Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения





Скачать 129.78 Kb.
НазваниеОрганизация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения
Дата публикации29.07.2014
Размер129.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО 2 ПОКОЛЕНИЯ

Иргит Хадиймаа Алдын-ооловна

МБОУ СОШ № 1 села Кызыл-Мажалык
При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.

-Можно выделить механизмы системного обновления в образовании:

- обновление содержания;

- формирование универсальных учебных действий;

- современные технологии обучения;

- новая система оценивания результатов.
Образ выпускника начальной школы должен стать основным ориентиром нашей совместной деятельности.

Выделены приоритетные ценности: гражданственность, Отечество, здоровье, семья, экологические проблемы; качества: доброта, уважение к старшим, ответственность, самостоятельность, творческий подход к решению любой задачи; умения: работать с информацией, правильно и грамотно выражать свои мысли, работать с компьютером, работать в команде, импровизировать, вести диалог, решать проблемы.

Итак, модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Образовательное пространство младшего школьника:

Учебное сотрудничество в поиске информации, умение задавать «умные вопросы».

Организация совместного действия.

Освоение форм оценивания собственного результата: полидеятельность, совместная работа: кооперация, опробирование своих способностей, получение продукта.

Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.» (Л. Выготский). . Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике,но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире .

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

-существование некой значимой проблемы ,требущей решения путём исследовательского( творческого) поиска и применения интегрированного знания;

-значимость предпологаемых результатов(практическая,теоретическая,познавательная);

-применение исследовательских(творческих) методов при ппроектированиии;

-структирование этапов выполнения пректа;

-самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах- это проблематично,так как дети ещё слишком малы для пректирования.Но всё таки это возможно.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

-возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

-содержание в нём новых проблем,которые могут послужить основной для нового проекта;

-навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

-заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно прсутствуют три момента: Выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом ,вдохновляющим ученика на выполнение других,более сложных и самостоятельных проектов.

Приступая к проектированию с младшими школьниками,следует учесть, что большинство малышей ещё не умеют постоянных увлечений.Их интересы ситуативны.Поэтому ,если тема уже выбрана,приступать к её выполнению надо немедленно,пока не угас интерес.Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе,незаконченному проекту.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний.

Одним из видов такого подхода является проектная деятельность

Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности:

Формирование учебных действий (ЗУНы + развитие широких познавательных интересов, инициативы любознательности);

Постановка и решение учебных задач (поиск и решение, конкретизация решенной поставленной учебной задачи);

Система решения учебных задач (система действий направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта);

Отработка технологий создания и реализации проектных задач;

Формирование учебного сообщества класса.

Образовательное пространство в школе создается на основе изучения запросов и интересов родителей учащихся начальной школы, что определяет направление и содержание вариативной части образовательного процесса.

Организационная структура ведения внеурочной деятельности включает две составляющие: системность и деятельностный подход .

Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в школе, проявил интерес к содержанию школьной жизни.

Для этого разработаны организационно – управленческие и педагогические действия, которые помогут в преодолении объективных и субъективных трудностей участников образовательного процесса по организации проектной деятельности младшего школьника:

1. Учет возрастных особенностей младшего школьника, использование теории деятельности.

2. Ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса (годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности).

3. Использование дополнительных средств вовлечения детей в содержание через проектирование и решение проектных задач.

Одно из инновационных направлений развития школы – построение первого этапа проектной деятельности школьников, ориентированного на начальную школу, где должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых может развернуться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему шагу – к подростковой школе. Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования (переход на задачный принцип построения учебного процесса, ориентированность на освоение предметных способов действий и формирование УУД) и в организации образовательного процесса. Следует переход на динамическое расписание и введение коллективных (групповых, парных форм работ учащихся) и принципиально новая система оценивания.

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно -  исследовательская  деятельность  учащихся , которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению  учащимися  знаний. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков  исследовательской  учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Цель своей  работы  в области организации научно-исследовательской деятельности  младших  школьников определила как совершенствование педагогического мастерства, сопровождающего развитие научно -  исследовательской  деятельности  учащихся , формирование и развитие  исследовательского  поведения учеников, расширение и интегрирование знаний  учащихся , вовлечение их в активную научно -  исследовательскую  деятельность.

