ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ» Кафедра теории и методики физической культурой и ОБЖ
| Утверждена
на заседании Ученого совета
ГБОУ ДПО ИРОСО
Протокол № 3 от «29» марта 2012 г.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕСИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ РАБОТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
в условиях внедрения ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Южно-Сахалинск
2012
Авторы-составители:
Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС / сост. С.А.Пронкина, Н.М.Савостин, М.Д.Воробьёва, 2012. – 36 с.
Рассмотрена на заседании кафедры теории и методики физической культуры и ОБЖ, протокол № 4 от 12 мая 2012 года.
Оглавление
Пояснительная записка…………………...………….……………………….
| 4
| Учебные планы и учебно-тематические планы……………………….…….
| 9
| Учебные программы модулей………………………………………………..
| 12
| Глоссарий……………………………………………………………………...
| 28
| Сводный список литературы, других видов учебно-методических материалов и пособий, ресурсов сети Интернет…………………………...
| 28
| Приложение
| 31
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по теме «Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС» предназначена для учителей физической культуры, учителей начальных классов, ведущих предмет «Физическая культура», учителей-предметников, реализующих физкультурно-оздоровительные и здоровьесберегающие технологии в школе.
Цель программы: содействовать повышению профессиональной компетентности слушателей курсов в вопросах сохранения и укрепления здоровья, реализации физкультурно-оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО).
Задачи программы:
освоение слушателями нормативной правовой базы, формирование теоретических представлений о концептуальных основах, сущности, назначении и функциях ФГОС НОО и ООО;
формирование умения самостоятельно проектировать свою профессиональную деятельность в вопросах сохранения и укрепления здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования;
изучать и обобщать актуальный педагогический опыт в области использования физкультурно-оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе;
способствовать внедрению в учебно-воспитательный процесс эффективных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий, ориентированных на особенности развития детей и подростков, формирование культуры здоровья всех участников, региональные особенности;
систематизировать и совершенствовать технологию мониторинга результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки для школы учителя, в чьи должностные обязанности входит обучение культуре здоровья и формирование здорового образа жизни школьников – это требование государственных образовательных стандартов второго поколения. Направленность на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование культуры здоровья, несомненно, требует внедрения физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы.
Концепция курса. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы. Одним из основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. № Пр-271, является сохранение и укрепление здоровья школьников.
В содержании федеральных государственных образовательных стандартов, поэтапное внедрение которых Министерством образования и науки РФ началось с сентября 2011 учебного года, особое внимание уделено формированию культуры здоровья и здорового образа жизни обучающегося, а ценностью и главной целью здоровьесберегающего образования будет являться качество здоровья выпускника. В качестве инновации в ФГОС предусмотрена организация и определен объем часов для внеурочной деятельности оздоровительной и физкультурно-спортивной направленности.
В новых федеральных образовательных стандартах внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности целым рядом направлений деятельности, организационных форм и видов деятельности, к числу которых относится спортивно-оздоровительное направление развития личности, которое строится на таких видах внеурочной деятельности, как игровая и спортивно-оздоровительная и реализуется через такие секционные и соревновательные формы организации.
Организация внеурочной деятельности обучающихся должна быть направлена на достижение тех же целей, что и учебная деятельность, т.е.
формирование у обучающихся гражданской идентичности;
приобщение их к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
формирование здорового и безопасного образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью, достижение оптимального уровня физического развития, подготовленности и владения двигательными умениями и навыками.
Создание условий для участия обучающихся во внеурочной деятельности является одним из обязательных требований к условиям реализации основной образовательной программы.
Правительством Российской Федерации 07 августа 2009 г. утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года, основной целью которой является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, в первую очередь для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.
В рамках реализации Стратегии Министерством образования и науки РФ определены меры, направленные на модернизацию системы физкультурно-спортивного воспитания в образовательных учреждениях, к числу которых относятся: внедрение мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся; увеличение объема оздоровительной работы во внеучебное время; внедрение инновационных методик в области преподавания физической культуры; повышение квалификации педагогических работников.
В целях выполнения вышеуказанных установок, в образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.
Критерии компетентности слушателя по итогам прохождения курсов.
В результате прохождения курсов слушатель должен знать:
основы организации физкультурно-оздоровительной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования;
технологию использования средств и методов оздоровления детей, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе;
приемы использования средств и методов формирования здорового образа жизни участников образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;
основные методики диагностики уровня физического и психического здоровья, физического развития, физической подготовленности;
пути внедрения физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях Сахалинской области.
В результате прохождения курсов слушатель должен уметь:
применять полученные знания по реализации физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий в соответствии с реальной действительностью на практике;
определять уровень физического и психического здоровья, физического развития, физической подготовленности обучающихся.
Нормативно-правовая база:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 313-ФЗ).
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.– М. : Просвещение, 2009. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Фундаментальное ядро содержания общего образования : проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М. : Просвещение, 2010. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
Письмо Министерства образования России от 26.08.2002 № 13-51-114/13 «О подготовке к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования».
Письмо Министерства образования РФ № 13-51-86 / 13 от 28.04.2003г. «Об увеличении двигательной активности обучающихся в общеобразовательных учреждениях» // Вестник образования. – 2003. – № 13. – С. 36.
Письмо Министерства образования РФ № 03-51-116 ин / 13-03 от 08.09.2003 г. «О введении третьего дополнительного часа в неделю физической культуры во 2-11 классах общеобразовательных учреждений» // Вестник образования. – 2003. – № 19.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.02.2003 № 27/2632-6 «О проведении 7 апреля в образовательных учреждениях ежегодного «Всероссийского урока здоровье»».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2003 г. № 27/2573-6 «О проведении Всероссийского дня здоровья детей».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.04.07 № ВФ-564/06 «Об организации и проведении Всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей»».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Структура программы курсов представлена введением, содержанием программы курсов по модулям с конкретным распределением часов по разделам и темам, кратким содержанием курсов по темам, методическими рекомендациями по реализации программы, контрольными заданиями, списком литературы.
Учебно-тематический план программы курсов рассчитан на 108 часов. Содержание курсов составлено таким образом, что проведение учебных занятий для слушателей может проводиться как полностью в очной форме (лекции – 42 ч, практические занятия – 66 ч), так и очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий (лекции – 42 ч, практические занятия – 30 ч, занятия с использованием дистанционных образовательных технологий – 36 ч).
При проведении практических занятий по теме «Физкультурно-оздоровительные технологии в учебно-воспитательном процессе СОШ как фактор реализации принципов здорового образа жизни» (8 часов) и теме «Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования культуры здоровья школьника и педагога» (8 часов) группа делится на две подгруппы.
Занятия проводятся на базе института развития образования Сахалинской области, муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Южно-Сахалинска, муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Южно-Сахалинска и МБУЗ «Детская городская больница». Для участия в практических занятиях и «Мастер-классах» по реализации физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе слушателям необходимо иметь спортивную форму и спортивную обувь.
Обучение слушателей по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации по теме «Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения ФГОС» завершается итоговой аттестацией. Формой итоговой аттестации является зачет.
Разделы и темы дополнительной профессиональной образовательной программы могут использоваться для проведения разовых лекций и семинаров. II. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР Ректор института
________________ _______________ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
курсов повышения квалификации учителей физической культуры Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов Цель: содействовать повышению профессиональной компетентности слушателей курсов в вопросах сохранения и укрепления здоровья, реализации физкультурно-оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Категория слушателей: учителя физической культуры, учителя начальных классов, ведущих предмет «Физическая культура», педагоги-организаторы, учителя-предметники, реализующие физкультурно-оздоровительные и здоровьесберегающие технологии в школе.
Срок обучения: 108 часов.
Форма обучения: очная (очно-заочная), с отрывом от работы.
Режим занятий: 8 часов в день.
Место проведения: ИРОСО, г.Южно-Сахалинск.
| Наименование разделов и модулей
| Всего (часов)
| В том числе
| Форма контроля
| №
п/п
| Лекции
| Выездные занятия, деловые игры и др.
| Практические, лабораторные, семинарские занятия
| I.
| Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности
| 20
| 10
|
| 10
|
| 1.
| Модуль 1. Общество и образование
| 4
| 4
|
|
|
| 2.
| Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности
| 4
| 4
|
|
|
| 3.
| Модуль 3. Правовые основы аттестации работников образования
| 2
| 2
|
|
|
|
| Вариативная часть.
| 10
|
|
| 10
|
| II.
| Раздел 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работников образования
| 46
| 24
|
| 22
|
| 4.
| Модуль 4. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
| 12
| 6
|
| 6
| зачет
| 5.
| Модуль 5. Современные педагогические технологии
| 32
| 16
|
| 16
| зачет
| 6.
| Модуль 6. Информационно-коммуникативные технологии в образовании
| 2
| 2
|
|
|
| III.
| Раздел 3. Частично-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности
| 42
| 8
|
| 34
| зачет
| 7.
| Модуль 7. Методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура»
| 8
| 4
|
| 4
|
| 8.
| Модуль 8. Экспериментальная и исследовательская деятельность в сфере физической культуры в образовательных учреждениях.
| 8
| 4
|
| 4
|
|
| Вариативная часть.
| 26
|
|
| 26
|
|
| Итоговый контроль
|
|
|
|
| зачет
|
| Итого:
| 108
| 42
|
| 66
|
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Сахалинской области» СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УМР Ректор института
________________ _______________ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
курсов повышения квалификации учителей физической культуры Физкультурно-оздоровительная и здоровьесберегающая работа в общеобразовательных учреждениях в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов Цель: содействовать повышению профессиональной компетентности слушателей курсов в вопросах сохранения и укрепления здоровья, реализации физкультурно-оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Категория слушателей: учителя физической культуры, учителя начальных классов, ведущих предмет «Физическая культура», педагоги-организаторы, учителя-предметники, реализующие физкультурно-оздоровительные и здоровьесберегающие технологии в школе.
Срок обучения: 108 часов.
Форма обучения: очная (очно-заочная), с отрывом от работы.
Режим занятий: 8 часов в день.
Место проведения: ИРОСО, г.Южно-Сахалинск.
| Наименование разделов,
модулей и тем
| Всего (часов)
| В том числе
| Форма контроля
| №
п/п
| Лекции
| Выездные занятия, деловые игры и др.
| Практические, лабораторные, семинарские занятия
| I.
| Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности
| 20
| 10
|
| 10
|
| 1.
| Модуль 1. Общество и образование
| 4
| 4
|
|
|
| 1.1.
| Здоровьесбережение и физкультурно-оздоровительная работа в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
| 2
| 2
|
|
|
| 1.2.
| Формирование основ здорового образа жизни школьника.
| 2
| 2
|
|
|
| 2.
| Модуль 2. Нормативно-правовые основы образовательной деятельности
| 4
| 4
|
|
|
| 2.1.
| Нормативно-правовые основы реализации организации физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей работы в общеобразовательных учреждениях
| 2
| 2
|
|
|
| 2.2.
| Закон Российской Федерации «Об образовании». Трудовые отношения в образовании.
| 2
| 2
|
|
|
| 3.
| Модуль 3. Правовые основы аттестации работников образования
| 2
| 2
|
|
|
| 3.1.
| Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
| 2
| 2
|
|
|
|
| Вариативная часть.
| 10
|
|
| 10
|
| II.
| Раздел 2. Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работников образования
| 46
| 24
|
| 22
|
| 4.
| Модуль 4. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности
| 12
| 6
|
| 6
| зачет
| 4.1.
| Психология стресса и его профилактика в деятельности педагога.
| 8
| 4
|
| 4
|
| 4.2.
| Профилактика злоупотребления психоактивными веществами детьми и подростками в школе.
| 4
| 2
|
| 2
|
| 5.
| Модуль 5. Современные педагогические технологии
| 32
| 16
|
| 16
| зачет
| 5.1.
| Понятие образовательной технологии. Физкультурно-оздоровительные и здоровьесберегающие технологии.
| 2
| 2
|
|
|
| 5.2.
| Физкультурно-оздоровительные технологии в учебно-воспитательном процессе СОШ как фактор реализации принципов здорового образа жизни.
| 14
| 6
|
| 8
|
| 5.3.
| Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования культуры здоровья школьника и педагога.
| 16
| 8
|
| 8
|
| 6.
| Модуль 6. Информационно-коммуникативные технологии в образовании
| 2
| 2
|
|
|
| 6.1.
| Применение ИКТ на уроках физической культуры
| 2
| 2
|
|
|
| III.
| Раздел 3. Частично-методические аспекты профессиональной педагогической деятельности
| 42
| 8
|
| 34
|
| 7.
| Модуль 7. Методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура»
| 8
| 4
|
| 4
|
| 7.1.
| Методика физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе.
| 8
| 4
|
| 4
|
| 8.
| Модуль 8. Экспериментальная и исследовательская деятельность в сфере физической культуры в образовательных учреждениях.
| 8
| 4
|
| 4
|
| 8.1.
| Организация экспериментальной работы школы по вопросам внедрения физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий.
| 4
| 2
|
| 2
|
| 8.2.
| Мониторинг результатов внедрения физкультурно-оздоровительных и здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс
| 4
| 2
|
| 2
|
|
| Вариативная часть.
| 26
|
|
| 26
| зачет
|
| Итоговый контроль
|
|
|
|
| зачет
|
| Итого:
| 108
| 42
|
| 66
|
|
Примечание. Реализация вариативной составляющей программы в объеме 36 часов может реализовываться в ходе обучения слушателей как в очной, так и в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий и проектной деятельности.
При проведении практических занятий по теме «Физкультурно-оздоровительные технологии в учебно-воспитательном процессе СОШ как фактор реализации принципов здорового образа жизни» (8 часов) и теме «Здоровьесберегающие технологии как фактор формирования культуры здоровья школьника и педагога» (8 часов) группа делится на две подгруппы. III. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ МОДУЛЕЙ
Темы и содержание лекционного курса, практических и семинарских занятий принципиально совпадают, поэтому их программный материал в обобщенном виде представлен в данном разделе.
Раздел 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности
Модуль 1. Общество и образование
|