В условиях внедрения фгос





Скачать 120.22 Kb.
НазваниеВ условиях внедрения фгос
Дата публикации30.07.2014
Размер120.22 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ КЛАССОВ

В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ III-IV ВИДА

Веретенникова Светлана Николаевна,

ОАУ С(К)О школа-интернат III-IV вида,

заместитель директора по УВР,

г. Липецк

Аннотация: данная статья описывает опыт использования мобильного компьютерного класса при обучении слабовидящих детей младшего школьного возраста в условиях школы-интерната при внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, мобильный компьютерный класс, зрительная депривация.
С 2011-2012 учебного года Липецкое областное автономное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида приступила к реализации на 1 ступени обучения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В учреждении был намечен план организационно-методического внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения (далее по тексту ФГОС). В ходе выполнения этого плана нами изучались документы по внедрению ФГОС, изучалась типовая образовательная программа начального общего образования в соответствии с новым ФГОС и разрабатывалась образовательная программа начального общего образования для детей с нарушениями зрения, учителя начальных классов проходили курсы повышения квалификации по теме «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, особенности внедрения и условия реализации», был составлен учебный план начального общего образования, педагогами разрабатывались программы по отдельным предметам, осуществлялось педагогическое наполнение образовательной среды, адаптировались учебники для обучающихся по системе Брайля методического комплекта «Школа России», планировались процедура диагностики и система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

С внедрением в учебный процесс начального общего образования ФГОС педагогическая общественность заговорила о коммуникативных и информационных технологиях.

Понятие «коммуникативные технологии» отражает попытку влияния на индивидуальное и массовое дознание, что отличает его от других вариантов межличностного общения. Коммуникативными технологиями занимается теория коммуникации. Перейдя из XX века в XXI век, коммуникативные технологии получают сегодня свое полное развитие. Роль коммуникатора будет постоянно возрастать по мере продвижения к информационной цивилизации и формирования гражданского общества.

В основе коммуникативных технологий лежит обмен информации. В современном мире ведущей становится концепция информационного общества.

Отличительными чертами информационного общества считаются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, и их доступ к мировым информационным ресурсам, а также удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В ходе формирования коммуникативных технологий широко используются методы поиска информации: непосредственное наблюдение; общение со специалистами по интересующему вопросу; чтение соответствующей литературы; просмотр видео, телепрограмм; прослушивание радиопередач, аудиокассет; работа в библиотеках и архивах;

запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных

и другие методы.

Перед информатизацией образования с введением коммуникативно-информационных технологий теперь встали задачи:

- повышения качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

- применения активных методов обучения, повышения творческой и интеллектуальной составляющей учебного процесса;

- интеграции различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и так далее);

- адаптации информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

- разработки новых информационных технологий обучения, способствующих

активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации к обучению на основе средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

- обеспечения непрерывности и преемственности в обучении;

- разработки технологий дистанционного обучения;

- совершенствования программно – методического обеспечения учебного процесса.

Информационные технологии на сегодняшний день являются одним из важнейших компонентов всей системы образования. Они позволяют по –иному организовать взаимодействие всех частей учебного процесса, построить такую образовательную систему, в которой ученик становится активным и равноправным участником всей образовательной системы.

В учреждении для детей с нарушениями зрения одной из основных целей обучения является достижение детьми определённого уровня социализации, который обеспечивает полноценное функционирование детей с ограниченными возможностями здоровья в общественной системе, их психологическую защиту и безопасность при вхождении в новое жизненное пространство. В нашей школе-интернате создана модель учреждения, как система медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту обучающихся, воспитанников в социуме. В созданной нами модели большое внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции, в том числе и с помощью информационных технологий.

