ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО 2 ПОКОЛЕНИЯ
Иргит Хадиймаа Алдын-ооловна
МБОУ СОШ № 1 села Кызыл-Мажалык При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
-Можно выделить механизмы системного обновления в образовании:
- обновление содержания;
- формирование универсальных учебных действий;
- современные технологии обучения;
- новая система оценивания результатов. Образ выпускника начальной школы должен стать основным ориентиром нашей совместной деятельности.
Выделены приоритетные ценности: гражданственность, Отечество, здоровье, семья, экологические проблемы; качества: доброта, уважение к старшим, ответственность, самостоятельность, творческий подход к решению любой задачи; умения: работать с информацией, правильно и грамотно выражать свои мысли, работать с компьютером, работать в команде, импровизировать, вести диалог, решать проблемы.
Итак, модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество.
Образовательное пространство младшего школьника:
• Учебное сотрудничество в поиске информации, умение задавать «умные вопросы».
• Организация совместного действия.
• Освоение форм оценивания собственного результата: полидеятельность, совместная работа: кооперация, опробирование своих способностей, получение продукта.
Более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.» (Л. Выготский). . Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике,но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире .
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
-существование некой значимой проблемы ,требущей решения путём исследовательского( творческого) поиска и применения интегрированного знания;
-значимость предпологаемых результатов(практическая,теоретическая,познавательная);
-применение исследовательских(творческих) методов при ппроектированиии;
-структирование этапов выполнения пректа;
-самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Проекты в младших классах- это проблематично,так как дети ещё слишком малы для пректирования.Но всё таки это возможно.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
-возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
-содержание в нём новых проблем,которые могут послужить основной для нового проекта;
-навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
-заинтересованностью ученика в работе.
Обязательно прсутствуют три момента: Выбор, планирование, критика проекта.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом ,вдохновляющим ученика на выполнение других,более сложных и самостоятельных проектов.
Приступая к проектированию с младшими школьниками,следует учесть, что большинство малышей ещё не умеют постоянных увлечений.Их интересы ситуативны.Поэтому ,если тема уже выбрана,приступать к её выполнению надо немедленно,пока не угас интерес.Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе,незаконченному проекту.
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний.
Одним из видов такого подхода является проектная деятельность
Организация проектной деятельности позволяет решить эту задачу, но требует более серьёзного осмысления и соблюдение определённых этапов в деятельности:
• Формирование учебных действий (ЗУНы + развитие широких познавательных интересов, инициативы любознательности);
• Постановка и решение учебных задач (поиск и решение, конкретизация решенной поставленной учебной задачи);
• Система решения учебных задач (система действий направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта);
• Отработка технологий создания и реализации проектных задач;
• Формирование учебного сообщества класса.
Образовательное пространство в школе создается на основе изучения запросов и интересов родителей учащихся начальной школы, что определяет направление и содержание вариативной части образовательного процесса.
Организационная структура ведения внеурочной деятельности включает две составляющие: системность и деятельностный подход .
Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы ученик сохранил физическое и духовное здоровье, укрепил веру в свои силы, сформировал симпатию к людям, окружающим его в школе, проявил интерес к содержанию школьной жизни.
Для этого разработаны организационно – управленческие и педагогические действия, которые помогут в преодолении объективных и субъективных трудностей участников образовательного процесса по организации проектной деятельности младшего школьника:
1. Учет возрастных особенностей младшего школьника, использование теории деятельности.
2. Ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса (годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности).
3. Использование дополнительных средств вовлечения детей в содержание через проектирование и решение проектных задач.
Одно из инновационных направлений развития школы – построение первого этапа проектной деятельности школьников, ориентированного на начальную школу, где должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых может развернуться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему шагу – к подростковой школе. Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования (переход на задачный принцип построения учебного процесса, ориентированность на освоение предметных способов действий и формирование УУД) и в организации образовательного процесса. Следует переход на динамическое расписание и введение коллективных (групповых, парных форм работ учащихся) и принципиально новая система оценивания.
| Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся , которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Цель своей работы в области организации научно-исследовательской деятельности младших школьников определила как совершенствование педагогического мастерства, сопровождающего развитие научно - исследовательской деятельности учащихся , формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся , вовлечение их в активную научно - исследовательскую деятельность.
Исходя из поставленной цели, были выделены задачи:
- научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления;
- формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме;
- развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения;
- мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
Построение работы по развитию исследовательской деятельности младших школьников осуществляется по следующим направлениям:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы. Определены эффективные технологии и методы формирования у учащихся учебно-исследовательской деятельности на практике. Педагогические технологии: проблемное обучение, проектная технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология нестандартных уроков, технология критического мышления, технология создания учебного успеха. Формы и типы уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок групповой работы , урок-соревнование, урок личного успеха, урок парной работы . Методы и приемы: "открытие" нового знания, "привлекательная цель", "своя опора", "светофор", "ответ на ухо", метод опережения, "лови ошибку", "опрос по цепочке", "тихий опрос", "программируемый опрос".
2. Диагностика учащихся . Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Проведено тестирование детей по выявлению склонностей и их интересов. Выявлены группы учащихся , которым интересна математика, природа и естествознание, гуманитарные науки. Совместно с психологом определена группа одаренных детей. Проведена диагностика мотивации к исследовательской деятельности и диагностика уровня умственного развития учащихся .
3. Изучение авторских программ по формированию исследовательской позиции учащихся . Изучены программы А.И.Савенкова " Исследовательская деятельность младших школьников", которая позволяет помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельного исследования;
4. Разработка и проведение занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся Разработаны и проведены следующие занятия: "Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?", "Что такое цель, задачи и гипотеза исследования?","Как составить план исследования?", "Какие существуют методы и приемы исследования?", "Что это такое - эксперимент?" Собраны и применяются методики и упражнения по формированию эффективного мышления учащихся .
5. Количество учеников, ведущих самостоятельное исследование. 2 класс - 8 человек.
6. Достижения учеников Участие: региональный конкурсе "Я - исследователь!", участие в школьной и кожуунной научно- практической конференции,выставка макетов к проекту,участие в зональном конкурсе «Защита проектов»
7. Развитие коммуникативных умений и навыков. Осуществляется анализ следующих показателей для оценки развития коммуникативных умений и навыков:
1. Кол-во учащихся , которые умеют грамотно, лаконично выражать свои мысли.
2. Кол-во учащихся, которые способны проявить толерантность в обсуждении проблемы.
3. Кол-во учащихся , которые владеют навыками презентации своей работы .
Способы отслеживания: -
1. Наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы.
2. Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.
3. Тест оценки коммуникативных умений. Учащиеся 2 класса подразделяются на группы с высоким уровнем коммуникативных компетенций - 8 чел, средним - 12, низким -
Как показывает практика на первом этапе программа обучения научно - исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений и информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:
1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное).
3). Развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? где? почему?).
На втором этапе - организация коллективной работы , где необходимо заинтересовать детей и мотивировать их к исследовательской деятельности. Совместно с учениками разрабатывается маршрут исследования (план) по выбранной теме, формулируется цель, задачи, выдвигается гипотеза, затем ведется самостоятельная исследовательская работа по группам.
При организации работы по развитию научно - исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
- возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ ;
- научно-исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;
- педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду.
Для достижения поставленных целей использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. Широко в работе использую наглядность, разнообразный раздаточный материал, ТСО (создана фонотека и фильмотека), что отвечает возрастным особенностям учащихся начальной школы.
В современных условиях образовательного процесса не обойтись без применения информационно - коммуникационных технологий обучения. В кабинете имеется стационарная интерактивная доска, возможности которой используются в полной мере: работа с электронными интегрированными образовательными средами "1С: Образование", электронными учебными пособиями А.А Плешаков «Окружающий мир»(учебник с приложением на электронном носителе),Моро М.И «Математика» ( учебник с приложением на электронном носителе)
Информационно-коммуникационная компетентность позволяет создавать авторские интерактивные учебные медиа продукты для каждого урока, использовать ресурсы Интернета как на уроках, так и для самореализации и профессионального роста. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.
Исходя из собственного опыта работы можно сделать следующие выводы:
1. Для вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо: общий интерес как со стороны учащихся , так и педагога к проблеме; актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость; необходимость разработки темы в связи с местными условиями, учитывая при этом приоритетные направления в системе Российского образования.
2. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на урока, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.
3. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала.
4. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.
Таким образом, для приобщения школьников к исследовательской деятельности создана система дидактических средств по формированию исследовательской позиции учащихся , на уроках создается исследовательско-творческая среда, развивается творческая активность детей через обучение научным методам познания, технологиям решения исследовательских задач и проблем, через развитие эффективного мышления.
Вовлечение младших школьников в научно-исследовательскую работу помогает им не только ответить на вопрос: "Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?", но и сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.
Результаты, полученные от работы в данном направлении, позволяют сделать вывод о формировании первоначальных навыков и умений научно-исследовательской деятельности младших школьников . Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению. Безразличных к специально организованному обучению детей умениям и навыкам исследовательского поиска нет. Школьники с уверенностью могут сказать: "Я это делать умею, мне это интересно!"
Данные работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками научно-исследовательской деятельностью.
Литература:
1.Акопян, А.А. В мире чудес: репертуарный сб./А.А Акопян.-М.:Искусство,1980.
2.Асмолов.А.Г, Бурменская Г.В и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе-М.:Просвещение,2011.
3.Битянова М.Р.Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова.-М., 1986.
4.Воронцов А.Б и др.Проектные задачи в начальной школе: пособие П 79 для учителя – М.: Просвещение ,2011.
5.Евдокимова,Е.С.Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова.-м.:Творческий центр,2006 |