Физкультурно-оздоровительная работа
МАДОУ детский сад №9 «Аленушка» г. Бирска. «Я не боюсь еще и еще раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнерадостности
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н. М. Амосова, ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаем невозможным решением проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по физическому развитию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ. Цель: сохранение, укрепление физического, умственного и психического здоровья. Задачи:
Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса.
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Овладение педагогами здоровьесберегающими технологиями.
Взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения с семьей.
Сохранение и укрепления здоровья детей, обеспечение психологического комфорта.
Развитие двигательных навыков и умений, физических качеств.
Снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Гипотеза: создание эффективной педагогической системы в детском образовательном учреждении, направленной на организацию здоровьесберегающих технологий, позволяет своевременно предупредить нарушения в состоянии здоровья. Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья:
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять условия и факторы, влияющие на здоровье человека.
Образование – культура – здоровье являются фундаментальной основой здоровьесберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.
Остановимся на нескольких концептуальных позициях.
1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья детей.
2. Целостность учебно-воспитательного процесса.
3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий.
4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.
5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.
6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья. Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:
Создание условий для двигательной активности.
Система двигательной активности и система психологической помощи.
Система закаливания
Диагностика уровня физического развития и состояния здоровья, физической подготовленности, психо-эмоционального состояния.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
Гибкий режим
Индивидуальный режим пробуждения после дневного сна
Создание условий (физкультурный зал, площадка)
Создание предметно – развивающей среды:
Физкультурное оборудование, инвентарь. (фото)
В нашем дошкольном учреждении для решения задач по двигательной активности детей заботимся о материально - техническом совершенствовании физкультурного зала, физкультурной площадки на улице, спортивного центра в групповой комнате.
Более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразного оборудования и инвентаря на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, в кружковой деятельности с учетом свободного двигательного пространства и удобного размещения детей в двигательной деятельности.
Установленное в физкультурном зале много - функциональное оборудование позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений и упражнений. Регулируемые по высоте баскетбольные кольца помогают быстро и легко осваивать «школу мяча». Предоставляется возможность использовать спортивный инвентарь (мячи, скакалки, ленты, обручи и др.) в подвижных играх в зале и на улице.
С помощью оборудования обеспечивается формирование различных физических качеств. Рациональное размещение оборудования позволяет эффективно использовать его. Оборудование расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и пользоваться.
Ежегодно идет пополнение новыми яркими физкультурными пособиями (как традиционными, так и нетрадиционными).
Детский сад укомплектован лыжами, что позволяет с наступлением зимы проводить непосредственно – образовательную деятельность на лыжах.
Физкультурные уголки в группах. (фото)
С целью укрепления здоровья детей, развития у них интереса к физической культуре, для организации самостоятельной и игровой ДА создан физкультурный уголок в группах, где помещен необходимый инвентарь (мячи, скакалки, кольца, дорожки здоровья, комплект «Следы» и др.) Он размещен в удобном для детей месте, где имеют удобный доступ к нему.
Наличие знаков по ПДД. (фото)
Картотека пальчиковой и дыхательной гимнастики, физкультурных минуток и динамических переменок.
Энциклопедическая и художественная литература;
Картотека дидактических игр о ЗОЖ.
Картотека загадок, пословиц и поговорок о здоровье.
Игры («Хорошо - плохо», «Найди лишнюю картинку» и т.д.)
Модели, алгоритмы действий в различных ситуациях,
Иллюстративный материал, предметные и сюжетные картинки (например, «Опасные предметы», «Полезные продукты», «Внимание, опасно»),
Атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр.
Как показала практика, одна только развивающая среда позволяет повысит двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемое по собственной воле, желанию, без принуждения.
2.СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ:
Утренняя гимнастика (фото)
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, начиная с подготовительных групп и заканчивая младшими группами. Утренняя гимнастика направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. В течение первой недели мы разучивали новый комплекс упражнений, ритмической гимнастики, затем повторяли. На третьей и четвертой неделях закрепляли ранее разученные, что позволяло создавать бодрое настроение, не утомляя их. Выразительности, грациозности и творческому выполнению разученных движений способствовало музыкальное сопровождение специалистами и записи на дисках. Использую традиционный, сюжетный, тематический вид утренней гимнастики: «Новогодние игрушки», «Лисичка-сестричка», «Три медведя», «Веселый пешеход», «Приходи сказка» и другие. В теплое время года зарядка проводиться на свежем воздухе. Для этого на территории детского сада оборудована физкультурная площадка.
Физическая культура в зале, на воздухе
Эффективность физкультурно – образовательной работы в ДОУ во многом зависит от организации непосредственная образовательная деятельность по физической культуре – основная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам развития оптимальной двигательной активности. Для проведения занятия подбираю физические упражнения, определяю последовательность их выполнения, составляю план-конспект, продумываю методику проведения, готовлю оборудование, размещаю его, слежу за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Создаю комплексный характер влияния физкультурного занятия на физическое развитие ребенка.
В неделю планируется по три физкультурных занятия. Два физкультурных занятия в зале, 1 на воздухе.
Чтобы заинтересовать детей физкультурными занятиями использую занятия не только традиционного типа, а так же занятия:
- игровое, построенное на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов - сюжетные - все части занятия объединены единым сюжетом - тематические - комплексные - опирается на синтез различных видов детской деятельности, решает задачи физического и психического, социально-нравственного и умственного развития - ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных движений
- с использованием нестандартного оборудования
- контрольно-диагностические - дети сдают физические нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние.
При проведении физкультурного занятия на воздухе, позволяет закаливать организм дошкольников в холодное и теплое время года. Зимой организуется занятия по обучению ходьбе на лыжах.
На занятиях использую здоровьесберегающие технологии, такие как
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
подвижные игры ( фото)
пальчиковая гимнастика
гимнастика для глаз
дыхательная гимнастика
гимнастика корригирующая
релаксация – например, при проведении сюжетного занятия "В гостях у Михаила Потапыча" использовала для релаксации песню «Колыбельная для Умки».
2.Технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж и точечный массаж
пробежки по массажным дорожкам.
3. Коррекционные технологии:
сказкотерапия
технология музыкального воздействия
технология воздействия цветом
Интеграция с другими образовательными областями:
Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в ДОУ связано с организацией физкультурно-оздоровительной работы детского сада. Программа физкультурно-оздоровительной работы строится на интеграции образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», с одной стороны, и комплекса: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Музыка» - с другой.
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращаю внимание на одновременное решение задач других образовательных областей.
«Познание» - формирование у детей интереса к физическому совершенствованию, активация мышления детей через самостоятельный выбор игры, оборудования, перерасчет мячей и т.д. «Социализация» - Формирование соответствующих форм поведения, на основании собственного опыта, вырабатывающиеся у ребенка как адекватные для конкретных условий «Безопасность» - Формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и играх с элементами спорта, при выполнении основных движений, при пользовании спортивным инвентарем «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми на тему «физическая культура и спорт» «Художественное творчество» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания в области «физическая культура» «Труд» - участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования - самообслуживание «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения содержания области «физическая культура» «Музыка»
-ритмическую гимнастику, провожу игры и упражнения под музыку, пение, спортивные игры, соревнований, физкультурные досуги и праздники под музыкальное сопровождение; развиваю артистические способности в подвижных играх имитационного характера, на физкультурных праздниках.
Таким образом, наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.
Подвижные игры в зале и на воздухе. (фото)
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей привел меня к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра – основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении.
Через игры легче всего приобщить ребенка к занятиям физической культурой. Игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребенку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребенка. Игра ставит ребенка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы.
На мой взгляд, широкое использование в своей практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата.
Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Прием детей на улице в теплое время года
Спортивные игры и упражнения - хоккей, катание на санках (фото)
Физкультминутки
Динамические паузы
Гимнастика после дневного сна (фото)
Самостоятельная двигательная активность
Ритмическая гимнастика – использую на утренней гимнастики, физкультурных занятиях
Занятия на кружках
- физическое развитие – ритмика Кружок «непоседы» для детей 4 – 7 лет - хореография
Физкультурные развлечения, досуги, праздники (фото)
- «Здоровье дарит Айболит»
- «Королевство волшебных мячей»
День здоровья «Мы за здоровый образ жизни»
Неделя Здоровья «Снова в гости к нам пришла зимушка-зима»
Совместная деятельность с семьей.
Проблемы физического воспитания решаются в тесном контакте с семьей. Для этого используются следующие методы взаимодействия:
- привлечение родителей к организации спортивных соревнований
- проведение совместных досугов, праздников (фото)
Очень важными и действенным средством в оздоровлении детей является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно – оздоровительной работы, которая проводится с детьми ( например: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Мы за здоровый образ жизни», «День защитника Отечества». О Недели Здоровья, Дне Здоровья, физкультурных развлечениях, досугах и праздниках оповещаем родителей заранее, сообщаем не только о дате проведения мероприятия, но и о его содержании, о том, как подготовить ребенка к этому дню. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем как развиты дети. Родители видят, какую радость и пользу приносит ребенку шумные игры, веселые состязания, как, играя, он тренируется, как в походах учится преодолевать себя. Тогда воочию видны все плюсы и минусы семейного воспитания. Веселая, здоровая атмосфера таких дней передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Физкультурных праздники, досуги и развлечения провожу с детьми от 3- 7 лет. Они всегда наполнены подвижными играми, веселыми занимательными упражнениями, встречей с любимыми героями.
- родительские собрания
- анкетирование - индивидуальные и групповые консультации - «день открытых дверей» - оформление информационных стендов - организация фотовыставок и детского творчества
3.СИСТЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ
Полоскание рта
Полоскание горла
Хождение по «дорожкам здоровья»
Обтирание сухой рукавичкой
Обливание рук до локтя прохладной водой
Бодрящая гимнастика после дневного сна (3 фото)
Прием на свежем воздухе в теплое время года
Утренняя гимнастика
Облегчённая форма одежды
Максимальное пребывание на свежем воздухе
Босохождение до и после сна
Сон с допуском воздуха
Воздушные и солнечные ванны
Кварцевание
Организация рационального питания
Питьевой режим
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.
Осуществляя в комплексе физкультурно-оздоровительную работу, позволяет достичь поставленных целей и задач. Благодаря качественно организованной работе показатель заболеваемости детей ниже, результаты мониторинга физической подготовленности и выполнения программы показывает положительную динамику. За 2010 – 2011 учебный год выполнение программы составляет 95%, что на 4% больше по сравнению с прошлым годом.
|