МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОСЕЛЬКУПСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РАДУГА»
Выступление на районной конференции
Тема: «Педагогические средства и
способы формирования универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС НОО»
Подготовила
учитель нач. классов
Дедкова Т.В.
с. Красноселькуп, сентябрь 2013г.
Слайд 1
Педагогические средства и способы формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.
В новом Стандарте прописана примерная программа формирования УУД. В ней четко конкретизируются требования к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Слайд 2
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Слайд 3 (традиционный урок)
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский). При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Поэтому для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД предложен следующий путь, который проходит каждый ученик:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Рассмотрим более подробно, каким образом организуется каждый из этих этапов.
Слайд 4
1 этап формирования УУД
Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования УУД разработана технология деятельностного метода обучения (ТДМ), которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС.
Слайд 5
Технология деятельностного метода была построена на основе методологических законов общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), что позволило придать процессу формирования УУД системность и достаточную полноту.
Слайд 6
Структура урока по ТДМ, на котором вводится новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей соотнести между собой этапы учебной деятельности.
Слайд 7
Слайд 8
Технология деятельностного метода (ТДМ)
1
2
5
6
9
8
3
4
7
Подпись: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности.
Исходя из методологических законов формирования целостного представления о мире, уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:
1. Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок обобщения и систематизации знаний направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Комплекс УУД, выполняемых учащимися на уроках по ТДМ каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС НОО к формированию метапредметных результатов обучения. Для того чтобы это показать, сопоставим технологические этапы деятельностного метода обучения на уроках открытия нового знания с перечнем УУД, определенным документами ФГОС НОО.
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ.
Краткое описание этапов урока
открытия нового знания в ТДМ
| Перечень УУД ФГОС НОО, выполняемых учащимися на соответствующих этапах
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Этот этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки(«могу»).
| В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация (Л);
- планирование учебного сотрудничества (К)
| 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На этом этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, этот этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
| -мотивационная основа учебной деятельности (Л);
- смыслообразование (Л);
- эмпатия (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);
- структурирование знаний (П);
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- волевая саморегуляция (Р)
| 3. Выявление места и причины затруднения.
На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Для этого они должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
| - учебно-познавательный интерес (Л);
- смыслообразование (Л);
- эмпатия (Л);
- волевая саморегуляция (Р);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
| 4. Построение проекта выхода из затруднения.
На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
| - самоопределение (Л);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- постановка познавательной цели (П);
- познавательная инициатива (Р);
- планирование, прогнозирование (Р);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- разрешение конфликтов (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
| 5. Реализация построенного проекта.
На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);
- установка на здоровый образ жизни (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- познавательная инициатива (Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- поиск необходимой информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);
- управление поведением партнера (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На этом этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
| - контроль (Р);
- коррекция (Р);
- волевая саморегуляция (Р);
- подведение под понятие (П);
- использование общих приемов решения задач (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выведение следствий (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
| - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- анализ, сравнение, классификация (П);
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- использование общих приемов решения задач (П);
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- выделение и формулирование проблемы (П);
- постановка познавательной цели (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий, доказательство (П);
- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
| 8. Включение в систему знаний и повторение.
На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
| - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация (П);
- поиск и выделение необходимой информации (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- умение структурировать знания (П);
- смысловое чтение, извлечение необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- свободная ориентация и восприятие текстов, их понимание (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- использование общих приемов решения задач (П);
- построение речевых высказываний (П);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий (П);
- доказательство (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- постановка вопросов (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- управление поведением партнера (К)
| 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
| - внутренняя позиция школьника (Л);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- эмпатия (Л);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- формулирование и аргументация своего мнения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К)
| Аналогичным образом, на уроках всех других типов в ТДМ также создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса требуемых УУД, так как в основу их положен единый метод – рефлексивная самоорганизация. Этим обеспечивается системное прохождение первого из четырех описанных выше этапов формирования УУД, а именно, формирование первичного опыта их выполнения.
2 этап формирования УУД
Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет также неэффективно, как, например, обучение детей решению квадратных уравнений без знакомства их с соответствующими формулами корней.
При организации образовательного процесса превалируют технологии и методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач:
системно-деятельностный подход в обучении,
развивающее обучение,
проблемное-диалогическое обучение,
исследовательские, проектные методы обучения,
система инновационной оценки «Портфолио»
технология формирования самооценки
Решение секции: «Внедрение ФГОС»
Провести серию заседаний МО, семинаров по теме: «Система оценивания планируемых результатов в соответствие с ФГОС».
Разработать критерии по оценке предметных, метапредметных и личностных достижений младших школьников.
Вовлекать учителей в реализацию проекта «1 ученик – 1 компьютер».
|