих заданий по теме «Птицы»

  4. Охота в джунглях.

  5. Графическая речь

  6. Конспект повторительно-обобщающего урока «Внутренняя среда организма. Транспортные системы»

  7. Конспект урока «В причудливо изогнутых зеркалах иллюзий»


ВВЕДЕНИЕ

1.1 Противоречия общего образования

Знание образовательных парадигм позволяет учителю более адекватно оценивать себя и определять свое место в процессе развития образования.

Сегодня общее образование нуждается в комплексном и системном реформировании, прежде всего потому, что оно:

  • содержит в себе как внешние, так и внутренние противоречия между интересами общества и личности (противоречия между значительным ростом информации и возможностью человека усвоить ее; как следствие этого – перегруженность школьной программы), а также общества и биосферы, этносов и этносферы;

  • имеет недопустимо низкую эффективность: по оценкам физиологов КПД обучения в системе общего образования не превышает 25%, то есть находится на уровне КПД первых паровозов;

  • не поспевает за непрерывным обновлением теоретических (на 5% в год) и практических (на 20% в год) отраслевых знаний. В условиях НТП наиболее оптимальным является сочетание широкого общекультурного образования с глубоким усвоением конкретных узкоспециализированных знаний;

  • является здоровьезатратным (до 90% учеников имеют хронические заболевания);

  • не нацелено на формирование рациональных взаимоотношений подрастающего человека с окружающим миром;

  • декларируя технологичность, образование находится, по существу, на позициях рутинной методики, не обращаясь к методологии развивающих интерактивных технологий;

  • существует субъективизм оценок, ориентация на проверку фактологического материала, недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность каждого ученика в результатах своей познавательной деятельности

В общеобразовательной массовой школе молодой человек чаще всего не может проявить себя, раскрыть свои созидательные возможности, он что-то знает в одних областях, что-то умеет делать – в других. Но сделать что-либо целиком и нести за это ответственность не в состоянии. Он не научен общению в коллективе, он не умеет получать наслаждение от своего труда. И, поэтому, ему приходится действовать так, как получится, как сложатся внешние обстоятельства и условия его жизни. Это – крупнейший недостаток всех уровней нашего образования.
1.2. Обоснование и актуальность проблемы
Анализ психолого-педагогической литературы по применению учебных задач в обучении свидетельствует о том, что развивающее обучение постепенно становится ведущим способом преподавания учебного материала. Однако, в теории обучения недостаточно определена система развивающих задач и их виды при изучении конкретного предмета. Возникла задача поиска и обоснования педагогических усилий, необходимых для реализации развивающих задач при изучении биологии.

Вопросы развивающего обучения освещены в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского (зона ближайшего развития), З.И. Калмыковой, П.А. Оржековского (творческое мышление), Н.Н. Поспелова, Е.Н. Кабановой-Меллер (мыслительные операции), Г.М. Чернобельской, А.А. Кузнецова, В.В. Гузеева (оценка и контроль), В.З. Резниковой, А.Н. Мягковой (тестирование), Т.С. Суховой (технология развивающего обучения на уроках биологии).

Выбору данной темы способствовало посещение уроков в начальной школе, где учителя работали по системе Л.В. Занкова. Присутствующих порадовали умные ученики, показывающие хорошо развитое мышление, творческие способности, высокую познавательную активность в течение всего урока.

Уроки биологии начинаются с 5 класса, где уже четко видна неоднородность классов по успеваемости и обучаемости. Трудность этого предмета для учащихся состоит в том, что наряду с текстом на русском языке здесь идет постоянное обращение к латино-греческому переводу понятий, и само количество биологических терминов (по сравнению с природоведением) возрастает даже не в разы, а на порядки. Например, учащиеся должны запомнить в параграфе 1 «Устройство увеличительных приборов» (учебник В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения») понятия: клетка, лупа, линза, микроскоп, окуляр, объектив, тубус, штатив, предметное и покровное стекла, зеркало, кратность увеличения, микропрепарат. В параграфе 2 «Строение клетки» - оболочка, ядро, поры, целлюлоза, цитоплазма, ядрышко, пигменты, пластиды, вакуоли, клеточный сок, хлоро- хромо-, лейкопласты. (подчеркнутые понятия изучались в 5 классе). При изучении параграфа 5 «Строение и жизнедеятельность бактерий» количество понятий еще увеличивается- их больше 18: бактерии, кокки, бациллы, спириллы, жгутик, ядерное вещество, включения, анаэробы, цианобактерии, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, паразиты, деление клетки, дезинфекция, спора, неблагоприятные условия среды, колонии, и др.

Кроме понятийного аппарата (все пополняющегося словарного запаса) учащиеся должны понимать суть биологических процессов – дыхания, фотосинтеза и др. Но отвечать им приходится в большинстве на репродуктивные вопросы, например, после параграфа 20 «Зоны корня» в учебнике предложены следующие вопросы:

  1. Какие участки можно различить у молодого корня?

  2. Каково значение корневого чехлика?

  3. Где располагается зона деления?

  4. Где расположена зона растяжения? И др.

В рабочей тетради к этому учебнику авторов В.В. Пасечника, Т.А. Снисаренко (появилась в 2002 году) встречаются кроссворды, вопросы на сравнение, например, в № 23: Сравните растительную и бактериальную клетку. Что общего и какие различия есть в их строении?, в № 29: В чем различие между грибами сапрофитами и паразитами?, в № 32: Дайте определение понятий симбиоз, грибокорень. Задания на заполнение таблиц даются с готовыми названиями граф, перечисленными признаками сравнения. Таким образом, рабочая тетрадь помогает в усвоении знаний, но не способствует развитию учащихся, его мыслительных операций, воображения. Совсем не используется художественная литература для эстетического воспитания учащихся, очень редки задачи с экологическим содержанием.

Трудность изучения биологии в 7 классе, еще больше возрастает так как, если в ботанике текст параграфа составлял 1-2 страницы, то в зоологии – до 6-7 страниц (а современные дети читать не любят!). Материал, который раньше изучался 1,5 учебных года, сейчас проходится за один год, то есть содержание осталось тем же, а время на его изучение уменьшилось.

Одной из причин, сдерживающих процесс личностного развития школьников, является принятая в нашей школе система показателей, по которым эта работа оценивается. В настоящее время единственным таким показателем остается успеваемость. Неудивительно, что все силы учеников и учителей тратятся на достижение высокой успеваемости любыми средствами. Дополнительно к традиционным нужно вводить новые методы оценки продвижения учащихся в учебном процессе, а также использовать формы, способствующие мотивации и развитию интереса к обучению, учитывающие индивидуальные особенности учащихся.

Психолого-педагогическая диагностика явно отстает от современных требований, предъявляемых к школе. И.С. Якиманская утверждает, что диагностика должна быть ориентирована на анализ не столько «обученности», сколько «развитости» ученика: «Современная школа должна формировать прежде всего интеллигентного человека, обладающего не только запасом прочных знаний и умений, но и культурой чувств, мыслей, эмоций, культурой организации собственной деятельности (труда, познания, общения). По-видимому, и оценка деятельности ученика должна базироваться на ясном понимании того, что мы хотим получить, чего достичь, что сформировать. Развитость проявляется в отношении к овладению знаниями, в его познавательной активности и самостоятельности, в стремлении овладеть культурой умственного труда (рациональной его организации)».

Проработка литературных источников, данные исследований, анализ ЕГЭ (задания повышенного уровня и высокого уровня сложности проверяют умение применять освоенные знания и умения в измененной и новой ситуации) привели к гипотезе о возможности использования развивающих заданий в курсе изучения биологии с целью развития учащихся, повышения качества знаний в процессе обучения.
1.3. Цель, задачи, методы исследования
Цель исследования: создать систему развивающих задач по биологии и выяснить педагогические условия реализации их в курсе изучения предмета.

Задачи исследования:

  1. Классификация развивающих задач, создание их системы для повторения тем, единичных заданий для использования на уроках.

  2. Выделение основных структурных элементов развивающих задач и этапов их решения. Выделение задач различного уровня сложности.

  3. Реализация методики обучения решению развивающих задач.

  4. Разработка системы оценки результатов.

Гипотеза исследования: в исследовании исходили из предположения, что уровень развития учащихся и качество знаний в процессе изучения биологии повысится, если задачи будут направлены на развитие интеллектуальных качеств личности, если существует вариативность выбора задач по уровню сложности и адекватности индивидуальным особенностям детей.

Базисная теория для исследования: теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на психическое развитие учащихся, формирование их творческих способностей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме, наблюдение и анализ учебного процесса в 6-11 классах, беседа с учителями, учащимися, методистами, изучение письменных работ учащихся, анкетирование, эксперимент, количественная и качественная обработка его результатов.

Организация исследования: исследование проводилось на базе МОУ Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа с 1998 года.


Глава 1

Психолого-педагогическое обоснование темы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация развивающих задач при обучении биологии iconДипломного образования Кафедра математических дисциплин проект реализация...
Реализация требований фгос ООО при изучении темы «Квадратные уравнения». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих...
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconВ профессиональном училище
Реализация принципа профессиональной направленности при обучении иностранному языку
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconСмысловое чтение и работа с текстом при обучении биологии
Организация познавательной деятельности на основе смыслового чтения на уроках биологии
Реализация развивающих задач при обучении биологии icon«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования...
Выступление на заседании мо учителей биологии Вязниковского района от 11. 2012 года
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconМетодические рекомендации по использованию икт на уроках биологии Заключение
Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников на уроках биологии
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconРеализация межпредметных связей в обучении математике учащихся основной школы
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в...
Реализация развивающих задач при обучении биологии icon1. Личный вклад учителя в разработку урока с использованием икт
Икт способствует решению не всех задач урока (обучающих, или развивающих, или воспитывающих) 5 выбранная форма использования средств...
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconПрактическое использование информационных технологий при обучении химии и биологии

Реализация развивающих задач при обучении биологии iconРеализация требований фгос ООО при обучении учащихся 7
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации фгос)»
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconРеализация принципа связи обучения с жизнью при изучении биологии
Статья посвящена формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении биологии и реализации принципа связи обучения...
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconРеализация физического образования в рамках практико-ориентированного...

Реализация развивающих задач при обучении биологии iconМетодическая разработка реализация деятельностного подхода при обучении...
Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconРеализация системно-деятельностного подхода на уроках химии
Используя основные принципы развивающего обучения, можно опираться в практике на базовую модель Агапова И. Г., выделяющего следующие...
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconУчебно-исследовательская деятельность учащихся 6-11 классов при обучении биологии
«Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить...
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconДипломного образования Кафедра математических дисциплин проект реализация...
Анализ изложения темы в учебнике “Геометрии 7-9 класс” Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина
Реализация развивающих задач при обучении биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск