Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу





Скачать 112.54 Kb.
НазваниеРеализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу
Дата публикации21.11.2014
Размер112.54 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Физика > Решение
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу


Бурное развитие физики, создание теории относительности, квантовой механики, квантовой электродинамики, ядерной физики, физики элементарных частиц, физики твёрдого тела выдвинуло физику в число фундаментальных наук, являющихся основой современного естествознания. На базе физики интенсивно развивается химия, используя весь арсенал теоретических и экспериментальных методов, созданных в недрах физики, мощный импульс в развитии получает биология, благодаря новым возможностям, открытым физикой; развиваются новые научные направления, возникшие на стыке нескольких наук: астрофизика, радиоастрономия, космонавтика, физическая химия, экология и другие.
Цели и задачи практико-ориентированного подхода

Цели образования в российской школе законодательно утверждены Законом РФ “Об образовании”, где говорится, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.

В соответствии с законом нужно обеспечивать в частности: 
формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира; 

формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. 

Проблема продолжающегося снижения интереса школьников к физике – глобальная. Поиски путей побуждения этого интереса – одна из главных задач физиков-педагогов. При обучении физике акцент необходимо перенести с информационного на методологическое обучение, от трансляции готовых знаний к развитию самостоятельности, творческого мышления, способностей учащихся. Учебный процесс в значительной мере должен побуждать учеников к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.
Таким образом, необходимо обеспечить: 



  • развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; 


  • умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; 


  • развитие творческих способностей учащихся; 


  • раскрытие роли физики в современной цивилизации; 


  • помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности. 

Методы практико-ориентированного подхода

Без дорогостоящего экспериментального оборудования, а иногда вообще без эксперимента, оживим предмет, заменив лабораторные опыты разбором ежедневно встречающихся жизненных ситуаций, знакомых ученикам. Существуют методики преподавания физики совместно с другими дисциплинами. Ученики с трудом воспринимают разделённый по учебным предметам мир. Поэтому проводим школьные междисциплинарные конференции и вечера. Предлагаемые темы: “Путешествие на другие планеты”, “Электромагнитные излучения и экология”, “Физико-экологическая конференция учащихся”, итоговый смотр знаний “Физика-химия”, “И физика и лирика”, “Путешествие в страну “Мир световых явлений”, конференция “Оптика и изобразительное искусство”.
Практика проведения учащимися на уроках информационных сообщений на 1–2 минуты по теме “Физика и техника” позволяет быть в курсе важных направлений научно-технического прогресса.
При проходении некоторых тем даются творческие задания. Так, при изучении темы “Трение” в 7-х классах учащиеся пишут сочинение на тему “Я обвиняю господина Трение” или “Я защищаю господина Трение”, а в 10-х классах проводится урок-игра “Суд над трением”.Семинары углубляют и систематизируют знания, конференции их расширяют. Так в 11-х классах проводится семинар по теме “Ядерная физика в ХХI веке”. На конференции заслушиваются доклады, рефераты, решения интересных задач. Например: “Электроизмерительные приборы различных систем”, “Развитие фотографии”, “Магнитные свойства веществ и их применение в жизни”, “Физика и медицина”.Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде исследовательской работы.Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.



Для современной науки характерным является образование и развитие комплексных отраслей знания и их развитие. Сегодня ясно, что дальнейший прогресс любой науки невозможен без использования достижений других отраслей знания. Математика и физика. Физика и химия. Симбиоз этих точных наук кажется сейчас естественным, а родившиеся в результате математическая физика, физическая химия и вычислительная математика давно уже стали привычными. Физика оказывает огромное влияние на ряд смежных наук.
Так получилось, что биология и медицина до настоящего времени не попали в разряд точных наук. Предмет, который они изучают, – живой организм – так сложен и многообразен, что точно описать его характеристики и закономерности до сих пор не представляется возможным. На протяжении многих веков биология была лишь описательной наукой и практически не объясняла причин большинства явлений, происходящих в живом мире, в том числе и организме человека. Использование достижений физики и химии сделало возможным не только объяснение процессов, происходящих в организме человека, с позиции законов этих наук, но и разработку современных методов диагностики и лечения различных заболеваний. Невозможно представить себе сегодняшнюю медицину без оснащения богатейшим набором физических приборов, позволяющих поставить борьбу за жизнь и здоровье людей на более высокий уровень. Становятся актуальными знания о возможностях человеческого организма и путях повышения потенциала здоровья.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием материальной и социальной успешности. Недаром одним из критериев качества образования являются здоровье и здоровый образ жизни учащихся
Школа по своим функциям не является лечебным учреждением, однако, ее значение для формирования навыков здорового образа жизни и знаний о здоровье велико. В числе важнейших направлений этой деятельности находится разработка системы, объединяющей организационную, образовательную и воспитательную работу. Необходимо отметить, что наряду с другими предметами естественнонаучного цикла, физика обладает большими возможностями в формировании навыков здорового образа жизни, а особенно, знаний о здоровье. Эти возможности можно структурировать следующим образом:



