Скачать 262.22 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики ЧР ГОУ «Чувашский Республиканский институт образования» Минобразования Чувашии Проектная работа на тему: «Методическая разработка урока биологии в 8 классе «Витамины» Выполнила Директорова Зоя Геннадьевна учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Чебоксары Чебоксары 2011 г. Оглавление
Аннотация. При изучении всех тем курса биологии в 8-м классе, нужно уделить особое внимание формированию понятия о целостности человеческого организма, раскрывая взаимосвязи и взаимодействия органов, тканей и клеток организма в процессе онтогенетического развития. В этих целях необходимо уделить большое внимание на формирование представлений и понятий учащихся об обмене веществ, так как благодаря ему каждый организм поддерживает свое существование, растет и развивается. Обмен веществ определяет цикличность жизни: рождение, рост и развитие, старение и смерть. [2] Теме «Обмен веществ и энергии» по программе отводится 3 часа. После первого урока «Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни» логически правильно перейти к изучению темы «Витамины». Такая последовательность изучения связано с тем, что обмен веществ в организме протекает при непосредственном участии витаминов. Они входят в состав более ста ферментов, запускающих огромное число химических реакций, способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к всё ухудшающейся экологической обстановке.[6] Но немногим точно известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для нашего здоровья, как и когда нужно принимать витамины и в каком количестве. Таким образом, изучение темы «Витамины» в школе наиболее актуальна в наши дни. При изучении темы «Витамины» решаются важнейшие образовательные, воспитательные и практические задачи. Полноценное питание, богатое витаминами – неотъемлемая часть нормального протекания процесса обмена веществ в организме. Поэтому, в ходе урока необходимо доказать, что витамины играют важную роль в нормальной жизнедеятельности организма человека, содействовать осознанию учащимися ответственности за сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих. Материал урока связан с использованием приобретенных знаний для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, а так же других заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.[8] С целью активизации познавательного интереса урок можно начинать с постановки проблемной задачи. Использование средств ИКТ, схем, демонстрация моделей овощей и фруктов и натуральных объектов помогает учащимся более эффективно усваивать учебный материал.[7] При подготовке учащихся к докладам необходимо дать возможность использовать дополнительную литературу, материал из ранее подготовленных докладов.[10] Конкретизирует и дополняет содержание урока чтение стишков, дополнительная информация о витаминах.[11] Основная часть Технологическая карта урока.
Тема программы: Обмен веществ и энергии. Тема урока: витамины. Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цель урока: Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания. Задачи урока: образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в обмене веществ в организме, понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах и мерах профилактики. развивающие: продолжать развивать творческое мышление, интеллектуальные способности учащихся; формировать умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи; развивать навыки работы с текстом учебника, дополнительным источником информации. воспитательные: сформировать навыки работы в группах, развивать творчество и сотрудничество, содействовать стремлению быть здоровым. Методы и приемы: 1.Словесные (беседа, рассказ, объяснение, индивидуальные сообщения учащихся); 2.Наглядные (демонстрация изобразительных пособий, натуральных объектов и муляжей, компьютерных программ); 3.Практические (использование инструктивных карточек к самостоятельной работе). Оборудование: таблица «Витамины»; муляжи фруктов и овощей; натуральные объекты - лимон, апельсин, яблоки; витаминные препараты; компьютер, экран, проектор, уроки биологии Кирилла и Мефодия; раздаточные листы-таблицы «Последствия гиповитминоза и гипервитаминоза», цветные кружки.
Приветствие учителя, приветствие учащихся. Проверка школьных принадлежностей.
Организуется фронтальный опрос учащихся по теме «Обмен веществ»
Учитель читает проблемную задачу: Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки просили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий». Беседа учителя с учащимися. Учитель: как вы думаете, что спасло моряков от гибели? Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель сообщает учащимся тему урока: «Витамины». Учитель: Может ли человек жить без витаминов? Почему витамины необходимы человеку? Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Ко второй половине ХIХ века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим потребностям организма. Однако жизнь не всегда подтверждала правильность укоренившихся представлений о биологической полноценности пищи. Наблюдения и опыты врачей указывали на существование ряда болезней, непосредственно связанных с продуктами питания. Даже самая обильная пища сама по себе еще далеко не всегда защищала от подобных заболеваний и что для предупреждения и лечения таких заболеваний необходимо вводить в организм какие-то дополнительные вещества, которые содержатся не во всякой пище. Открытие витаминов связано с именем русского врача – педиатра Николая Ивановича Лунина. Учащиеся слушают сообщения об истории открытия витаминов (работы В.Н. Лунина, Х. Эйкмана, К. Функа). В ходе беседы учащиеся приходят к выводу:
Учитель: Из сообщений учащихся мы узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентами молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединении с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме. [1] Учащиеся записывают определение витаминов: Витамины – группа биологически активных органических соединений различной химической природы, поступающих в организм с пищей, необходимых для нормального протекания обмена веществ в организме. Витамины называют чудесной азбукой жизни. Известно около 20-30 видов витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е, К и т.д. Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В. Чтобы было понятно, о каком витамине идет речь, внизу справа ставят цифру: В1, В2, В3……В12. По растворимости витамины делятся на 2 группы:[7] Водорастворимые витамины впускаются в таблетированной и жидкой форме, жирорастворимые – в виде капсул на основе рыбьего или растительного жира. Как вы думаете, почему для лучшего усвоения витамина А овощные салаты рекомендуют заправлять растительным маслом ? ( Учащиеся отвечают).
Водорастворимые витамины.[5]
Жирорастворимые витамины.[5]
Мы убедились, что в организме человека витамины не образуются или образуются в недостаточных количествах. Витамины поступают в организм с пищей. Основными источниками витаминов являются растения, в которых они содержатся, или вещества, которые уже в самом организме превращаются в витамины. Имеются они и в пищевых продуктах животного происхождения, например в печени, яйцах, рыбьем жире и.т.д. Витамины оказывают сильное и специфическое влияние на рост, развитие, обмен веществ. Можно ли заменить недостаток одного витамина избытком другого? (Учащиеся отвечают).
Учитель: организму человека витамины требуются в ничтожных количествах, составляющих миллиграммы. Избыточное или недостаточное содержание витаминов в организме приводит к тяжелым последствиям. Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим предложенную вам таблицу: Последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза.[4]
Задание к таблице: Изучите самостоятельно таблицу и подготовьтесь к устному ответу на вопросы:
После обсуждения вопросов учитель рассказывает о симптомах авитаминозов А, С, D и т. д., с использованием материала электронного урока Кирилла и Мефодия. Учащиеся завершают заполнение таблицы в рабочей тетради (графа - симптомы авитаминоза и гиповитаминоза). Учитель: Как мы видим из таблицы, недостаток или избыток витаминов в организме оказываются небезразличными для нашего здоровья. Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Гиповитаминоз чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обмена веществ или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ.
Учитель: Ребята, что вы предпочитаете принимать в пищу, медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты? Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель: Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, ими нельзя перенасытить организм (кроме некоторых, например, витамин А), не вызывают токсемии – отравления. Поэтому каждый человек должен знать, как правильно готовить и хранить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Большую роль в сохранении витаминов играет правильное приготовление пищи. При действии высокой температуры в мясе теряется от 15 до 60% витаминов группы В, при варке овощей –до 20% витамины группы В и от 30 до 50% витамина С. Кроме того, они окисляются в воздухе. Витамин С разрушается при соприкосновении с медью и железом. Многие витамины разрушаются на свету.[1] В ходе беседы учащиеся приходят к выводу:
Учитель: Человек ест много консервированных продуктов. Хорошо это или плохо для его здоровья? Предложите возможные толкования пословицы- «Добрый повар доктора стоит». (учащиеся отвечают) Учитель читает стихотворение:[11] Нельзя жить на консервах Без свежих овощей. А лучше сок лимонный и апельсиновый пей И зубы будут крепче И зоркими глаза Тогда болеть не будет Никто и никогда. И не забудь – проблема И витаминов есть Их жизнь не долговечна Они способны разрушаться. Высокая температура И воздух при хранении Разрушат витамин До употребления.
Тест: 1.Витамины были открыты… а) Х. Эйкманом б) Н. Луниным в) К.Функом 2. Витамины - это… а) минеральные вещества б) органические вещества в) белки 3. Витамины участвуют в обмене веществ, потому что… а) входят в состав ферментов б) образуются в организме в) являются катализаторами 4. К водораствоаимым витаминам относятся… а) С, РР, группы В; б) D, А, Е; в) только группы В 5. В какой пище содержатся витамины? а) только в растительной б) в растительной и животной в) только в животной 6. Полное отсутствие в организме какого- либо витамина называют… а) гиповитаминоз б) гастрит в) авитаминоз 7. В каких условиях возникает гипервитаминоз? а) при питании растительной пищей б) при избытке витаминов в организме в) при недостатке витаминов в организме 8. Авитаминоз мореплавателей и путешественников… а) рахит б) куриная слепота в) цинга 9. какой витамин близок по строению к каротину? а) D, б) С, в) А 10. Какое заболевание развивается при авитаминозе D? а) бери- бери б) куриная слепота в) рахит 11. Должны ли витамины составлять большую часть веществ в рационе человека? а) да, б)нет 12.Витамин С содержится… а) только в растительной пище б) в животной и растительной пище в) только в животной пище Затем учитель собирает тесты. Учитель проверяет тесты и сообщает оценки на следующем уроке, объясняет ошибки и корректирует знания учащихся.
Организуется работа учащихся по вопросам (проекция вопросов на экран).
- Ребята, оцените урок с помощью разноцветных кружков. * Красный- мне работалось легко и интересно. * Зеленый- были небольшие затруднения.
Изучить параграф 37.Составить рецепт самого витаминизированного салата. Оформить его на отдельном листе и сдать учителю. На этом урок закончен . Я хочу пожелать вам здоровья, чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания сегодняшней темы урока позволили вам правильно питаться, применяя витамины. Список литературы:
Приложение Дополнительный материал к уроку. Знаете ли вы, что…[[7] Дефицит витамина Е приводит к появлению морщин. Табачный дым разрушает витамин С. Алкоголь разрушает витамины А и гр.В. Снотворные препараты затрудняют усвоение витаминов А, Е, В12, D. Витамины С и гр.В участвуют в поддержании иммунитета и поэтому могут замедлять процесс старения. Ячмени на глазах могут появляться при недостатке витамина А Экзема может быть связана с дефицитом витамина гр. В. В мозге больше всего витамина С содержится в гипоталамусе. Стишки о витаминах.[11] Хочешь быть, спортивным, ловким, Больше ешь чудо – морковки. От ангины лечит он, Замечательный лимон. Может быть товарищ - друг Это наш сердитый лук! Во всех видах молодец Наш хрустящий огурец. И прибавит в спорте сил Золотистый апельсин. Вырастают чубы густо Если на столе капуста. Не забудем, друзья наши Витаминные все каши. Помни истину простую- Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую Или пьет морковный сок. Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку. Черный хлеб полезен нам, И не только по утрам. От простуды и ангины Помогают апельсины. Ну, а лучше есть лимон, Хоть и очень кислый он. Рыбий жир всего полезней! Хоть противный – надо пить. Он спасает от болезней. Без болезней лучше жить. Свекла, яблоко, картофель, Репа, тыква, помидор… Витамины В имеют И отдать их нам сумеют. А я сочная капуста, Витаминами горжусь В голубцы, борщи, салаты Я, конечно, пригожусь. А какие вкусные Щи мои капустные. |
Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины" Образовательные: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организма | Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Витамины» фио (полностью)... Цель урока: усвоить понятия витамины и х связь с функциями человеческого организма | ||
Методическая разработка урока с мультимедийным приложением Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока биологии в 8 классе Автор: Почекина Е. Н., учитель биологии | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца" Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме «Строение... Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций | Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» Методическая разработка урока по химии на тему «электролитическая диссоциация» с использованием икт | ||
Методическая разработка урока в 4 классе по курсу «оркм и сэ» на тему: «Священные сооружения» Сформировать понятие «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему «Семья – надежда и опора» | ||
Методическая разработка урока по математике для 5 класса на тему «Простые и составные числа» Итоговая работа по модулю «Реализация требований фгос основного общего образования. Математика» | Урок ролевая игра на тему: «Экстремальные виды спорта. За и против.» Методическая разработка урока в 10 классе гимназии №397 Кировского района г. Санкт Петербурга в рамках конкурса | ||
Методическая разработка проектная работа в урочной и внеурочной деятельности... Обращение к школьникам города: девчонкам и мальчишкам, подросткам, старшеклассникам, всем и каждому | Методическая разработка урока Искусство (изо) в 5 классе на тему... Цель: Изучить влияние цвета в природе на эмоциональные ощущения и эстетические переживания человека |