Скачать 248.96 Kb.
|
Пояснительная записка Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – Детский сад «Планета детства» (далее по тексту МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства») разработан на основе федеральных государственных требований и имеет двухкомпонентную структуру, состоящую из федерального компонента стандарта дошкольного образования и компонента образовательного учреждения. Настоящий учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А, Васильевой) составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами различного уровня: Международного уровня: - Всеобщая декларация о правах человека (Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10.121984г.); - Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.). Федерального уровня: - Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-РФ" (действующая редакция от 28.02.2008 № 232-ФЗ, с изменениями от 02.02.2011г.); - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ); - Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р); - Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751); - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 г. № 2562); - «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 г. № 655); - «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 г. № 2151); - СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. № 91); - Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (Письмо Минобрнауки РФ от 14.03.2000 № 65/23-16); - Письмо «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий» (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16); Регионального уровня: - Закон Кемеровской области от 28.12.2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области»; Локальные акты: - Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - Детский сад «Планета детства»; - Лицензия на право ведения образовательной деятельности (Регистрационный номер № 12937,серия А № 002713 , Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области); - Договор между муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка - Детский сад «Планета детства» и родителем (законным представителем) ребенка, посещающего учреждение; -Положение о Педагогическом Совете муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка - Детский сад «Планета детства»; Режим дня в МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» разработан согласно действующему СанПиН 2.4.1.2660 -10. Организация правильного режима дня предусматривает личностно- ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности, их рациональную продолжительность и разумное чередование, а также отдых детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Режим дня скорректирован с учетом особенностей образовательного процесса МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства», его приоритетных направлений деятельности, а также социального заказа родителей. В режиме дня во всех возрастных группах выделено специальное время для ежедневного чтения детям художественной литературы. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть заменено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач воспитатели ежедневно читают детям художественную литературу. Образовательная область «Чтение художественной литературы» включена в недельную образовательную нагрузку, но в учебном плане не считается за единицу, так как осуществляется ежедневно в постоянно выделенное время в режиме дня, не являясь при этом обязательным занятием – ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься самостоятельной деятельностью. Для детей 2-3 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного составляет 5-10 минут. Для детей 3-4 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного составляет 10-15 минут. Для детей 4-5 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного составляет 10-15 минут. Для детей 5-6 лет длительность чтения, с обсуждением прочитанного составляет 15-20 минут. В МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная и утвержденная им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к ее структуре и условиям реализации. Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования и осуществление приоритетных направлений дошкольного учреждения составляет 80% времени от пребывания детей в группах, вариативная часть, включающая в себя дополнительное образование (студийная и кружковая работа) в общеобразовательном процессе -20%. Программа имеет положительную рецензию: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, заведующая кафедрой дошкольного образования КРИПКиПРО, кандидат педагогических наук, доцент Дорн Марина Викторовна. При составлении основной общеобразовательной программы, в соответствии с федеральными государственными требованиями, на Педагогическом совете был составлен и утвержден перечень технологий, методических пособий и вариативных программ, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса с учетом реализации приоритетных направлений деятельности Центра развития ребенка . Таблица 1 Перечень технологий, методических пособий и вариативных программ
Особенностью образовательного процесса является в МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» является наличие групп детей раннего возраста (1,6 мес. до 2 лет и с 2 до 3лет). ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены и адресованы к периоду дошкольного детства. Учитывая, что сегодня в педагогике и психологии принято следующее деление дошкольного периода детства: до года – младенчество, от года до трех лет – ранний возраст, от трех до семи — это собственно дошкольное детство, ФГТ не затрагивают воспитательно-образовательную работу с детьми до 3-х лет. Поэтому работа в группах раннего и младшего возраста ведется по соответствующим пособиям для детей раннего возраста. В целях планомерного воздействия на развитие детей групп раннего и младшего возраста, проводятся специальные игры-занятия. Игры-занятия проводятся подгруппами по 4-6 человек в зависимости от вида игры-занятия. Продолжительность игры-занятия 6-10 минут. Таблица 2 Воспитательно-образовательная работа с детьми до 3-х лет
Непосредственно образовательная деятельность, регламентированная планом непосредственно образовательной деятельности, организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности: игру, чтение (восприятие), общение, продуктивную, двигательную, музыкально-художественную, познавательно-исследовательскую и другие. Продолжительность непосредственно-образовательной деятельности и недельной образовательной нагрузки составляет разумный минимум и не превышает нормы действующего СанПиН 2.4.1.2660.10. Прослеживается целесообразное соотношение организованной образовательной деятельности, дополнительного образования и самостоятельной деятельности детей, двигательной и интеллектуальной активности дошкольников, соблюдение объема учебной нагрузки. Для детей от 1,5 до 3 лет образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут). Таблица 3 Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю для детей группы раннего возраста
Таблица 4 Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю для детей группы младшего возраста
Начиная со 2- ой младшей группы в режиме дня предусмотрена организованная образовательная деятельность, включая перерывы между ее различными видами. Для детей с 3 до 4 лет непосредственно-образовательная деятельность должна составлять не более 2 часа 45 минут в неделю. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет не более 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не превышает 30 минут. Для детей с 4 до 5 лет по действующему СанПиН 2.4.1.2660 -10 максимально недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 4 часа. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут. Для детей 5-6 лет максимально недельная образовательная нагрузка, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 6 часов 15 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 25 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе не превышает 45 минут. Для детей 6-7 лет максимально недельная образовательная нагрузка, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 8 часов 30 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной группе не превышает 1,5 часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность в первой половине дня начиная со 2-й младшей группы, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность в старшей и подготовительной группе может осуществляться во второй половине дня, после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). В целях профилактики утомления детей, указанная образовательная деятельность гармонично сочетается с образовательными областями «Физическая культура» и «Музыка» . Планирование непосредственно образовательной деятельности происходит посредством разработки технологических карт, которые предусматривают элементы образовательной деятельности и подготовки к ней, отражают в общем виде подходы, методы и приемы, используемые в ходе реализации конкретной технологии. В МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» реализуется принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей и комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса. Таблица 5 Интеграция образовательных областей в решении образовательных задач
Наличие специалистов и педагогов дополнительного образования позволяет повысить качество образовательных услуг, содействующих раскрытию индивидуальных способностей и самореализации творческого потенциала детей: Деятельность инструкторов по физической культуре организованна согласно плану непосредственно образовательной деятельности, недельная нагрузка которого (начиная со 2 младшей группы) предполагает 3 занятия по физической культуре – 1 занятие в бассейне, 1 в гимнастическом зале, 1 на спортивной площадке дошкольного учреждения. Педагог дополнительного образования по изодеятельности, начиная со среднего возраста, в рамках образовательной деятельности обучает детей изобразительному искусству, аппликации, лепке, художественному труду. Педагог-психолог заботится о психоэмоциональном здоровье и социально-личностном развитии детей. В подготовительных группах 1 раз в неделю проводятся подгрупповые коррекционно-развивающие занятия. Психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленно на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности. Музыкальные руководители не только приобщают детей к музыкальному искусству, развивают способность эмоционально воспринимать музыку, но и организуют культурно-досуговую деятельность детей. Вариативная часть (20%) предполагает реализацию игровых занятий по дополнительному образованию в кружках и студиях МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» и направлена на поддержку образовательных областей основной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования и приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) проводятся, начиная с младшего возраста соответственно действующему СанПиН 2.4.1.2660-10 для каждой последующей возрастной группы в отведенное время в 1-ую и во 2-ую половину дня, не нарушая отведенного времени на прогулку и дневной сон. -С детьми четвертого года жизни их проводят не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут. -С детьми пятого и шестого года жизни их проводят не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут. -С детьми седьмого года жизни их проводят не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут. Домашние задания воспитанникам МАДОУ ЦРР - Детский сад «Планета детства» не задают. В соответствии со структурой учебного года для детей организовываются творческие каникулы. В дни каникул непосредственно образовательная деятельность не осуществляется. В этот период проводятся спортивные досуги, экскурсии, развлечения и т.д.
|