Структурным подразделением Липецкого областного автономного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида является Центр дистанционного образования детей-инвалидов Липецкой области. С его появлением в нашем образовательном учреждении стало возможным использовать в учебном процессе социальные медиа, видеоконференции, видеотрансляции, телемосты. В нашу образовательную практику наряду с основными составляющими коммуникационных технологий – локальных компьютерных сетей, глобальной компьютерной сети Интернет, электронной почты, видеоконференций, скайпа - мы включаем коммуникативный компонент, который вбирает в себя все формы и способы овладения языком и речью, другими видами коммуникации. А в рамках деятельности на базе школы-интерната стажировочной площадки Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» за счёт средств областного бюджета было закуплено 2 двухплатформенных мобильных класса на базе портативных компьютеров, один из которых был установлен в методическом кабинете начальных классов. Таким образом, с 2012-2013 учебного года начальные классы получили возможность использовать информационно-коммуникационные технологии на каждом уроке и во внеурочной деятельности.

Итак, в школе-интернате появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется педагогической общественности существенным шагом вперед. Еще совсем недавно такое казалось фантастикой: в школьном классе вместо обычной доски висит большой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. У каждого ученика на рабочем месте мини-компьютер. Сегодня это реальность!

За последние годы ситуация в российском образовании сильно изменилась благодаря государственным программам по информатизации, внедрению информационно-коммуникационных технологий в педагогическую практику. И во многом это стало возможным благодаря Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы. Важная задача — позаботиться о том, чтобы эти новые возможности послужили во благо детям, которые сегодня учатся в российских школах. И очень важно, что в стороне не остаются дети с особыми образовательными потребностями, в частности, младшие школьники со зрительной депривацией. Использование информационно-коммуникационных технологий (далее по тексту ИКТ) в начальных классах нашей школы идёт через активное внедрение ИКТ на уроках, через преемственность в изучении информатики и других предметов.

Что же представляет из себя двухплатформенный мобильный класс на базе портативных компьютеров?

В школе-интернате используется мобильный класс на базе компьютеров iBook фирмы Apple. Мобильный класс - удобное, современное и доступное решение для специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с нарушениями зрения. Создание таких мобильных учебных классов позволяет на практике использовать новейшие беспроводные технологии. Тележка-сейф наполнена мощными информационно-техническими средствами, которые позволяют в течение нескольких минут развернуть в любом помещении беспроводную локальную сеть компьютеров и начать занятия. Такое решение дает возможность применения информационных технологий на любых уроках. В рабочем состоянии тележка трансформируется в удобное рабочее место учителя, iBook учащихся расставляются по столам и объединяются в единую беспроводную сеть с помощью точки доступа. Также имеется возможность подключения к локальной сети образовательного учреждения. На полное развертывание мобильного класса уходит всего несколько минут. Работу мобильного класса поддерживает специальное программное обеспечение, позволяющее учителю со своего iBook руководить и контролировать процесс выполнения заданий, внося при необходимости коррективы. И самое главное - возможности обучения возрастают в несколько раз. В комплекте с тележкой-сейфом с iBook в классе имеются интерактивная доска, проектор. Программный комплекс управления мобильным компьютерным классом позволяет использовать мобильный класс как::

- интерактивный компьютерный класс;

- мультимедийный компьютерный класс;

- класс с функциями профессионального лингафонного кабинета.

В начальной школе применяются обучающие программы, выполненные в технологии Macromedia Flash, осуществляется компьютерная поддержка курсов всех образовательных предметов учебно-методического комплекса «Школа России». Учащиеся начальной школы выполняют проектные групповые работы с применением фото- и видеокамер и созданием фильмов и слайд-шоу в программах iPhoto и iMovie. Благодаря мобильности эти работы могут выполняться во время поездок и экскурсий. На уроках литературного чтения учащиеся работают в текстовом редакторе, прослушивают аудиозаписи, просматривают фрагменты фильмов и спектаклей, готовят презентации и выступления для поддержки презентаций. На уроках математики ученики конструируют интерактивные модели, позволяющие получить начальные представления об основных геометрических понятиях. На уроках английского языка работают с мультимедийными элементами электронной энциклопедии World Book, входящей в состав основных программ для Mac, работают с аудиоматериалами, интерактивными обучающими и тестирующими программами, создают видеоролики на английском языке. На уроках окружающего мира можно перенестись в любую точку планеты, ознакомиться с её растительным и животным миром, историческим прошлым и настоящим народов.

Учителя начальных классов Сафонова Ирина Владимировна, Зинова Ирина Васильевна, Варнавская Татьяна Сергеевна, Федюшина Елена Ивановна в своей деятельности с помощью современных информационных технологий решают коммуникативную задачу, то есть ту же педагогическую задачу, но переведённую на язык коммуникации. В этом случае мы выделяем следующие этапы решения коммуникативной ситуации:

  1. Этап ориентирования – осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися;

  2. Этап привлечения внимания – мотивация к изучению, вербальное общение с учениками, использование тифлосредств и наглядных учебных пособий;

  3. Основной этап – осуществление вербального общения;

  4. Заключительный этап – организация содержательной и эмоциональной обратной связи.

Коммуникативное обучение в ходе реализации данного направления предполагает организацию учебного и внеучебного процессов как модели процесса общения, так как младшие школьники со зрительной депривацией учатся технике общения, мимическим и пантомимическим её особенностям, овладевают речевым этикетом, стратегией и тактикой диалогического общения, учатся решать коммуникативные задачи, быть речевыми партнёрами в ходе диалога со сверстниками и взрослыми.

Интерактивная доска является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. Технически она является большим экраном, на который выводится изображение созданное компьютером, однако в отличии от обычного экрана интерактивная доска имеет обратную связь с компьютером – с помощью специального маркера на ее поверхности можно оставлять электронные следы. При желании она может использоваться как обычная, не интерактивная, доска. И в этом случае она имеет преимущества, которые могут быть использованы учителем – все тексты, рисунки, чертежи, нарисованные на поверхности доски в течении урока могут быть сохранены в память компьютера для последующего анализа или повторного использования, можно их отправить по электронной почте или поместить на сайт. Учителя начальных классов Сафонова И. В. и Федюшина Е. И., начавшие применять интерактивные доски, отмечают важную её особенность: в отличие от работы на обычной доске интерактивную доску могут видеть все учащиеся в классе, так как учитель адаптирует ширину линий, контрастность изображений и их яркость в зависимости от характеристик органа зрения.

Первый опыт применения интерактивной доски дал первые результаты и позволяет прогнозировать дальнейшие:

1. для учителя интерактивная доска облегчила подготовку к уроку и позволила вносить инновации в работу;

2. родители стали больше интересоваться учебным процессом, на родительских собраниях они просят показать программы и задания, которые выполняют их дети на уроках;

3. у учеников повысилась мотивация к обучению: те из них, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами. Электронные интерактивные доски подталкивают к дискуссии, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли.

Исходя из имеющегося опыта использования интернактивной доски, мобильного компьютерного класса, уже можно сделать следующий вывод: изменилось отношение младших школьников к процессу обучения, младшие школьники стали лучше готовиться к урокам, сами придумывать себе альтернативные домашние задания.

Активно используется мобильный компьютерный класс и во внеурочной деятельности. Третий год учителя Сафонова И. В., Рагимова Ж. В., Муравьёва Л. Н., Зинова И. В. проводят занятия по «Проектной деятельности». В рамках осуществления общеинтеллектуального направления по реализации обучающимися проектной деятельности младшие школьники находят нужную информацию, копируют и редактируют её, рисуют, моделируют, пишут на компьютерах. Ученики работают группами, парами и индивидуально по алгоритму: выбираем тему, определяем проблему, определяем вопросы, распределяем роли: одни ищут информацию и печатают на компьютере, другие подбирают картинки. Каждый ученик делает понемногу, затем соединяем в одну работу и получается проект. Здесь используются программы МicrosoftPowerPoint и МicrosoftWord. В коллекции проектов есть большие коллективные работы: «Липецкий зоопарк», «Творчество В. Драгунского», «По произведениям Н. Носова». Вот уже 6 лет в начальной школе проводятся школьные исследовательские конференции, на которых представляются индивидуальные и групповые исследовательские проекты по разным номинациям, которые учащиеся делают в рамках проектной деятельности. В частности, в 2012-2013 учебном году были представлены работы по двум номинациям: «Здоровье», «50-летию школы-интерната посвящается». И мобильные компьютерные классы оказывают в этой деятельности неоценимую помощь и поддержку.

