Скачать 0.6 Mb.
|
ГОУ ДПО МО Педагогическая академия последипломного образования Кафедра математических дисциплин ПРОЕКТ Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса по теме: «Подобные треугольники» Выполнил слушатель учебного курса «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)» учитель математики МБОУ «Ликино-Дулевская ООШ №3» Галайкова Т.В. Руководитель курса: КПН, доцент кафедры математических дисциплин Ерина Т.М. Москва 2012 СОДЕРЖАНИЕ Эссе .3 ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Подобные треугольники» § 1. ВВЕДЕНИЕ .5 § 2. Логико-математический анализ содержания темы «Подобие треугольников» 2.1 Анализ изложения темы в учебнике “Геометрии 7-9 класс” .......……....7 Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина 2.2 Логико-дидактический анализ темы «Подобные треугольники»………..9 § 3. Цели обучения теме «Подобные треугольники»………………………….12 3.1. Развитие познавательных УУД 3.2. Развитие регулятивных УУД 3.3. Развитие коммуникативных УУД 3.4. Развитие личностных УУД ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения по теме «Подобные треугольники» § 4. Карта изучения темы и её использование 15 4.1. Тематическое планирование темы «Подобные треугольники» ………...19 4.2. Система уроков темы «Подобные треугольники»………………………..21 § 5. Учебный план темы «Подобные треугольники» 22 § 6. Примеры реализации целей обучения теме «Подобные треугольники».. 31 Список литературы. Приложения. Эссе «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования» «Все человеческое в человеке должно быть воспитано» А.С.Макаренко -Зачем мы учим детей математике? «… чтобы научиться думать» В.В. Давыдов. Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бьются многие поколения педагогов, это проблема духовного и нравственного становления личности. К тому же глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о подрастающем поколении. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности, процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям, пробуждение и развитие нравственных чувств, становление нравственной воли, побуждение к нравственному поведению. К сожалению, сейчас можно наблюдать подмену ценностных ориентиров у общества и особенно подрастающего поколения. Понятия «честность», «справедливость», «доброта» не выдерживают конкуренции перед «оборотистостью», «престижностью». Наше общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой накопительства, отсутствием твердых моральных устоев, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Ведущими мотивами стали эгоистические и прагматические: мы забыли и не понимаем, как можно жить для других, как можно жертвовать собой ради других. Материальное благополучие занимает у большинства первое место в жизни. В таких условиях особенно важно формировать понятие «высоконравственная личность», развить духовно-нравственную культуру. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в школьном возрасте стала потеря нравственного идеала. Важнейшей задачей педагога в современном обществе стало формирование у детей потребности в идеале и указание образца, достойного подражания. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Большое значение здесь имеет интеграция содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Здоровой может быть только нравственная нация. Только высоконравственный гражданин, для которого главной ценностью является человеческая жизнь и нравственные идеалы сможет построить полноценное гуманистическое демократическое общество. Глава 1 Теоретические основы обучения теме «Подобие треугольников» § 1. ВВЕДЕНИЕ Искусство изображать предметы на плоскости с древних времён привлекает к себе внимание человека. Люди рисовали на скалах, стенах, сосудах и прочих предметах быта различные орнаменты, растения, животных. Люди стремились к тому, чтобы изображение правильно отображало естественную форму предмета. Учение о подобии фигур на основе теории отношений и пропорций было создано в Древней Греции в 5-4 веках до нашей эры и развивается до сих пор. Понятие подобия, наряду с понятием движения, является одним из важных понятий геометрии. Оно имеет большое образовательное и практическое значение. Подобие используется при определении расстояний до недоступных предметов, в устройствах различных измерительных инструментов и приборов. В настоящее время существует большое количество методической литературы по изучению подобных треугольников в средней школе. Однако большинство этих методик стандартны и похожи друг на друга. При написании учебников очень мало внимания уделялось совершенствованию методик обучения этой сложной теме. В связи с этим возникает проблема исследования, которая состоит в том, чтобы разработать новые методические рекомендации к изучению темы «Подобные треугольники» в курсе средней школы. Использование понятия подобных треугольников в школе имеет большое методическое значение, а именно:
Стоит отметить, что тема подобных треугольников особенно трудна для учеников тем, что в течение нескольких лет основным средством решения задач являлись признаки равенства треугольников. Теперь же они должны научиться по-новому смотреть на проблему, и применять признаки подобия треугольников. Цель проекта: реализация требований ФГОС ООО при изучении темы «Подобие треугольников». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач. Задачи исследования:
§ 2. Логико-математический анализ содержания темы: «Подобие треугольников» §2.1. Анализ изложения темы в учебнике “Геометрии 7-9 класс” Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина В школьном курсе геометрии тема 'Подобные треугольники' рассматриваются в 8 классе после темы “Площади”. Проанализируем его по следующей схеме. 1. Структурные особенности учебника.
2. Методические особенности учебника.
3. Выводы:
§2.2 Логико-дидактический анализ темы «Подобные треугольники» Тема подобные треугольники в учебнике Атанасяна Л.С. вводится в 8 классе и включает в себя четыре параграфа, каждый из которых делится на пункты. §1. Определение подобных треугольников. §2. Признаки подобия треугольников. §3. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. §4. соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. В первом параграфе вводятся такие новые понятия как «пропорциональные отрезки», «сходственные стороны», «подобные треугольники», «коэффициент подобия». Понятие пропорциональных отрезков вводиться описательно с использованием ранее изученного факта (об отношении двух отрезков), и рассматривается конкретный пример на применение нового определения. Далее оговаривается, что понятие пропорциональности может вводиться и для большого числа отрезков. Прежде чем ввести определение подобных треугольников предлагается разобраться с подобием в реальной и повседневной жизни, и с подобием фигур в геометрии вообще. После этого используя рисунок двух треугольников и равенство углов описательно вводиться определение сходственных сторон. После словесной формулировки предлагается другая запись с использованием буквенной символики, таким образом, подобие треугольников даётся не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональности сходственных сторон. Пусть треугольники АВС и А1В1С1 подобны тогда угол А=углу А1, угол В=углу В1, уголС=углуС1 (1); (2) из последнего отношения вытекает понятие коэффициента подобия. Рассмотрев все основные понятия анализируемого параграфа, переходят к изучению следующей теоремы: «Отношение площадей подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия», доказательство основано на применение теоремы об отношении площадей треугольника, имеющих по равному углу и определение подобных треугольников. Во втором параграфе рассматриваются только признаки подобия треугольников с доказательством и отсутствуют новые понятия. Оказывается, что подобие треугольников можно установить, проверив только некоторые из равенств определения подобных треугольников (1) или (2). Для доказательства этого факта рассматриваются три признака подобия треугольников. Первый признак доказывается, опираясь на теорему о сумме углов треугольника и на ранее изученную теорему об отношении площадей треугольников имеющих по одному равному углу. Второй и третий признак доказывается по общей схеме: Рассматривается треугольник АВС2; Доказывается, что треугольники АВС2 и А1В1С1 подобны (по первому признаку); Доказывается равенство треугольников АВС и АВС2. В изложенном материале третьего параграфа рассматриваются новые понятия: «средняя линия треугольника», «среднее пропорциональное», «метод подобия», каждое из определений вводиться описательно. Именно в этом параграфе доказывается теорема о средней линии треугольника и на основании этой теоремы решается очень важная задача геометрии: «Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины». Для доказательства следующих утверждений - Высота прямоугольного треугольника, проведённая из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые делит гипотенуза этой высоты; - Катет прямоугольного треугольника, есть среднее пропорциональное между гипотенузой и отрезком гипотенузы, заключённым между катетом и высотой, проведенной из вершины прямого угла; решается задача: «Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, разделяет треугольник на два подобных треугольника, каждый из которых подобен данному треугольнику». Решение опирается на рассмотрение различных треугольников и доказательства их подобия. Для формирования практической значимости подобия треугольников рассматривается метод подобия, после описания, которого предлагаются задачи с решениями. Уже в последнем пункте вводиться понятие подобия произвольных фигур и коэффициент подобия фигур. Здесь же предлагается способ построения подобных фигур. В последнем параграфе анализируемой темы учащиеся знакомятся с элементами тригонометрии, необходимые для решения прямоугольных треугольников. Здесь вводятся новые понятия синуса, косинуса, тангенса. Сначала доказывается подобие треугольников, из которых следует пропорциональность сходственных сторон треугольников, пользуясь полученными равенствами, получаем доказываемый материал. Здесь же доказывается sin2A+cos2A=1 называемое основным тригонометрическим тождеством. При доказательстве опираются на новые понятия синуса, косинуса и на теорему Пифагора. Материал, связанный с подобием, позволяет содержательно реализовать межпредметные связи с алгеброй (пропорциональность, уравнения, квадратичные корни) и с физикой (например, геометрическая оптика). В систему упражнений включено более 50 задач. Большая часть направлена на прямое или опосредованное применение теории. Много задач познавательного характера, способствующие получению новых фактов, которые используются при решении других задач (№535 , 556, …), задачи с практическим содержанием (№546, 579, 580, 581, 583,…).Изучая тему «Подобные треугольники», можно подробно остановиться на примерах из реального мира, необходимо рассказать об истории возникновения и развития подобия, подробно рассказать легенду о Фалесе, который измерил высоту пирамиды без всяких приборов по отбрасываемой ею тени. Познакомить учащихся с золотым треугольником, золотым прямоугольником, золотым сечением, которое является одним из удивительно красивых объектов, интерес к которым проявляли учёные, художники на протяжении многих веков. § 3. Цели обучения теме «Подобие треугольников» Диагностируемые цели в обучении темы: «Подобие треугольников». Таблица целей обучения по теме: «Подобные треугольники»
Глава 2. Методические рекомендации обучения по теме «Подобие треугольников» §4 Карта изучения темы «Подобные треугольники»
Задачи, необходимые для решения по теме: 1уровень задачи №№ 534-538, 541,542,550-555,567,568,570,580.591 2 уровень задачи №№ 544-548,559,560,557,564-566,592-595 3 уровень задачи №№ 535,544,556,558,557,563,586,600-603 V. Темы индивидуальных заданий (Ц5) 1.«Подобие треугольников в задачах геометрии, алгебры, физики».
VI. Перечень универсальных учебных действий для усвоения темы (Ц 1 – 5)
4.1. Тематическое планирование по теме «Подобные треугольники» Рассмотрим примерное поурочное планирование «Геометрия 7-9» Атанасян Л.С, М.: Просвещение, 2009 по программе 2 часа в неделю. « Подобные треугольники» (19ч.) Цель: Ввести понятие пропорциональных отрезков и опираясь на него, дать определение подобных треугольников. Рассмотреть три признака подобия треугольников и сформировать у учащихся навыки применения этих признаков при решении задач. Показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем, решении задач на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах на местности. Выработать у учащихся навыки использования теории подобия треугольников при решении разнообразных задач. Изучение данной темы направлено на развитие у учащихся качеств личности, необходимых человеку в современном обществе: интуиции, логического мышления, пространственных представлений, элементам алгоритмической культуры, выработки самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях.
4.2 Система уроков при обучении темы; «Подобные треугольники». (19 часов, из них 2 контрольных работы) Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника В системе уроков выделяются следующие виды: Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками. Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, интерактивные уроки. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации. Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки. Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени. Урок-зачет. Устный и письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ. |
Дипломного образования Кафедра математических дисциплин проект реализация... Реализация требований фгос ООО при изучении темы «Квадратные уравнения». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих... | Реализация требований фгос ООО при обучении учащихся 7 «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации фгос)» | ||
Объем Подготовка учителя основной школы к переходу на фгос. Модуль. Содержание и механизмы реализации фгос ООО при обучении физической... | Программа работы Время Место проведения Форма трансляции Семинар школьного округа «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении в период перехода на фгос ооо». 31. 01. 2014г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Модуль Образовательный модуль на повторение курса математики в 9 классе по теме подобные треугольники | Пояснительная записка рабочая программа по географии на ступень основного... Закона РФ «Об Образовании» статья 32 (п 7), требований фгос ООО (Приказ от 17. 12. 2010 №1897) | ||
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» Итоговая работа по модулю «Реализация требований фгос основного общего образования. Математика» | Подготовка к введению фгос ООО. Научно-прикладной проект Творческая группа «Система оценки планируемых результатов в условиях введения фгос начального и основного общего образования» | ||
Урок проект по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» Развивать навыки работы за компьютером с учебными программами и умение работать с мультимедийной доской | Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин кафедра государственно-правовых дисциплин Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова при финансовой поддержке Министерства образования и... | ||
Дипломного образования Кафедра акушерства и гинекологии ипо Минздрава России Н. Н. Володина, 2000; приказа №23 от 17. 02. 93 г. Мз РФ об утверждении «Положения о клинической интернатуре», Стандарта... | Реализация межпредметных связей в обучении математике учащихся основной школы Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в... | ||
План мероприятий по сопровождению введения фгос на октябрь 2012 г Семинар Реализация требований фгос в современных умк по общественно-научным | Краткое содержание проекта Проект реализуется в рамках учебного предмета «Геометрия» Реализация данного проекта способствует углублению знаний учащихся по геометрии. Проект показывает учащимся использование многогранников... | ||
Рекомендации кафедры физико-математических дисциплин и информатики... При разработке и корректировке планов тмс по подготовке к итоговой аттестации кафедрой физико-математических дисциплин и информатики... | В условиях внедрения фгос Аннотация: данная статья описывает опыт использования мобильного компьютерного класса при обучении слабовидящих детей младшего школьного... |