Исходя из поставленной цели, были выделены задачи:

- научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления;

- формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме;

- развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения;

- мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

Построение  работы  по развитию  исследовательской  деятельности  младших  школьников осуществляется по следующим направлениям:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы. Определены эффективные технологии и методы формирования у  учащихся  учебно-исследовательской деятельности на практике. Педагогические технологии: проблемное обучение, проектная технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология нестандартных уроков, технология критического мышления, технология создания учебного успеха. Формы и типы уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок групповой  работы , урок-соревнование, урок личного успеха, урок парной  работы . Методы и приемы: "открытие" нового знания, "привлекательная цель", "своя опора", "светофор", "ответ на ухо", метод опережения, "лови ошибку", "опрос по цепочке", "тихий опрос", "программируемый опрос".

2. Диагностика  учащихся . Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития  исследовательского  поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Проведено тестирование детей по выявлению склонностей и их интересов. Выявлены группы  учащихся , которым интересна математика, природа и естествознание, гуманитарные науки. Совместно с психологом определена группа одаренных детей. Проведена диагностика мотивации к  исследовательской  деятельности и диагностика уровня умственного развития  учащихся .

3. Изучение авторских программ по формированию  исследовательской  позиции  учащихся . Изучены программы А.И.Савенкова " Исследовательская  деятельность  младших  школьников", которая позволяет помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельного исследования;

4. Разработка и проведение занятий по формированию  исследовательской  деятельности  учащихся  Разработаны и проведены следующие занятия: "Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?", "Что такое цель, задачи и гипотеза исследования?","Как составить план исследования?", "Какие существуют методы и приемы исследования?", "Что это такое - эксперимент?" Собраны и применяются методики и упражнения по формированию эффективного мышления  учащихся .

5. Количество учеников, ведущих самостоятельное исследование. 2  класс  - 8 человек.

6. Достижения учеников Участие: региональный конкурсе "Я - исследователь!", участие в школьной и кожуунной научно- практической конференции,выставка макетов к проекту,участие в зональном конкурсе «Защита проектов»

7. Развитие коммуникативных умений и навыков. Осуществляется анализ следующих показателей для оценки развития коммуникативных умений и навыков:

1. Кол-во  учащихся , которые умеют грамотно, лаконично выражать свои мысли.

2. Кол-во учащихся, которые способны проявить толерантность в обсуждении проблемы.

3. Кол-во  учащихся , которые владеют навыками презентации своей  работы .

Способы отслеживания: -

1. Наблюдение за  учащимися  в ходе дискуссий на различные темы.

2. Выступление  учащихся  в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.

3. Тест оценки коммуникативных умений.  Учащиеся  2  класса  подразделяются на группы с высоким уровнем коммуникативных компетенций - 8 чел, средним - 12, низким -

Как показывает практика на первом этапе программа обучения научно -  исследовательской  деятельности  учащихся  должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений и информационно-поисковых умений, которые позволят  учащимся  овладеть специальными знаниями, умениями, навыками  исследовательского  поиска:

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное).

3). Развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? где? почему?).

На втором этапе - организация коллективной  работы , где необходимо заинтересовать детей и мотивировать их к  исследовательской  деятельности. Совместно с учениками разрабатывается маршрут исследования (план) по выбранной теме, формулируется цель, задачи, выдвигается гипотеза, затем ведется самостоятельная  исследовательская   работа  по группам.

При организации  работы  по развитию научно -  исследовательской  деятельности  младших  школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

- возможности  младшего  школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат  работ ;

- научно-исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

- педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду.

Для достижения поставленных целей использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. Широко в работе использую наглядность, разнообразный раздаточный материал, ТСО (создана фонотека и фильмотека), что отвечает возрастным особенностям  учащихся  начальной школы.

В современных условиях образовательного процесса не обойтись без применения информационно - коммуникационных технологий обучения. В кабинете имеется стационарная интерактивная доска, возможности которой используются в полной мере:  работа  с электронными интегрированными образовательными средами "1С: Образование", электронными учебными пособиями А.А Плешаков «Окружающий мир»(учебник с приложением на электронном носителе),Моро М.И «Математика» ( учебник с приложением на электронном носителе)

Информационно-коммуникационная компетентность позволяет создавать авторские интерактивные учебные медиа продукты для каждого урока, использовать ресурсы Интернета как на уроках, так и для самореализации и профессионального роста. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.