В зависимости от целей общения в ходе внеклассной работы учителя начальных классов выделяют пять моделей коммуникативной деятельности:

  1. познавательная – с целью расширения информационного опыта учащихся, передачи необходимой информации, комментирования инновационных сведений;

  2. убеждающая – направленная на то, чтобы вызвать у учащихся определённые чувства и сформировать ценностные ориентации и установки;

  3. экспрессивная – направленная на формирование у учащихся психоэмоционального настроя;

  4. суггестивная – используется с целью оказания воздействия на учащихся с целью изменения мотивации к обучению;

  5. ритуальная – направленная на закрепление социальных отношений в коррекционно-образовательном процессе.

Таким образом, коммуникативные технологии при обучении слепых и слабовидящих детей младшего школьного возраста в нашем образовательном учреждении занимают одно из центральных мест и в конечном счёте вся работа направлена на социализацию обучающихся, воспитанников со зрительной депривацией и приводит к формированию у них жизненных компетенций в сфере познавательной, общественной, трудовой, культурной деятельности.

Администрация и педагогический коллектив нашего образовательного учреждения могут сказать с уверенностью, что «Завтра» наших детей со зрительной депривацией – это их деятельность в информационном обществе, это же утверждается и в стандартах нового поколения, над реализацией которых мы работаем третий год. Вот почему научить ребенка обращаться с компьютером, находить и анализировать нужную информацию – необходимое условие для того, чтобы человек с ограниченными возможностями здоровья мог решать свои практические задачи, был успешным и конкурентно способным в наше сложное время.

Литература:

  1. Бельчикова Е. В. Коммуникативные технологии власти в условиях финансового кризиса // Молодёжные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре, политике: сборник докладов IV региональной молодёжной научно-практической конференции – Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2009. – с.16-20.

  2. Зельдович Б. З. Деловое общение. – М.: Изд-во «Альфа-ПРЕСС», 2007.- с.121-124




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В условиях внедрения фгос iconПлан методической и научно-исследовательской работы школы “Карьера”...
Цель методической работы в школе в условиях внедрения фгос – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации...
В условиях внедрения фгос icon«Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных...
Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения фгос / сост. С....
В условиях внедрения фгос iconЗадачи: Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения фгос
Проектирование образовательного пространства мбдоу в условиях перехода на фгос до
В условиях внедрения фгос iconМоу «асош №1» Осмысление механизмов обновления содержания образования в условиях внедрения фгос
Фгос, экспериментальное внедрение которого начато в регионах России. В забайкальском крае 110 пилотных школ, в том числе все школы...
В условиях внедрения фгос iconПреподаватель
Организация учебных занятий по физике в условиях внедрения фгос. Развитие личности учащихся
В условиях внедрения фгос iconТема: Современные подходы к формированию и развитию творческих способностей...

В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Качество преподавания – ведущий фактор повышения качества образования учащихся в условиях внедрения нового фгос. Эффективный урок...
В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо
В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогические средства и способы формирования ууд в условиях внедрения фгос ноо
В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Доклад на тему «Современный урок физики в условиях внедрения фгос второго поколения»
В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема мо: «Использование современных технологий обучения в условиях внедрения фгос ноо»
В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие воспитательного потенциала образовательной среды школы в условиях внедрения фгос ноо»
В условиях внедрения фгос iconОрганизация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения
Е федеральных государственных образовательных стандартов (фгос) второго поколения приоритетом начального общего образования становится...
В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: внедрение триз-технологии в практику учителей начальных классов в условиях внедрения фгос
В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие ууд для достижения предметных результатов на уроках английского языка в условиях внедрения фгос»
В условиях внедрения фгос iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Якшур-Бодьинского, Каракулинского, Балезинского районов «Информационная среда оу в условиях внедрения фгос ноо и ооо»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск