Анализ работы школьной библиотеки
МБОУ Краснокаменской СОШ №4
за 2011-2012 учебный год Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Она призвана информировать, образовывать, просвещать читателя, приобщать его к чтению, к книге, содействуя тем самым реализации целей и задач темы, над которой работает ОУ - «Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе воспитания и обучения учащихся».
Школьная библиотека – это неотъемлемая часть образовательного процесса.
Важной целью библиотеки является подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе; создание комфортной информационно-библиотечной среды через сочетание различных форм работы школьной библиотеки с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.
Цель работы школьной библиотеки:
Повышение уровня информационной культуры участников образовательного процесса. Перед библиотекой в 2012-2013 учебном году стоят следующие задачи:
1.Поддержание и обеспечение образовательных целей школы.
2Формирование качественного библиотечного фонда.
3.Расширение кругозора участников образовательного процесса:
• развитие навыков литературного чтения;
• развитие общеучебных навыков;
• повышение культурного уровня.
4.Оказание учебно-методической помощи участникам образовательного процесса:
• формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, умения
отбора необходимой литературы, оказание помощи в поиске, обработке информации;
• развитие коммуникативных навыков.
5.Ведение базы данных, справочно-библиографического аппарата библиотеки.
6 Информационно-библиографическое обслуживание читателей, проведение уроков информационной грамотности.
7.Популяризировать литературу с помощью индивидуальных и массовых форм работы.
8 Взаимодействовать с библиотекой ДК, другими библиотеками
Главная задача работы библиотеки: научить детей рациональным приемам работы с книгой, поиску, анализу материала, привить учения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности. Научиться быстро, реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию.
Библиотека представляет собой абонемент и читальный зал. Так как библиотека обеспечивает каждого ученика учебниками, то он является также читателем библиотеки. Книга, прочитанная в детстве, запоминается на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие человека, на мировосприятие, вырабатывает определенные нормы поведения, помогает вырасти просвещенным, творческим интеллигентным, с добрым сердцем, чуткой совестью и одновременно активным, смелым, умеющим постоять за себя и свои убеждения. Тенденцией снижения уровня чтения в стране и в нашей библиотеке в частности являются: чрезмерное увлечение теле-,видео-, аудиопродукцией, недостаток интересных книг особенно для детей-подростков, преобладание «делового чтения» вследствие усложненной школьной программы, когда свободного времени на чтение для души не остается, отсутствие интереса к чтению детей со стороны родителей, снижение социального уровня семьи, когда семья не может купить нужную детскую книгу или журнал для домашней библиотеки. В последние годы чтение из сферы культуры, обогащающей внутренний мир человека, стремительно уходит в сферу информации и развлечения (утрачивается личностный смысл), превращаясь, с одной стороны в сугубо прикладную деятельность, связанную с работой или учебой, с другой -примитивно развлекательную. Книгой стали пользоваться, с книгой стали работать, но не читать. Основные показатели работы библиотеки
за 2011-2012 учебный год.
Общий фонд- 18579
Фонд учебников- 5827
Фонд художественной и познавательной литературы- 11663
Электронные издания- 48
Количество читателей учащихся – 535
педагогов - 43
другие - 15
Количество книговыдачи- 4699
Количество посещений- 5168
Обращаемость- 0,6
Читаемость- 21,22
Посещаемость- 8,99
Количество уроков информационной культуры- 26
Оформлено книжных выставок- 26
Выдано тематических справок- 35
Количество утренников, обсуждений книг,
Уроков мужества, встреч с интересными людьми - 14
Совместных мероприятий с библиотекой ДК - 7
Читательские конференции 2
Ведется библиотечный кружок «Книголюб» с учащимися начальной школы.
Учащиеся обеспечены учебниками из библиотеки и обменного фонда. Учебниками обеспечиваются все учащиеся школы. Особое внимание уделяем многодетным семьям.
В библиотеке оформляются постоянно действующие книжные выставки, которые периодически пополняются и обновляются, проводятся уроки информационной культуры
Оформляются постоянно действующие книжные выставки, которые периодически пополняются и обновляются, создаются виртуальные книжные выставки, оформляются наглядные юбилейные стенды, есть информационный уголок для читателя.
Ведется работа с отрядом «Память», собирается и хранится информация о ветеранах Великой Отечественной войны живущих в поселке, создан виртуальный музей.
Собирается и обрабатывается информация о выпускниках нашей школы.
Принимаю участие в школьной научно-практической конференции и районных, краевых конкурсах.
№
п/п
| Содержание работы
| Срок
исполнения
| 1
| 2
| 3
| 1. Работа с фондом учебной литературы
| Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году
Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
работа с перспективными библиографическими изданиями (перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и региональным комплектом учебников);
составление совместно с учителями заказа на учебники;
формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний курирующих заместителей директора школы и руководителей методических объединений;
подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
| сентябрь-октябрь
ноябрь
| 2
| осуществление контроля выполнения сделанного заказа;
прием и обработка поступивших учебников:
оформление накладных.
запись в книгу суммарного учета.
штемпелевание.
оформление картотеки,
| май
по мере поступления
| 3
| Диагностика уровня обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой
| сентябрь
| 4
| Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий
| сентябрь
| 5
| Оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники»
| сентябрь
| 6
| Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ
| октябрь-ноябрь
| 7
| Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов)
| май
| 8
| Работа с резервным фондом учебников:
ведение учета;
Размещение для хранения;
| сентябрь-ноябрь
| 10
| Составление электронной базы данных «Учебники и учебные пособия»
| в течение года
| 11
| Пополнение постоянно действующей выставки «Учебник — твой помощник и друг»
| в течение года
| 2. Работа с фондом художественной литературы
| 1
| Обеспечение свободного доступа в библиотечно-информационном центре библиотеки:
• к художественному фонду (для учащихся 1-4-х классов);
• к фонду периодики (для всех учащихся и сотрудников)
| постоянно
| 2
| Выдача изданий читателям
| постоянно
| 3
| Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
| постоянно
| 4
| Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий
| постоянно
| 5
| Ведение работы по сохранности фонда
| постоянно
| 6
| Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей
| постоянно
| 7
| Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся
| декабрь, май
| 8
| Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами»
| в течение года
| 9
| Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа
| август
| 10
| Оформление новых разделителей:
•в зоне открытого доступа;
• полочные разделители по отделам;
| в течение года
| 3. Комплектование фонда периодики
| 1
| Оформление подписки на первое и второе полугодия
| октябрь, апрель
|
Справочно-библиографическая работа
№
п/п
| Содержание работы
| Срок
исполнения
| 1
| Электронная каталогизация учебников по классам
| май
| Работа с читателями
№
п/п
| Содержание работы
| Срок
исполнения
| Индивидуальная работа
| 1
| Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала школы, родителей
| постоянно
| 2
| Рекомендательные беседы при выдаче книг
| постоянно
| 3
| Беседы со школьниками о прочитанном
| постоянно
| 4
| Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку
| по мере поступления
| 5
| Выставка одной книги «Это новинка!»
| по мере поступления
| 6
| «Десять любимых книг» - рейтинг самых популярных изданий (оформление выставки)
| май
| Работа с библиотечным активом
| 1
| Заседание школьного библиотечного актива «Память»
| один раз в четверть
|
| Работа с родительской общественностью
|
| 1
| Составление библиографического списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления, выступление на родительских собраниях
| апрель-июнь, сентябрь
| 2
| Участие в работе педагогического совета, подготовка материалов по темам:
«Школьные учебники: выбор, обеспечение и использование»;
| по плану проведения педсоветов
| Работа с педагогическим коллективом
| 1
| Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах
| Периодически (на совещаниях)
| 2
| Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году
| апрель
| 3
| Участие в подготовке Дня учителя (подбор материалов, разработок)
| сентябрь
| Работа с учащимися школы
| 1
| Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки
| постоянно
| 2
| Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей
| один раз в четверть
| 3
| Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотечно-информационном центре школьной библиотеки, о культуре чтения книг и журнальной периодики
| постоянно
| 4
| Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации «Я — книга! Я — товарищ твой!», «Мы выбираем здоровье!»
| август
| 5
| Подготовка рекомендаций для читателей — школьников в соответствии с возрастными категориями
| постоянно
| 7
| «Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году
| май
| 8
| Привлечение школьников к ответственности за причиненный ущерб книге, учебнику, периодическому изданию
| по мере необходимости
| Библиотечно-библиографические и информационные знания — учащимся школы
| 1
| 1-й класс
Тема № 1. Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки)?
Тема № 2. Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт)
|
январь
май
| 2
| 2-й класс
Тема № 1. Роль и назначение библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе
Тема № 2. Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация
| ноябрь
январь
| 3
| 3-й класс
Тема № 1. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы)
Тема № 2. Выбор книг в библиотеке. Что такое каталог и его назначение в библиотеке? Первое знакомство с каталогом. Титульный лист и каталожная карточка, их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках
| ноябрь февраль
| 4
| 4-й класс
Тема № 1. «Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели
Тема № 2. История книги. Знакомство детей с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки
| декабрь апрель
| 5
| 5-й класс
Тема № 1. Как построена книга? Аннотация. Предисловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книге при выборе, чтении книг, при работе с ними
Тема № 2. Искусство книги. Оценка работы художника, понимание внешней и глубинной связи иллюстрации с текстом, знакомство с манерой, «почерком» художника, его творческой индивидуальностью
| декабрь
апрель
| 6
| 6-й класс
Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог. Обучение самостоятельному поиску информации. Библиотечный каталог, картотека, библиографические указатели, тематические списки литературы. Титульный лист книги и каталожная карточка. Аннотация на каталожной карточке. Шифр. Основные деления. Расположение карточек в каталоге и книг на полке
| ноябрь
| 7
| 7-й класс
Выбор книг. Понятие «библиография», ее назначение. Библиографические указатели и их отличие от систематического каталога. Как пользоваться указателем при выборе книг? Справочная литература. Расширение знаний школьников о справочной литературе. Привитие интереса к справочной литературе, обучение умению пользоваться ею
| декабрь
| 8
| 8-й класс
Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура, назначение. Алфавитный каталог. Справочная литература. Энциклопедии: универсальная (БСЭ), отраслевые (историческая, литературная, физическая и др.). Поиск литературы с помощью систематического каталога
| апрель
| 9
| 9-й класс
Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары, публицистические произведения
| февраль
| 10
| 10-й класс
Техника интеллектуального труда. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно-популярной, учебной, справочной литературы. Составление плана. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Библиографическое оформление цитат и выписок. Список использованной литературы. Оформление реферата, конспекта, доклада
| март
| Массовая работа
| 1
| Выставка учебных изданий к предметным неделям
| по предметным неделям
| 2
| Ежемесячные выставки к юбилейным датам русских писателей
| в течение года
| 3
| Выставки к юбилейным датам зарубежных писателей
| в течение года
| 4
| Выставки книг юбиляров
| в течение года
| 5
| Неделя русского языка и литературы (подбор материала к школьным газетам, викторинам)
|
| 6
| Неделя математики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам)
|
| 7
| Неделя естественно - научного цикла (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам)
|
| 8
| Неделя информатики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам)
|
| 10
| Патриотический месячник «Моя семья и война» (подбор материалов к выступлениям, рефератам)
| апрель-май
| 11
| Выпускной вечер (подбор материалов 9-е и 11-е классы)
| май-июнь
| 12
| Неделя детской книги с 20-31 марта:
«Здравствуй, книга детская» 1 класс;
«Там, на неведомых дорожках …» (выставка по сказкам А.С. Пушкина) 1-4 классы;
Конкурс знатоков в области художественной литературы. (викторина по сказкам А.С. Пушкина) 2-4 классы;
Презентация: «В стране сказок». 1-5 классы;
Мудрости начала (конкурсная программа по русским пословицам и поговоркам).
| март
март
| 13
| Литературная гостиная Книги-юбиляры
| декабрь,
апрель
| Реклама библиотеки
1. Создание фирменного стиля
| 1
| Создание буклета школьной библиотеки
| сентябрь
| 2
| Красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы
| октябрь
| 3
| Конкурс среди учащихся: Изготовление экслибриса и визитной карточки школьной библиотеки
| в течение года
| 2. Рекламная деятельность библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
| 1
| Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классных собраниях, родительских собраниях)
| постоянно
| 2
| Наглядная реклама (информационные объявления о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой)
| постоянно
| 3
| Оформление информационных стендов-папок:
«Правила пользования книгой»;
«Правила поведения в библиотеке»
| в течение года
| 4
| Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку
| в течение года
| 5
| Информирование пользователей о режиме работы
| сентябрь
| 6
| Проведение недели детской книги
| март
| 7
| Своевременное информирование пользователей о проведении в библиотеке массовых мероприятий
| По мере необходимости
| Профессиональное развитие
| 1
| Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей
| по плану районного МО библиотекарей
| 3
| Освоение новых систем автоматизированного комплектования литературы
| в течение года
| 4
| Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере, приемов владения библиотечной компьютерной программой «МАРК». Продолжение ведения электронного каталога учебников
| в течение года
| |