Скачать 192.2 Kb.
|
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках литературы как средство развития познавательной активности и повышения качества знаний учащихся» Выполнила работу: учитель русского языка и литературы I категории МОУ СОШ № 39 Муравьева Татьяна Николаевна Содержание Введение...............................................................................................3
технология..............................................................................................6-11
Введение Сегодня никому не надо доказывать важность использования ИКТ в учебном и воспитательном процессе. Проектная деятельность учащегося – одна из важнейших его составляющих. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки по структуре задачи, этапах её выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Как элемент учебного процесса она оказывается очень эффективной и предоставляет учащимся максимум свободы в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к её решению и способствует творческому развитию личности. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку, наконец, сам учитель в полной мере реализует свои цели в образовании и развитии учащихся, опираясь на неё и новые информационные технологии. Использование метода учебных проектов в педагогической работе также определяется необходимостью формирования личности XXI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация. Цель данной работы заключается в рассмотрении метода проектов как способа организации педагогического процесса. Основными задачами данной работы являются:
История возникновения и развития метода учебных проектов в нашей стране. История использования проектирования в обучении восходит своими корнями к рубежу XIX-XX вв. Л.Н. Толстой одним из первых выдвинул принцип комплексности в образовании и критиковал односторонность предметного преподавания в школе. Именно идея объединения различных областей знаний легла в дальнейшем в основу метода проектов, как бы его ни называли. В нашей стране на методе проектов была построена система обучения в 1920-е гг., когда отменили школьные предметы, а учащиеся Единой трудовой школы, объединяясь в команды, разрабатывали междисциплинарные проекты – «Осень», «Труд крестьянина», «Великая Октябрьская Социалистическая революция» и др. Под проект подбирались литературные произведения, решались задачи с определённой тематикой, рассматривались исторические вопросы (самого предмета истории как такового не было, а была «История классовой борьбы») – например, какие события происходили осенью, весной, зимой, в каких событиях особую роль играли рабочие или крестьяне. Так и строились проекты – уроков не было, были консультации у учителей по отдельным вопросам. Задумка была связана с тем, чтобы сделать процесс образования более практико-ориентированным (а для того времени ещё и идеологически направленным), усилить мотивацию учащихся, способствовать их развитию через коллективную работу, творчество, создать единую картину видения мира, не разделённую по областям школьных предметов. Все эти задумки и сегодня выглядят современными и актуальными, о них периодически вспоминают при критике традиционной классно-урочной системы. Но что получилось на практике? Резко упал уровень базовых знаний – школьники стали хуже считать, писать, читать. Конечно, не стоит забывать, что всё это происходило на фоне борьбы с неграмотностью, успехи которой в 1920-е гг. сегодня признаются учёными несколько преувеличенными, но всё же они были значительными – бессмысленно это отрицать. Провалы в подготовке были особенно наглядными при поступлении абитуриентов в высшие учебные заведения – фиксировалось до 50% неудовлетворительных ответов по русскому языку и простейшей математике. Всё это и подвигло правительство к завершению эксперимента и возвращению к привычной классно-урочной системе. Известное постановление « О педагогических извращений в системе Наркомпроса» окончательно восстановило классно-урочную систему (необходимо отметить, что не все школы, и в Москве ещё в середине 1920 –х гг. оставались гимназии с традиционной дореволюционной системой преподавания). В 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришёл из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Ученическое проектирование как педагогическая технология. В последнее десятилетие метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предметом специальных научных исследований. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
Единого подхода к пониманию и определению проектной деятельности в образовании нет, существует огромное количество классификаций проектов, основанных на разных критериях (наиболее распространённые из них представлены в таблице).
Метод проектов – это деятельность школьников, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение исследовательской и социально значимой проблемы. Проект предусматривает сочетание индивидуально-творческой и самостоятельной познавательно-поисковой работы. Проект – это работа над выбранной темой, где главным является содержание и представление результатов. Проектная деятельность включает основные принципы компетентностного подхода: - повышается мотивация к изучению предмета; - воспитывается положительное отношение к учению; - имеет воспитательную и образовательную ценность; - удовлетворяется потребность школьников в самореализации; - задание становится для учащихся значимым; - обучение происходит через деятельность; - возрастает ценность полученных результатов для учащихся; - у школьников происходит осознание процесса обучения; - воспитывается умение интегрировать все полученные ранее знания, умения и навыки; -проект затрагивает реальные и важные для учащихся проблемы и темы. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотивацию деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определённых условиях. Можно представить схему, из которой складывается план учебного проекта. Проблема проекта «Почему?» Актуальность (это важно для меня лично) проблемы - мотивация Цель проекта «Зачем?» Целеполагание ( мы делаем проект) Задача проекта «Что?» Постановка задач (для этого мы делаем) Методы и способы «Как?» Выбор способов и (мы это можем делать) методов, планирование Результат «Что получится?» Ожидаемый результат (как решение проблемы) Результатом работы является «продукт», то есть средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный продукт должен быть представлен в виде презентации. В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления. Метод проектов позволяет развивать у школьников в единстве и взаимосвязи все компоненты лингвистической компетенции. Проектная деятельность учит школьников:
Кроме того в процессе проектной деятельности происходит формирование ценностных ориентаций и мотив познавательной деятельности. Этапы работы над исследовательским проектом включает в себя:
Проекты на уроках внеклассного чтения. Главная цель уроков литературы – воспитание читателя. Но для его формирования необходимо стимулирование интереса к чтению, развитие умений самостоятельно оценивать произведение. Этим целям вполне отвечают уроки внеклассного чтения. Формы уроков внеклассного чтения могут быть самыми разнообразными:
и т.д. В связи со снижением в настоящее время интереса к художественной литературе какая-то часть учащихся не приобщается к дополнительному чтению. Заинтересовать учеников, включить в работу практически каждого из них можно с помощью применения современных методик, в том числе и метода проекта. От начала и до конца он задумывается и планируется учителем для выполнения своих педагогических и воспитательных целей. Наиболее часто используется групповая форма (каждая группа в классе работает над своей частью проекта). Участвовать в проекте должны все школьники. Проекты, связанные с учебным курсом, планируется в соответствии с тематическим планом изучения учебного материала. Практика показала, что для учащихся 5-9-х классов учебные проекты лучше планировать на один урок, в таком случае на втором уроке возможна защита проектов. Для старшеклассников учебный проект может занимать серию уроков. На всех этапах подготовки и проведения урока значительную роль играют консультации учителя, его инструктаж к выполнению самостоятельной работы, наблюдение за ходом подготовки школьников к уроку и развитием их читательских интересов; умение координировать деятельность многих, считаясь с желаниями каждого и разумно учитывая их; рекомендации, касающиеся отбора и самостоятельного чтения книг. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть концерты, видеофильмы, презентации, журнал ... Примеры проектов, которые могут быть использованы на уроках внеклассного чтения (из опыта работы): «Защитники тверской земли» («Повесть о святом благоверном князе М.Тверском»); «Проблема истинной красоты» (Сказка О.Уайльда «Мальчик – звезда»); «По гордым волжским берегам...» ( Заочное путешествие по пушкинским местам Верхневолжья); «Три злодейства» (Повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»); «У войны – не женское лицо» (Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и документальная книга С.Алексиевич «У войны – не женское лицо»); «Война и дети» (Рассказ В.Богомолова «Иван», повесть В.Катаева «Сын полка»); «Обелиски мужества» (Стихи погибших поэтов); «Зорко одно лишь сердце» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). Если ученик хочет научиться получать удовольствие от общения с книгой, интеллектуально и духовно развиваться, познавать себя и самореализовываться, он должен научиться вести самостоятельный внутренний диалог с писателем, задавать вопросы, без ответа на которые человеческая жизнь станет биологическим существованием. Ведь именно литература определяет будущее человека – отнюдь не политика и не экономика. Проект «Проблема истинной красоты» (урок внеклассного чтения по сказке О.Уайльда «Мальчик – звезда»). Цель данной работы – показать роль метода проектов на уроке внеклассного чтения. Задачи работы:
Диагностические цели проекта:
Методические задачи проекта:
человека – в гармонии его внешности и его внутреннего мира;
Методы познания: чтение, наблюдение, анализ, синтез. Источники информации: текст сказки О.Уайльда «Мальчик – звезда», собственный жизненный опыт учащихся. Область знаний: литература (монопроект). Вид самостоятельной деятельности: групповая работа. Доминирующий вид деятельности: исследовательская работа. Характер координации проекта: непосредственный. Характер контактов: среди участников одного класса (5 класс). Продолжительность проекта: 2 урока и неделя для оформления (иллюстрированного и речевого) диафильма. Ход урока.
Оцениваются следующие межпредметные компетенции: умение работать в группе, полнота, аргументированность, убедительность ответов, эрудиция, межпредметные связи, культура речи, чувство времени, ответственное отношение, готовность к дискуссии, контактность. А так же объём и глубина знаний по теме. Планы работы групп. Группа №1.
передний план задний план слева справа фон
Группа №2
Группа №3
Выводы.
Завершение работы над проектом. Нравственное становление героя можно проследить в ходе выполнения творческой работы – создания диафильма по этой сказке. Составление сценария диафильма позволяет сделать процесс духовного роста героя «зримым», активизирую воображение и видение ребят, а также обратить внимание на художественные детали, с помощью которых автор показывает нам изменения во внутреннем мире Мальчика – звезды. При «просмотре» диафильма важно оценить, удалось ли его создателям донести до зрителей идеи автора. Заключение. Успешность в современном мире во многом определяется способностью человека быть организатором своей учебной и трудовой деятельности как проекта, т.е. умением определять ближнюю и дальнюю перспективы, найти возможность для поиска и привлечения необходимых ресурсов, наметить план действий и, претворив его в жизнь, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Этому учит метод проектов. При осуществлении проекта ценны не только результаты, но и сам процесс, которой позволяет учащимся чувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся лучше понять друг друга. Всё это говорит о том, что у метода учебных проектов, несомненно, есть будущее. Список литературы 1. Брыкова О.А. Проектная деятельность в учебном процессе. М., 2006. 2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М., 2005. 3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003. 4. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка./РЯШ,2008, №6. 5. Микшис Е.А. Личностное развитие школьников в процессе реализации группового проекта. / Воспитание школьников в процессе реализации группового проекта, 2010, №1. 6. Дмитриев В.А.Технология инновационного проектирования. / Школьные технологии, 2006, №1. 7. Возможности организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в средней школы. / Школьные технологии, 2008, №6. 8. Черепанова Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку. / Русская словесность, 2006, №5. 9. Ковина Л.Н. Метод проекта на современном уроке литературы./ Русская словесность, 2007, №3. 10. Тимошкина Г. Проектная деятельность на уроке внеклассного чтения. / Учитель, 2008, №3. 11. Кобызева О. Организация проектной деятельности на уроках. / Учитель, 2008, №3. 12. Пименова И. Развитие культуры мышления через проектную деятельность на уроках. / Учитель, 2009, №4. 13. Лобзова Е.В. Организация проектной деятельности учащихся как способ обновления содержания образования. / Образование в современной школе, 2008, №1. 14. Яковлев В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе./ Образование в современной школе, 2008, №1. |
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся ... | Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся | ||
Методическая разработка «Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии» | Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» «…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс... | ||
Доклад: «Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний,... Тема: Дополнительные формы обучения и тестовый контроль знаний, как средство повышения активности и самостоятельности, учащихся на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектная деятельность как способ развития творческих способностей и познавательной активности у учащихся | ||
«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной... Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6 | Инновационного педагогического опыта Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития... | ||
Использование икт на уроках английского языка как средство формирования... Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся | О рга низация групповой работы через игровые методики, как средство... Организация групповой работы через игровые методики, как средство повышения познавательной активности обучающихся | ||
Методическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках... «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий» | Методическая разработка на тему: Приемы работы на уроках физики для... Комплексный подход к военно-патриотическому воспитанию суворовцев на уроках физики | ||
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной... Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают... | Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности... Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории | ||
Виды деятельности «Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся» | Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к предмету,... «Формирование интереса к предмету, развитие познавательной активности обучающихся на уроках физики» |