Исходя из собственного опыта  работы  можно сделать следующие выводы:

1. Для вовлечение обучающихся в  исследовательскую  деятельность необходимо: общий интерес как со стороны  учащихся , так и педагога к проблеме; актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость; необходимость разработки темы в связи с местными условиями, учитывая при этом приоритетные направления в системе Российского образования.

2. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на урока, обеспечивает огромные возможности для  исследовательской  деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

3. Организация  исследовательской  деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала.

4. Для активизации  исследовательской  деятельности у  младших  школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с  исследовательскими   работами  старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения  учащихся  к  исследовательской  деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Таким образом, для приобщения школьников к  исследовательской  деятельности создана система дидактических средств по формированию  исследовательской  позиции  учащихся , на уроках создается  исследовательско-творческая  среда, развивается творческая активность детей через обучение научным методам познания, технологиям решения  исследовательских  задач и проблем, через развитие эффективного мышления.

Вовлечение  младших  школьников в научно-исследовательскую  работу  помогает им не только ответить на вопрос: "Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?", но и сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.

Результаты, полученные от  работы  в данном направлении, позволяют сделать вывод о формировании первоначальных навыков и умений научно-исследовательской деятельности младших школьников . Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению. Безразличных к специально организованному обучению детей умениям и навыкам  исследовательского  поиска нет. Школьники с уверенностью могут сказать: "Я это делать умею, мне это интересно!"

Данные  работы  доказывают и подтверждают необходимость занятий с  младшими  школьниками научно-исследовательской деятельностью.

Литература:

1.Акопян, А.А. В мире чудес: репертуарный сб./А.А Акопян.-М.:Искусство,1980.

2.Асмолов.А.Г, Бурменская Г.В и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе-М.:Просвещение,2011.

3.Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова.-М., 1986.

4.Воронцов А.Б и др.Проектные задачи в начальной школе: пособие П 79 для учителя – М.: Просвещение ,2011.

5.Евдокимова,Е.С.Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова.-м.:Творческий центр,2006

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconСамостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной...
Самостоятельная работа для слушателей вебинара «Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в новой...
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconВ условиях внедрения фгос
Аннотация: данная статья описывает опыт использования мобильного компьютерного класса при обучении слабовидящих детей младшего школьного...
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconОрганизация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения
Тема: Организация проектной деятельности в учебном процессе в рамках реализации фгос нового поколения
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПримерная программа предмета «Технология»
Организация проектной деятельности на уроках технологии в основной школе в свете внедрения фгос
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения icon«Наше питание. Пищеварительная система». Цидаева Яна Юрьевна чётко...
Занятие №2 (декабрь) Тема: «Организация образовательного процесса в начальной школе в условиях внедрения фгос ноо»
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconИнформационные материалы по результатам контроля реализации фгос ноо в 1-х классах
На основании плана школы по контролю внедрения и реализации фгос ноо, в период с 26. 01. 2012 по 15. 02. 2012 г проведён контроль...
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconТема: Современные подходы к формированию и развитию творческих способностей...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблема методического объединения: «Повышение эффективности процесса овладения знаниями и способами деятельности в условиях внедрения...
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогические средства и способы формирования ууд в условиях внедрения фгос ноо
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconОрганизация проектной (исследовательской) работы при реализации социального...
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема мо: «Использование современных технологий обучения в условиях внедрения фгос ноо»
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие воспитательного потенциала образовательной среды школы в условиях внедрения фгос ноо»
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПреподаватель
Организация учебных занятий по физике в условиях внедрения фгос. Развитие личности учащихся
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Якшур-Бодьинского, Каракулинского, Балезинского районов «Информационная среда оу в условиях внедрения фгос ноо и ооо»
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения фгос ноо 2 поколения iconПлан методической и научно-исследовательской работы школы “Карьера”...
Цель методической работы в школе в условиях внедрения фгос – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск