Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.56 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.01.2014
Размер78.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Васильева Е.П.

Модуль 5. Образовательный модуль на повторение курса математики в 9 классе по теме подобные треугольники.

урок 1. Тема : Обобщающий урок по теме: подобные треугольники.

Цель: Повторить и обобщить знания учащихся на применение признаков подобия треугольников при решении задач, развитие самоконтроля., воспитание организованности.

Ход урока.

I.Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

Вопросы:

1.Какие фигуры называются подобными?

2. Сформулировать I, II, III признаки подобия треугольников.

устно решить задачи по готовым чертежам или по карточкам.
Указать подобные треугольники и пропорциональность сторон.
Ответ: ∆ АВС подобен ∆ EBF
В

ЕF BE FE

AB BC AC
Е F


A C
рис 1

B Ответ: ∆ АВС подобен ∆ МВР
МВ ВР МР

АВ ВС АС


∆ NBR подобен ∆KBD

BK BD MP

BN BR NR

М N R P


∆ MBN подобен ∆АВК

МВ NB MN

A K D C AB BC AK
рис.2



Ответ: ∆ АОВ подобен ∆СОД

А В АО ОВ АВ

ДО ОС СД

рис 3 О
Вопросы: Что нужно для того, чтобы записать пропорциональность сторон подобных треугольников?

Ответы учащихся:

  1. Выяснить, при каких вершинах углы равны;

  2. определить, какие стороны являются сходственными (лежат против равных углов)

  3. записать пропорцию, где в числителях –стороны одного треугольника, в знаменателях – сходственные им стороны другого.

II. Практическая часть. Решить задачи
1) Найти длину указанного отрезка.

О

? Ответ: ∆ АВО подобен ∆СОД

АО АВ 20 25

СО = СД СО = 15

С Д 25СО =300 СО = 300 : 25 =12

А В

АВ =25 СД = 15 АО =20

Найти: СО -?
2) Самостоятельно

В Ответ: ∆ АВД подобен ∆АСЕ

АВ = АД

? АС АЕ

АВ 35

С 4 = 5

5АВ =35 * 4

4 5АВ =140

АВ = 140 : 5 =28

СВ = АВ – АС = 28 -4 = 21.

А 5 Е 30 Д

Решить задачи:

1.

ОА =6см, АС = 15см, ОВ =9см, ВД = 5см, АВ = 12см,

Найти: СД.
О Решение:

А 1) ОД = ОВ +ВД = 9 +5 = 14см

ОС = ОА +АС = 6+15 = 21см

В

2) Угол О общий для треугольников

Д С ВОА и СОД

ОВ = 9 =3

ОС 21 7

ОА = 6 = 3

ОД 14 7

∆ ВОА подобен ∆СОД по 2 признаку подобия треугольников.

3) АВ = 3 ; 12 = 3

ДС 7 ДС 7 ДС = 28см.


2.Самостоятельно

Человек ростом 1,7м стоит на расстоянии 15м от столба на котором висит фонарь на высоте 10, 2 м найдите длину тени человека.

А

ДК =1,7 АС = 10,2 СК = 15

Д Найти: ВК

10,2

1,711

С В

К
Решение. Пусть длина тени человека ВК –х тогда ВС = х+15

∆ АВС подобен ∆ДВС угол В –общий Угол С= углу К = 90°

КВ = КД х = 1,7

ВС АС х+ 15 10,2

10,2х = 1,7 (х + 15) 8,5х = 25,5 х = 3

Ответ: 3м –длина тени человека.
3. разобрать решение задачи.

В треугольниках ВМЕ и ДТН ВМ = МЕ = ВЕ

ДТ ТН ДН

Докажите, что АВСД – параллелограмм.

М




Е

В С

Т




А Д Н

Решение:

Треугольники ВМЕ и ТДН подобны по трём сторонам , значит Угол ВМЕ = углу ДТН,

угол ВМЕ = углу ДНТ. Но углы ВМЕ и ДТН соответственные при прямых ВС и АС и секущей МН, а углы ВЕМ и ДНТ соответственные при прямых ВС и АД и секущей МН.

Следовательно, АВ║СД и ВС║АД. Значит, АВСД – параллелограмм.


III.Домашнее задание.

1.. В трапеции АВСД (АД ║ВС) АС – биссектриса угла А делит трапецию на два подобных треугольника АВС и АСД, АВ =8 см, СД = 12см. Найдите периметр трапеции.

В С



А Д

Решение.

  1. угол САД = углу АСВ, как внутренние накрест лежащие углы при ВС║АД и секущей АС

  2. ∆АВС равнобедренный АВ = ВС

  3. ∆АВС подобен ∆АСД, следовательно ВС = k



k = 8/12 = 2/3.

4) S ∆АВС = АВ* АС

Ѕ∆АСД АС * АД
5) РАВСД = 8+8+12+18 =46

2.В четырёхугольниках АВСД и А1 В1С1Д1 диагонали пересекаются в точках О и О1, причём АО = ОС и А1О1 = О1С1 . Угол АОД равен углу А1О1Д1, угол АДО равен углу А1Д1О1 и угол АВО равен углу А1В1О1. Докажите, что ∆ АВС подобен ∆А1В1С1.

Решение.

  1. Так как угол АОД = углу А1В1Д1 и угол АДО = углу А1Д1О1, то ∆АОД подобен ∆А1О1Д1

следовательно АО = АД, но по условию АО =ОС и А1О1 = О1С1

А1О1 А1Д1

то АС = АД

А1С1 А1Д1

2) Так как угол АВО = углу А1В1О и угол АДО = углу А1Д1О1; то

∆ АВД подобен ∆А1В1Д1 и АВ = АД

А1В1 А1Д1

3) Имеем АВ = АД = АС (т.е. АВ = АС )

А1В1 А1В1 А1С1 А1В1 А1С1 и

угол ВАС = углу В1А1С1 отсюда ∆ АВС подобен ∆А1В1С1

Урок № 2.

Тема урока : Практическая работа по решению задач на применение признаков подобия треугольников.

Цель урока: формировать навыки и умения по решению задач на применение признаков подобия т треугольников, применение навыков решения задач при решении задач прикладного характера, развитие самоконтроля, воспитание сосредоточенности.

Ход урока.

I.Решить устно: 1. АО : ОС = ВО : ОД. Докажите, что АВСД – трапеция или параллелограмм.

А В Решение:

∆ АВО подобен ∆СОД по второму признаку подобия треу.

АО : ОС = ВО :ОД , поэтому угол ВАО = углу

ОСД и они являются внутренними накрест лежащими,

следовательно прямые АВ и ДС параллельны, значит

АВСД трапеция.

Д С

2. Найдите ВС, если АК =8 ; АЕ = 10; СК = 20


B Решение:




ЕК2 = 100 – 68 = 36

E ЕК = √36 =6




ВС = 28

C K A 6 8 8ВС = 28 *6 ВС =21

II. Практическая работа.

Решить задачи:
1.

Точки М, N и P лежат соответственно на сторонах АВ, ВС и СА треугольника АВС, причём МN ║AC , NP ║AB . Найдите стороны четырёхугольника АMNP, если: а)

АВ = 10см, АС = 15см, PN : MN = 2 : 3.
В


М N

А P C

Решение: 1) Пусть х –коэффициент пропорциональности, тогда МN = АР =3х,

а АМ = NP=2х

2) ∆ МВN подобен ∆ PNC по 1 признаку подобия треугольников. ( Угол MBN = углу PNC при АВ║PN и секущей ВС, угол МNB = углу PCN при MN║АС и секущей ВС).

Имеем: МВ = МN 10 -2x = 3x

NP PC 2x 15-3x
150 -30x +6х2 = 6х2; х = 2,5

MN =AC = 3 *2, 5 = 7,5 cм АМ =NP=2 * 2,5 = 5см.

Самостоятельная работа

2.

Прямая ДЕ, параллельная стороне АС треугольника АВС, отсекает от него треугольник ДВЕ, стороны которого в четыре раза меньше сторон данного треугольника. Найдите площадь треугольника АВС, если площадь трапеции АДЕС равна 30см2.
В

Д Е


А С

Решение:

∆АВС подобен ∆ДВЕ k= 4

Пусть S∆ДВЕ = х , тогда S∆АВС = х+30, имеем S∆АВС = k2

SДВЕ

х+30 = 42

х х + 30 = 16х ; х =2 S∆АВС = 32см2

3.Разобрать решение задачи уровня С

В треугольник АВС вписан прямоугольник МРFN. Найти стороны прямоугольника MPFN если АВ =20, ВС = 34, АС = 42. периметр MNFP = 40.

В


P F






А M H N C

Решение:

По условию АВ =20, ВС =34, АС = 42, периметр MNFP = 40, тогда PM +PF = 20.

Обозначим PM –x , PF = 20 – x , PB = y , AP = 20 – y/

∆ ABC подобен ∆PBF по первому признаку подобия (угол В общий, угол ВАС = углу ВРF как соответствующие при PF ║AC и секущей АВ).

Тогда АС = АВ 42 = 20, у = 10 (20 –х)

PF PB ; 20-x y 21

Проведём высоту BH. Прямоугольные треугольники АВН и АРМ подобны по первому признаку подобия (угол А общий, угол АМР = углу АНР = 90° ).

Тогда ВН = АВ

РМ АР Найдём ВН: Ѕ∆АВС = ½ АС *ВН, ВН = 2S ABC

АС
С другой стороны площадь треугольника найдём по формуле Герона.

р = (20 +34 + 42) /2 = 48 SАВС = √ 48*28*14*6 = 336

ВН = 2 *336 : 42 = 16 Значит, 16 = 20 , у = 80 – 5х

х 20-у 4
Имеем 80 – 5х = 10(20-х)

  1. 21

х= 137/13

20 –х = 66/13 Следовательно, стороны прямоугольника равны 66/13 и 137/13


III. Домашнее задание.
С




Д


А В

Дано:
Угол СДА равен углу САД +угол ДАВ, СД = 4см, ВС = 9см.

Найдите АС.

Решение:

∆АСД подобен ∆ВСА ( угол С –общий, угол СДВ равен углу ДАВ + угол В,

Угол СДВ равен углу ДАВ + угол САД, следовательно, угол В равен углу САД)

СД = АС

АС ВС АС2 = СД*ВС; АС2 = 36, АС =6
2. Стороны угла А пересечены параллельными прямыми ВС и ВД, причём точки В и Д лежат на одной стороне угла, а С и Е – на другой. Найдите АС, если СЕ =10см, АД = 22см,

ВД = 8см.

Д




В




А С Е

Решение:

Угол АВС равен углу АДЕ как соответственные при ВС║ ДЕ и секущей АД.

Угол А – общий для треугольников АВС и АДЕ.

∆ АВС подобен ∆АДЕ (по двум углам)

АД = АЕ

АВ АС АВ = АД – ВД = 22-8 = 14
22 = х +10

14 х 22х = 14х +140 х = 17,5

Ответ: АС =17,5


3.. В треугольнике АВС АВ =4, ВС = 6, АС =9. Точка Е лежит на стороне ВС . Внутри треугольника взята точка М так, что МВ = 17/9 , МЕ = 22/3, СЕ =2. Докажите, что

МЕ ║АС.

В

М Е

А С
Решение:

1)Рассмотрим ∆ АВС и ∆ВМЕ ВЕ = 4 ; ВМ = 16 = 4

АС 9 АВ 9*4 9

МЕ = 8 = 4

ВС 3*6 9 по третьему признаку подобия треугольников

∆ АВС подобен ∆ВМЕ

2)Угол ВЕМ = углу ВСА как углы подобных треугольников.

3) МЕ║АС, так как соответственные углы угол ВЕМ = углу ВСА при секущей ВС.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск