Скачать 89.01 Kb.
|
Методическая разработка урока обществознания в 6 классе на тему « Семья – надежда и опора ». Автор: Ящуркаева Р.А. Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.п. МЕКЕН - ЮРТ КЛАСС: 6 ТИП УРОКА: комбинированный ТЕМА УРОКА: « Семья - надежда и опора » «В огромной Вселенной есть маленький уголок – отчий дом, где нас всегда ждет наша семья». ЦЕЛИ: развивать представление детей о роли семьи для всей жизни человека; уметь определять цель создания семьи; давать определение понятиям. ЗАДАЧИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, видеокамера, планшет, фотоаппарат, маркеры, книги: Конституция, Семейный кодекс РФ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: После этого урока ученики смогут: - дать определение понятию «семья»; - знать виды семьи; - иметь представление о современной семье. Отношения, ценности, внутренняя установка: - понять значение семьи в современном мире; - выказывать свое отношение к роли семьи; - оценивать современные модели семьи; - развитие навыков анализа, осмысления проблемы; ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
МЕТОДЫ: проблемно-поисковый и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ: объяснение, рассказ, использование межпредметных связей, организация самостоятельной работы с учебником. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Цель: обеспечить готовность к уроку. Ожидаемый результат: Готовность обучающихся к уроку. Постановка учебных задач на основе соотнесения известного и неизвестного по теме. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Педагогические приемы: приветствие Учитель: Добрый день, друзья! Снова наш урок. Как твоя семья, Расскажи, дружок? Все ли здоровы Близкие твои? Жаль, болеют снова Старики твои… 2.Психологический настрой Учитель: Друзья! Не обязательно быть такими серьезными. Лучше улыбнитесь друг другу! Ведь сегодня мы будем говорить на тему, близкую и родную для каждого из нас! Тема нашего урока « Семья ». Запишем ее в тетради. Цели для учащихся: Мы с вами выясним, что такое семья, какие отношения существуют в семье, какие проблемы возникают в современной семье, каким образом государство заботиться о семье (Слайд5) План урока (слайд 6)
3. Семейные отношения. 4. Государство и семья.
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. Ожидаемый результат: Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу. Педагогические приемы: фронтальная беседа Семья является значимой частью общества, её малой группой. (Небольшая по численности группа людей, объединенных общими целями, интересами, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.) Учитель: А какие еще группы мы знаем, друзья? -Большие. Учитель: А как же различать большие социальные группы? - По социальному положению (классы), по этнической принадлежности (нации народности), по возрасту (молодежь, трудоспособное население, нетрудоспособное население), по месту жительства (горожане и сельские жители), по половому признаку (мужчины и женщины), по профессиональной деятельности (люди умственного и физического труда). Учитель: Благодарю, друзья! 3.Новая тема. Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «Семья», воспитание ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга перед семьей будущего Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний Педагогические приемы: работа с учебником, анализ рисунков (межпредметная связь), фронтальная беседа. Первый вопрос: Что такое семья. (слайд7) Семья- это малая социальная группа, в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи- бабушки и дедушки. Человек, не имеющий семьи, чувствует себя одиноким. Семья остается той группой, в которой проходит записи актов гражданского состояния (загсах). Учитель: Что является обязательным условием оформления брака? Слайд 15: - К обязательным условиям его оформления относятся: · Достижение брачного возраста – 18 лет · Взаимное добровольное согласие · Отсутствие других браков · Отсутствие родственных связей между лицами, вступающими в брак Учитель: После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности (Семейный кодекс. Раздел 3. Глава 6. Личные права и обязанности супругов) Слайд 16: Супруги имеют право: · Выбора фамилии · Места жительства · Совместного решения вопросов воспитания и образования детей и др. Обязанности супругов: слайд 17 · Строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи · Заботиться о благополучии семьи и своих детей. В традиционном обществе в семье отец зарабатывал деньги и содержал семью, а мать вела домашнее хозяйство, следила за порядком, за воспитанием детей. Учитель: Какие изменения претерпела семья сейчас? - В современном обществе отец и мать работают и поровну делят домашние заботы. Сплоченность семьи характеризуется степенью взаимосвязанности ее членов, любви, душевной близости и крепости родственных уз. В индустриально развитых странах происходит переход от многодетной к среднедетной семье и малодетной. Семьи бывают супружеские (двухпоколенные) и многопоколенные. (Слайд18) Слайд19: -Как вы понимаете многодетная семья, среднедетная семья и малодетная семья? - Среднедетной ученые считают семью, имеющую 3 детей В РФ происходит переход к малодетной семье. Во всем мире возрастает количество неполных семей. Учитель: Какая семья считается неполной? - Неполная семья- это семья с ребенком, в которой нет супружеской пары. Это семья с одним родителем, чаще «материнская семья», есть такие неполные семьи, где дети проживают вообще без родителей у бабушек и дедушек или других родственников. Учитель: Мы уже сказали, что отношения в семье должны строиться на взаимопонимании. А какие еще можно выделить признаки благополучия в семье? Дети: Уважение, понимание, взаимопомощь, сопереживание, спокойствие, терпение, умение прощать, верность, забота, любовь. Учитель: Друзья, я попросила некоторых из вас подготовить рисунки на тему «Семья». Давайте, посмотрим их. Слайд 20 Четвертый вопрос: Государство и семья. Слайд 23 Государство разрабатывает и проводит политику, направленную на защиту семьи и прав ребенка. Конституция РФ закрепляет положение о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства Тревожный вопрос - В чем проявляется забота государства по укреплению семьи? СЛАЙД 24 Слайд 25: продолжение 1.Государство выплачивает денежное пособие по беременности и родам, при рождении ребенка, на малолетних детей. 2.Гарантирует бесплатное среднее образование и медицинское обслуживание 3.Оплачивает полностью или частично питание в школе детям из малообеспеченных семей. 4.Предоставляет льготы многодетным семьям. 5.Государственная программа «Дети России» особое внимание уделяет оказанию помощи детям- сиротам, детям- инвалидам. Дети: Можно мы споем песню о семье? Учитель: Конечно же, можно! Слайд21. 4.Обобщение и закрепление Цель: закрепление нового знания Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения) Друзья, наш урок был посвящен близкой для каждого нормального человека теме: «Семья». Что самое важное мы выяснили для себя? - Что такое семья? Слайд6 Это малая группа (объединение людей), основанная на браке или на кровном родстве, связанная общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Учитель: Какие функции выполняет семья? - Обеспечивает продолжение человеческого рода -Берет на себя воспитание детей -Удовлетворяет потребности человека в любви и взаимопомощи -Играет важную роль в организации домашнего хозяйства, ведения семейного бюджета. Давайте составим синквейн к слову семья. Слайд 26-27 5.ИТОГ УРОКА Цель: подведение итогов урока Ожидаемый результат: понятие учащимися важности семьи, воспитание чувства гордости и ответственности за свою семью Педагогические приемы: межпредметная связь с литературой (чтение стихов) Основное понятие Семья- мир самых родных людей. Верность, забота, согласие, уважение к родителям, взаимопонимание, любовь - основа семьи. Я подготовила небольшое стихотворение о семье. Этим стихотворением мы и закончим наш урок. Cлайд3 Чтобы не случилось, Вспоминаю я. Мне ночами снилось - Ждет меня семья. Куда ты повернула Кривая колея? А я туда свернула, Где ждет меня семья. Там в отчем доме старом Отец и братья ждут, Нет с ними моей мамы, И все ж меня там ждут! Семья. 6. РЕФЛЕКСИЯ. Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться. 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Параграф 14, написать эссе на тему « Моя семья ». Слайд29 ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ: Учебник: А.И. Кравченко Обществознание, 6 класс. Москва, Русское слово. 2011г. Конституция РФ, Семейный кодекс РФ Е.Н. Сорокина Поурочные планы по обществознанию 6 класс Москва Глобус 2011 г Е.Б. Биянова Поурочные разработки по обществознанию 6 класс Москва ВАКО 2012 г. |