ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физической культуре 1 – 11 классов (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2011) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Цели и задачи учебного предмета
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
На уроках физической культуры в решаются основные задачи:
- обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а так же сочетание этих способностей;
- выработка привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
В соответствии с этим данная рабочая программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:
Формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
Углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка); пополнение представлений о соревнованиях, спортивных снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах
Формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а так же нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др.
Содействие развитию психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
Содержание учебного материала
Рабочая программа по физической культуре представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность»
В первом разделе обучающиеся должны овладеть теоретическими знаниями о физкультурно-оздоровительной деятельности. Данный раздел характеризуется направленностью на укрепление здоровья обучающихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использовании их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.
Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, содействующих коррекции осанки и телосложения.
В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» даётся перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приёмов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами обучающихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.
В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации.
Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у обучающихся.
В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
В результате изучения учебного материала в 9 классе обучающиеся должны:
Овладеть теоретическими знаниями о физкультурно-оздоровительной деятельности
Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха, основы организации и проведения пеших туристических походов.
Общие представления оздоровительных системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование культуры тела, движений, развитие систем организма.
Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.
Индивидуальные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения работоспособности. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики.
Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения).
Физические упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных естественных препятствий с использованием разнообразных способов ходьбы, бега, прыжков, лазания, перелазания, передвижения в висе и упоре, передвижение с грузом на плечах по ограниченной и наклонной опоре.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности.
Составление и выполнение индивидуальных комплексов корригирующей гимнастики.
Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма.
Контроль физической нагрузки и её регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию.
Проведение комплексов утренней гигиенической гимнастики и физкультпауз, самостоятельных занятий оздоровительным бегом и ходьбой, простейших способов и приёмов самомассажа и релаксации.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности
История зарождения Олимпийских, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов.
Понятие общей и специальной физической подготовки, спортивно-оздоровительные тренировки.
Техника двигательных действий (физических упражнений, ее связь с физической подготовленностью и двигательным опытом человека. Основы обучения движениям и контроль за техникой их выполнения.
Физические качества и их связь с физической подготовленностью человека, основы развития и тестирование.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Правила спортивных соревнований и их назначение (на примере одного из видов спорта).
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью
Акробатические упражнения и комбинации.
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на спортивных снарядах (гимнастическое бревно, вольные упражнения, гимнастическая перекладина низкая и высокая).
Легкоатлетические упражнения: старты (высокий ,низкий), с последующим ускорением . Спортивная ходьба. Бег («спринтерский»; «эстафетный»; «кроссовый»).
Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги»; в высоту с разбега способом «перешагивание»).
Метание малого мяча: на дальность с разбега, из положения сидя, стоя на колене; по неподвижной и подвижной мишени с места и с разбега.
Упражнения лыжной подготовки.
Передвижение лыжными ходами (попеременным двухшажным; одновременным безшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным).
Повороты на месте (махом через лыжу вперёд и через лыжу назад), в движении «переступанием»), при спусках («упором», «полуплугом»).
Подъёмы («полуёлочкой», «ёлочкой») и торможение («плугом», «упором»), спуски в низкой и основной стойке (по прямой и наискось)
Преодоление небольшого трамплина на отлогом склоне.
Спортивные игры. Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча, ведение мяча на месте и в движении (по прямой, «змейкой»), с обеганием лежащих и стоящих предметов); ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя); приёмы и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Мини-футбол (футбол): специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча (по прямой, «змейкой», с обеганием лежащих и стоящих предметов); удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу, после отскока мяча); остановка катящегося мяча; приземление летящего мяча;
групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Развитие физических качеств. Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Специализированные полосы препятствий.
Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры, элементы техники национальных видов спорта.
Способы спортивно-оздоровительной деятельности
Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной физической подготовки. Составление и проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий и развитию физических качеств (на примере одного из видов спорта).
Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи, или его помощника)
III. Требования к уровню подготовки В результате освоения учебной программы по физической культуре, обучающиеся должны:
Знать/понимать
Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек.
Основы формирования двигательных действий и развития физических качеств.
Способы закаливания организма и основные приёмы самомассажа.
Уметь:
Составлять и выполнять комплексы утренней гигиенической и корригирующей гимнастики с учётом индивидуальных особенностей организма.
Выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр.
Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности.
Осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки.
Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов\
Осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся должны уметь демонстрировать:
Физические способности
| Физические упражнения
| Мальчики
| Девочки
| Скоростные
| Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с
| 9,2
| 10,2
| Силовые
| Прыжок в длину с места, см
| 180
| 165
| Лазание по канату на расстояние 6 м, с
| 12
| -
| Поднимание туловища лежа на спине руки за головой, кол-во раз
| —
| 18
| К выносливости
| Бег 2000 м, мин, с
Передвижение на лыжах 2 км
| 8,50
16.30
| 10,20
21.00
| К координации
| Последовательное выполнение пяти кувырков, с
| 10,0
| 14,0
| Броски малого мяча в стандартную мишень, м
| 12,0
| 10,0
|
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях:с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до15 мин; после быстрого разбега с 7-9 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 3-5 шагов разбега прыжок в высоту способном "перешагивание".
В метаниях на дальность и на меткость:метать малый мяч с 4-5 шагов разбега; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 6-8 метров.
В гимнастических и акробатических упражнениях:выполнять комбинацию из 4 элементов на перекладине (мальчики); после разбега и отталкивания от мостика прыгать через козла в ширину; последовательно выполнять комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из трех элементов, или комбинацию, состоящую из трех гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из трех элементов, включающую кувырки вперед и назад, мост из положения стоя с помощью.
В спортивных играх:играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность:соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом индивидуальных возможностей учащихся.(см.Таблица 1)
Таблица 1.
Уровень физической подготовленности учащихся 14 лет (9 класса) №
п/п
| Контрольное упражнение (тест)
| Возраст (лет)
| Уровень
| Мальчики
| Девочки
| Низкий
| Средний
| Высокий
| Низкий
| Средний
| Высокий
| 1
| Бег на 30 м (сек.)
| 15
| 5,5
| 5,3—4,9
| 4,5
| 6,0
| 5,8—5,3
| 4,9
| 2
| Челночный бег 3 по10 м (сек.)
| 15
| 8,6
| 8,4—8,0
| 7,7
| 9,7
| 9,3—8,8
| 8,5
| 3
| Прыжок в длину с места (см)
| 15
| 175
| 190—205
| 220
| 155
| 165—185
| 205
| 4
| 6 минутный бег (м)
| 15
| 1100
| 1250—1350
| 1500
| 900
| 1050—1200
| 1300
| 5
| Наклон вперед из положения сидя, см
| 15
| 4
| 8—10
| 12
| 7
| 12—14
| 20
| 6
| Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из положения лежа (девочки), кол-во р.
| 15
| 3
| 7—8
| 10
|
5
|
12—13
|
16
| |