  1. обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке физики – создание комфортной пространственной среды, благоприятного психологического климата, развивающей образовательной среды, соблюдение правил безопасного поведения, проведение динамических пауз, релаксации;

  2. базовая программа – актуализация в систематическом курсе «Физика» учебного материала, связанного со здоровьем человека;

  3. интегрированные блоки, уроки –включение в тематическое планирование по каждому классу интегрированных блоков «Человек и его здоровье как объект физического познания», проведение интегрированных уроков в отдельных темах курса «Физика»;

  4. факультативные занятия – проведение факультативных занятий «Человек и его здоровье как объект физического познания»;

  5. внеклассная работа по предмету – выпуск тематических газет и бюллетеней «Здоровье человека и законы природы», проведение серий внеклассных мероприятий «Как знание законов физики поможет сохранить и укрепить свое здоровье», организация исследовательской деятельности учащихся и т.д

А теперь более подробно остановлюсь на реализации межпредметных связей по линии «физика- биология» при изучении разделов физики «Оптика», «Законы механики в жизнедеятельности человека». Содержание учебного материала этих разделов расширяет знания учащихся в области применения физических законов к биологическим объектам, связывает их с жизнедеятельностью человека, с вопросами здоровья, позволяет абстрактные физические формулировки превращать в жизненные ситуации, касающиеся каждого человека. Для многих учащихся изучение человека и его здоровья с позиции физических законов может послужить средством привития интереса к физике как фундаменту других наук.
При подготовке и проведении уроков я использую такие формы организации учебных занятий как лекция, семинар, лабораторная работа, экскурсия. Особенно эффективной является организация ролевых игр, где учащиеся играют роль научных сотрудников. Основные методы работы – проблемно-поисковый, исследовательский и иллюстративно-объяснительный.
Приведу примеры фрагментов уроков с использованием межпредметных связей физика-биология.
При изучении темы "Оптика" наряду с обучающими целями уроков ставлю цель: формирование у учащихся представлений о глазе как оптической системе, действующей на основе геометрической оптики и квантовой физики, разработка и объяснение с точки зрения физики безопасного для глаз поведения, глазной гимнастики, расширение знаний учащихся о применении оптических приборов в медицине. Изучение нового материала в части строения глаза и построения изображения в нем строится с опорой на знания учащихся по биологии и физике с использованием разборного макета глаза. Далее я провожу объяснение процессов светочувствительности глаза в форме лекции.

^ Материал лекции:
Зрение – самое важное для человека чувство, так как большую часть информации об окружающем мире мы получаем от фоторецепторов, находящихся в сетчатке нашего глаза. Первым, кто понял, что изображение внешнего мира формируется на сетчатке, был выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер. Предшественники Кеплера считали, что органом, чувствующим свет, является линза глаза – ее хрусталик. Кеплер впервые высказал мысль, что видеть – это значит ощущать раздражение сетчатки, вызванное обратным и уменьшенным изображением предмета.

Исследования физиков и врачей ХХ века показали, что мозг, а не глаз меняет «низ» с «верхом», облегчая нашу ориентацию в окружающем мире. Доказано это было оригинально и просто: сами экспериментаторы, а затем и добровольцы-пациенты рискнули надеть очки, переворачивающие изображение. Сначала пациенты всё видели перевернутым, но через несколько дней мозг всё поставил на место – и окружающий мир для них вновь «встал на ноги»…

Основное преломление света происходит на внешней поверхности роговицы. Поэтому из всех преломляющих сред роговица имеет наибольшую оптическую силу, порядка 40 дптр. Оптическая сила хрусталика 16-20 дптр.

Зрение двумя глазами (бинокулярное) позволяет ощущать рельефные изображения предметов, видеть в глубину и определять расстояние предметов от глаза. Получаются два изображения, но оба они сливаются в зрительном анализаторе в одно. Способность длительно рассматривать предметы при бинокулярном зрении обеспечивается борьбой полей зрения. Она заключается в том, что в каждый данный момент преобладает только одно из полей зрения.

Таким образом, в каждый момент времени любая точка предмета видна только одним глазом. Мы рассматриваем ее поочередно, то одним глазом, то другим. Смена возбуждения и торможения в клетках зрительного анализатора обеспечивает восстановление способности зрения и объясняет малую утомляемость бинокулярного зрения сравнительно с монокулярным.

В сетчатке есть два типа светочувствительных клеток. Из-за своей внешней формы они называются палочками и колбочками. В сетчатке глаза они распределены неравномерно: по краям поля зрения преобладают палочки, в то время как колбочки сосредоточены ближе к середине. В одной небольшой области диаметром менее 1 мм, называемой желтым пятном, находятся только колбочки, тесно примыкающие друг к другу. Когда мы вглядываемся в какой-либо предмет, чтобы детально рассмотреть его, то фокусируем его изображение на желтое пятно.

Палочки имеют значительно более высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета. Их называют аппаратом периферического, сумеречного и ахроматического (бесцветного) зрения. Если шелохнется листок или шевельнется маленький зверек, мы способны скорее заметить это на краях поля зрения, нежели прямо перед глазами.

Колбочки имеют более низкую светочувствительность и начинают реагировать только при относительно высокой освещенности сетчатки, однако они обеспечивают возможность более детального различения предметов, а также создает ощущение цвета. Колбочки образуют аппарат центрального, дневного и цветного зрения. Пределы светочувствительности глаза весьма широки, что связано с адаптацией, т.е. изменением чувствительности глаза в зависимости от количества попадающего в зрачок света. Адаптация осуществляется как за счет изменения диаметра зрачка, что происходит почти мгновенно, так и за счет изменения чувствительности самого световоспринимающего аппарата сетчатой оболочки, что требует значительного времени (до десятка минут).

Нижний порог, или абсолютный предел, светочувствительности глаза при сумеречном зрении и полной темновой адаптации соответствует потоку энергии излучения, равному 2•10-17 Дж/с (или нескольким десяткам фотонов в секунду. Верхний безболезненно воспринимаемый предел при полной световой адаптации имеет порядок 2•10-5 Дж/с.

Чувствительность глаза к излучению различной длины волны различна. Наиболее чувствителен глаз к излучению желто-зеленого цвета. Чувствительность его резко снижается в сторону красной и фиолетовой частей спектра. 

В отношении различения спектрального состава света глаз как зрительный анализатор несовершенен. Так свет различного спектрального состава может вызвать ощущение одинакового цвета.

Палочки и колбочки связаны между собой и перерабатывают часть получаемой ими информации, прежде чем послать ее в головной мозг. Эти сообщения преобразуются в электрические сигналы, распространяющиеся вдоль главного нервного ствола, который отходит от задней стороны сетчатой оболочки. То, что происходит затем в зрительных центрах головного мозга, отличается чрезвычайной сложностью.

Еще Кеплер предположил, что в сетчатке имеется очень «тонкое» вещество, которое в местах действия на нее света разлагается подобно тому, как изменяются горючие вещества под влиянием света, пропущенного через собирающую линзу. Это вещество он назвал «зрительным духом».

В основе зрительного процесса лежат фотохимические реакции, протекающие в светочувствительных клетках – палочках и колбочках. В палочках под действием света происходит распад содержащегося в них зрительного пигмента – родопсина. При этом в клетке возникает нервный импульс. В темноте происходит обратный процесс – синтез родопсина.

За неделю до урока учащимся, интересующимся медициной, было дано задание подготовить доклад о нарушениях зрения и их коррекции. На уроке учащиеся делают сообщение.

^ Материал сообщения:

 Глаз человека вместе с анализирующей системой головного мозга являет собой совершенный оптический прибор. Глаз – самонастраивающийся прибор. Он позволяет нам видеть близкие и удалённые предметы. Хрусталик то сжимается в шарик, то растягивается в чечевицу, тем самым меняя фокусное расстояние. Эти изменения формы и оптических свойств хрусталика происходят при помощи окружающей его мышцы. Поэтому специальная гимнастика важна не только для мышц тела, но и для глазных мышц.

Однако глаз может быть подвержен разного рода заболеваниям и иметь дефекты зрения. Наиболее распространенный дефект зрения – близорукость (миопия). У людей, близоруких от рождения, глазное яблоко имеет удлинённую форму, а приобретается близорукость от длительного напряжения зрения, связанного с недостатком освещения или неправильной посадкой. Но в обоих случаях изображение предмета формируется перед сетчаткой. Из такой ситуации можно выйти, помещая перед глазами рассеивающие линзы. 

Другой распространенный дефект зрения – дальнозоркость (гиперопия). В этом случае изображение формируется позади сетчатки. При врождённой дальнозоркости глазное яблоко укороченное, а приобретённая дальнозоркость – следствие падения способности хрусталика изменять свою кривизну. Для исправления этого дефекта линзы очков должны быть слабыми собирательными. Часто линзам очков требуется придавать также слегка цилиндрическую форму, наложенную на их сферические поверхности. Такая форма компенсирует астигматизм глаза, который обычно вызывается несферичностью роговой оболочки, отчего круги выглядят как овалы. Иногда в очках бывает также необходима небольшая призматическая коррекция, чтобы облегчить зрачку глаза наведение изображения на желтое пятно.

Для закрепления изученного материала и проверки усвоения темы урока использую ряд вопросов и задач:



  1. Почему близорукий человек может различать более мелкие детали, чем человек с нормальным зрением?

  2. Сможет ли пассажир поезда, идущего со скоростью 54 км/ч, сосчитать вагоны встречного поезда, скорость которого 36 км/ч, если зрительное ощущение сохраняется в течение 0,1 с? Длину вагона считать равной 20 м. (да, сможет)

  3. Во сколько раз изображение предмета на сетчатке глаза меньше самого предмета, находящегося на расстоянии 30 м от наблюдателя? Фокусное расстояние оптической системы глаза принять равным 1,5 см. (2000 раз)

  4. Какой человек будет лучше видеть предметы под водой – страдающий близорукостью или дальнозоркостью? (близорукий) и другие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconПрограмма о бластного практико-ориентированного семинара по теме:...
Участники: педагоги, обучающие детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconДипломного образования Кафедра математических дисциплин проект реализация...
Реализация требований фгос ООО при изучении темы «Квадратные уравнения». Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconРеализация межпредметных связей в обучении математике учащихся основной школы
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Она призвана информировать, образовывать, просвещать читателя, приобщать его к чтению, к книге, содействуя тем самым реализации целей...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу icon«Решение генетических задач»
Реализация преподавания предметов естественно-научного и (или) технического профилей по программам углубленного изучения
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconПрограмма «химия в зеркале истории»
Программа элективного курса «Химия в зеркале истории» рассчитана на учащихся 9 класса. Реализация программы осуществляется на основе...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconУрока: объяснение нового материала Цель: изучить особенности изображения...
Реализация принципов личностно ориентированного обучения в образовательном процессе
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconУрок проект по математике на тему ««Бюджет на ремонт школьной столовой»
Цель занятия: Применение умений выполнять умножение и деление натуральных чисел при решении задач с практическим содержанием через...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconПлан работы мбоу сош№4 г. Светлограда Петровского района Ставропольского края
Реализация требований к содержанию образования и реализация образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация образовательной политики государства предполагает решение следующих приоритетных задач, обозначенных в Федеральной целевой...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconКатаевой Ольги Юрьевны в рамках проекта «Школа Росатома» «Организация...
«Организация и реализация системно-деятельностного подхода на уроке. Структура и анализ урока» (24 часа)
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconУрок в элективном курсе «Право» Тема: «Решение практико-ориентированных...
Тема: «Решение практико-ориентированных задач и моделирование социальных ситуаций при изучении обществознания»
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconАнализ работы блока дополнительного образования за 2012-13 уч год
В учебном процессе особая роль возлагается на систему дополнительного образования. Она выполняет следующие функции: реализация кадетского...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Реализация задач происходит через интеграцию образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» (коммуникативная деятельность);...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconРеализация принципов личностно ориентированного подхода в преподавании географии Сидорова В. Н
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда...
Реализация физического образования в рамках практико-ориентированного обучения: решение задач с практическим содержанием, реализация межпредметных связей через внеклассную работу iconРабочая программа по истории 8 классы
Рабочая программа по истории для 8 класса разаботана в соответствии с общими целями основного общего образования по истории. Реализация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск