Инновационного педагогического опыта





Скачать 133.32 Kb.
НазваниеИнновационного педагогического опыта
Дата публикации22.06.2014
Размер133.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Публичное представление инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы МОУ «Лицей№31»

городского округа Саранск Республики Мордовия

Думшевой Надежды Валентиновны


Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся


С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ»,который внес серьезные изменения в структуру образования. Премьер-министр РФ Д.А.Медведев в своем видеоблоге заявил: «Новый закон не только отражает те изменения, которые произошли в сфере образования за последние годы, но и задает новые цели и стандарты».

Образование сейчас немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем информационном обществе, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс. Сегодня современный учитель в современной школе - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии.

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Инновации — это новые виды деятельности, технологии, разработки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

Тема инновационного педагогического опыта:

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся.



1. Актуальность и перспективность опыта

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

В наше непростое время высоких скоростей и новейших технологий найти себя бывает непросто. Сегодня востребованы люди творчески активные, мобильные, способные самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач.

Следует отметить, что сегодня меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы.  В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии.  Применение электронных образовательных ресурсов объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Вопросы активизации познавательной активности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современных тенденций образования и практической деятельности. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной активности учащихся

    Применение электронных образовательных ресурсов на уроках - эффективный способ активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники и электронных учебников делает урок насыщенным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть востребованными и успешными.
2. Концептуальность

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов обучения с использованием электронных образовательных ресурсов.

Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к русскому языку и литературе, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. И этими средствами являются электронные образовательные ресурсы.

Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет- это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся, в связи с тем или иным побуждающим его мотивом (Фридман, Кулагина. Психологический справочник учителя.- М., Просвещение, 1991). Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, который становится таковым в результате применения ЭОР.

Поэтому приоритетным направлением в своей работе я считаю внедрение в образовательный процесс элементов компьютерной технологии. Почему меня привлекает именно этот метод?

Во-первых, применение электронных образовательных ресурсов на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование электронных образовательных ресурсов позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Новизна опыта:

В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;

  • в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";

  • в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.

- в использовании электронных учебников

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:

принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, индивидуализации в условиях коллективной работы.

Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

   Также к числу основных принципов и приемов моего опыта относятся стимулирование  разнообразия творческой деятельности учащихся, повышение исследовательской деятельности в учебном процессе с помощью компьютерных технологий.

В своей практике использую различные приёмы развития познавательной деятельности. Основными средствами активизации познавательной активности учащихся, являются:

использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать решение других учеников.

Основные направления использования компьютерных технологий на моих уроках следующие:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

  • Тренажёр (подготовка к ГИА и ЕГЭ)

  • Контроль за умениями, навыками учащихся

  • Самостоятельная исследовательская, творческая работа учащихся

В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. С большим желанием учащиеся готовят презентации и сообщения к урокам, становясь таким образом вместе с учителем полноправными участниками образовательного процесса.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес учащихся к предмету, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и Интернет-ресурсов.
3. Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта явились следующие труды:

1. А.В.Осин «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» М.: Агенство «Издательский сервис»,2010

2. Информационные технологии в образовании. Материалы научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

3.А.В.Осин «Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопрсах и ответах» М.: Агенство «Социальный проект», 2007

4.Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» М.: Азимут-Центр, 2011

5. Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

6.С.В. Кульневич,Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок» (практическое пособие). Воронеж,2006

7. Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г
4. Ведущая педагогическая идея

Использование электронных образовательных ресурсов как средства построения индивидуальной учебной траектории с целью воспитания креативной, интеллектуальной, духовно богатой личности.

Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность, которая придавала бы учёбе значимый для ребёнка смысл. Стремлюсь удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; учитываю индивидуальные особенности личности школьника; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения с использованием электронных образовательных ресурсов; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.
5. Оптимальность и эффективность средств

Оптимальность и эффективность средств просматривается в следующем:

- активизируется познавательная деятельность учащихся в результате использования ЭОР на уроках русского языка и литературы

- выстраивается индивидуальная образовательная траектория для ученика,

- оптимизируется исследовательская деятельность как в классе, так и дома;

- создаются условия для самостоятельного выбора учащимся уровня сложности заданий,

- организуется широкий доступ ученика к информационным источникам (энциклопедиям; словарям; орфографическому справочнику для поиска способа проверки той или иной орфограммы; школьному справочнику лингвистических терминов и пр.);

- учащийся получает возможность вступить в виртуальный диалог с персонажами учебника.

Все это усиливает учебную мотивацию, обеспечивает компетентностный подход к обучению, делает процесс обучения более эффективным.

В процессе работы я заметила: чем чаще используешь ЭОР в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон их применения. В своей педагогической практике я широко применяю следующие виды : электронные учебники («Репетитор по русскому языку», «Репетитор по литературе», электронные приложения к учебникам), цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, фрагменты из фильмов по программным произведениям.

В результате использования вышеописанных приемов в изучении русского языка и литературы удается:

- раскрыть всесторонние способности учащихся;

- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

- научить учащихся быть более уверенными в себе;

- научить использовать полученные знания в различных ситуациях;

- повысить качество знаний учащихся,

- сформировать навыки, позволяющие продолжить дальнейшее обучение,

От того, насколько продумана учителем организация учебного процесса, во многом зависит успех преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умение на практике в устной и письменной речи применять их.

Следовательно, эффективность обучения русскому языку и литературе во многом определяется тем, насколько совершенны и целесообразны организационные формы, используемые педагогом. Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в различных ситуациях. Учащиеся на уроках русского языка и литературы должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы. Чтобы это состоялось, необходимо преодолеть препятствие, которым становится сам урок в его сложившихся дидактических формах. Как же быть?

Использование электронных образовательных ресурсов- верный шаг в решении этого вопроса, оптимальный способ активизации познавательной деятельности учащихся.

6. Результативность опыта

В результате использования электронных образовательных ресурсов удалось:

- активизировать учебный процесс;

- сформировать устойчивые познавательные интересы;

-выработать умения и навыки ориентирования в информационном пространстве

- повысить нравственный и интеллектуальный уровень учащихся;

-уметь применять полученные умения и навыки в практической деятельности.

Данный педагогический опыт ориентирован в моей деятельности на конкретный результат.
1. Выпускники 11Акл. успешно сдали ЕГЭ по русскому языку(2012-2013уч.год). Результаты: средний балл по классу(71,77) значительно выше среднего балла по РМ(65,14).

2.Учащиеся Артамонова А., Малкерова К. успешно сдали ЕГЭ по литературе (2012-2013 уч. год) - средний балл-65,0,средний балл по РМ-61,61.

3.Учашиеся 9кл. показали оптимальные результаты при сдаче ГИА по русскому языку.Результаты:9Б,9В кл.(2010-2011уч.год)-83%качества,средний балл по классу-31,72, средний балл по РМ-29,1; 9А кл.(2011-2012 уч.год) средний балл по классу-4,42; средний балл по РМ-3,87.

Также конкретный результат моей деятельности проявляется в успешном участии моих учеников во Всероссийской предметной олимпиаде различного уровня, так как использование ЭОР позволяет эффективно и целенаправленно проводить подготовку учащихся к олимпиадам.



Год

ФИО

Класс

Наименование предмета

Уровень

Результат


2010-2011

Чекмаева Анна

9Б класс

Русский язык

Муниципальный

Призёр

2010-2011

Галявиева Лилия

8А класс

Литература

Муниципальный

Призёр

2010-2011

Артамонова Анастасия



класс

Литература

Муниципальный

Победитель

2010-2011

Артамонова Анастасия

9Б класс

Литература

Республиканский

Участие

2011-2012

Галявиева Лилия

9А класс

Литература

Муниципальный

Победитель

2011-2012

Галявиева Лилия

9А класс

Литература

Республиканский

Призёр

2011-2012

Артамонова Анастасия

10А класс

Литература

Республиканский

Призёр

2012-2013

Галявиева Лилия

10А класс

Русский язык

Муниципальный

Призёр

2012-2013

Галявиева Лилия

10А класс

Литература

Муниципальный

Призёр

2012-2013

Галявиева Лилия

10А класс

Русский язык

Республиканский

Участие

2012-2013

Галявиева Лилия

10А класс

Литература

Республиканский

Участие



7. Возможность тиражирования

1. Научно-практические семинары, семинары-практикумы, мастер- классы предметных кафедр, педагогические советы.

2. Научно-практические конференции.

3.Размещение научно-методических материалов на сайте www.nsportal.ru/dumsheva-nadezhda-valentinovna и на интернет – портале http://www.proshkolu.ru/

4. Размещение научно-методических материалов на сайте по адресу http://www.schoolrm.ru/

5. Мастер – классы для студентов-практикантов филологических факультетов МГУ имени Н.П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева

8. Приложения

1.Урок-исследование по повести-феерии А.Грина «Алые паруса» «Любить, мечтать и верить».6Акласс. Презентация к уроку. Приложение: фрагмент фильма «Алые паруса».

2.Урок развития речи «Вера. Флот. Отечество. Адмирал Ушаков-Святой Земли Мордовской». Подготовка к сочинению-рассуждению. Презентация к уроку№1.Презентация№2 «Непобедимый Ф.Ф.Ушаков».

3.Урок-исследование «Возможно ли духовное прозрение героини рассказа А.П.Чехова «Анна на шее»? (Метод аналитического чтения). Презентация к уроку.

4.Исследовательская работа «Назывные предложения в художественной литературе». Презентация по теме работы.

5.Исследовательская работа «Проблемы речевой культуры в современном обществе». Презентация по теме.

6.Урок литературы в музее. «О доблестях, о подвигах, о славе…», посвященный подвигу С.Н. Голубева. Фотоальбом.

7.Интегративный подход: его реализация на уроках русского языка и литературы. Выступление на педагогическом совете.
С этими и другими методическими материалами из опыта работы можно познакомиться на сайте по адресу www.nsportal.ru/dumsheva-nadezhda-valentinovna и на сайте http://www.schoolrm.ru/

Я стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и оставлял след в сердцах моих учеников, заставляя о задуматься о вечных нравственных ценностях.

С публикациями о представленном инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте по адресу www.nsportal.ru/dumsheva-nadezhda-valentinovna и на сайте http://www.schoolrm.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Инновационного педагогического опыта iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Инновационного педагогического опыта iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...
Инновационного педагогического опыта iconСистемный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического...
Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11
Инновационного педагогического опыта iconТема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку»
Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, 74-а
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
«Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса» г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 44
Инновационного педагогического опыта iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Инновационного педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка и мордовской литературы мбоу «Баевская...
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Моу «сош №63 с углубленным изучением отдельных предметов» Ленинского района города Саратова Федченко Елены Александровны
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Интеграция традиционной методики и инновационных технологий на уроках литературы для формирования языковой личности школьника
Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)
Инновационного педагогического опыта iconПубличное представление собственного инновационного педагогического...

Инновационного педагогического опыта iconИнновационного педагогического опыта
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания родного (чувашского) языка, литературы и культуры...
Инновационного педагогического опыта iconИнформационная карта инновационного педагогического опыта
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск