№
| Параметры
информации
| Содержание информации
|
I. Общие сведения о носителе опыта
|
1.1.
| Фамилия, имя,
отчество автора опыта
| Сартасова Елена Васильевна
|
1.2.
| Дата рождения
| 26 февраля 1948 г.
|
1.3.
| Домашний адрес, контактный телефон, факс, Е-mail
| 682920, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Хор, ул. Кирова, 15, кв. 50
8-924-201 06 54
|
1.4.
| Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания
| Хабаровский технологический техникум, 1969 г.
Хабаровский государственный педагогический институт, 1979 г.
|
1.5.
| Специальность по диплому
| Техник-технолог швейного производства
Учитель рисования и черчения
|
1.6.
| Место работы (полное наименование образовательного учреждения)
| Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
|
1.7.
| Муниципальный район (городской округ), в котором находится образовательное учреждение
| Муниципальный район имени Лазо
|
1.8.
| Вид образовательного учреждения (подчеркнуть)
| Дошкольное образовательное учреждение
Общеобразовательная школа:
- начальная общеобразовательная школа;
- основная общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа;
- средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
- лицей;
- гимназия;
- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
- открытая (сменная) общеобразовательная школа;
- центр образования.
Общеобразовательная школа – интернат
Общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Специальное учебно-воспитатательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением
Учреждение дополнительного образования детей
Образовательное учреждение начального профессионального образования
Образовательное учреждение среднего профессионального образования
Другое (вписать)
|
1.9.
| Территориальная принадлежность образовательного учреждения (подчеркнуть)
| Городское образовательное учреждение
Сельское образовательное учреждение
|
1.10.
| Адрес образовательного учреждения с почтовым индексом
| 682920, Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Хор, ул. Советская, 15
|
1.11.
| Телефон / факс ОУ
| 32-3-52
|
1.12.
| E-mail ОУ
|
|
1.13.
| Web-site ОУ
| hschool1.ucoz.ru.
|
1.14.
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
| Учитель технологии
|
1.15.
| Стаж педагогической работы
| 36 лет
|
1.16.
| Стаж работы в должности
| 36 лет
|
1.17.
| Отраслевые и государственные награды
| Почётная грамота победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 01.07.2008г. № 197)
Нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (приказ Минобрнауки России от 07.07.2009 г. № 888/к-н)
|
1.18.
| Квалификационная категория
| Высшая
|
1.19.
| Участие в профессиональных конкурсах (название конкурса, год и уровень участия)
| Всероссийский конкурс «Педагогические инновации-2006». Программа «Рукоделие. Художественное ковроткачество», 6-8кл., Диплом I степени, 2006г.
Конкурс лучших учителей Российской Федерации, Почётная грамота победителя конкурса, 2008г.
Районный конкурс прикладного творчества «Творение добрых рук» Выставка авторских работ (гобелены), посвящённая 70-летию района имени Лазо, Благодарственное письмо Главы муниципального района имени Лазо, 2005 г
|
1.20.
| Обобщался ли ранее опыт, на каком уровне, по какой проблеме (теме), № и дата документа о внесении опыта в соответствующий банк данных
| Протокол заседания РМО учителей технологии №1 от 05.10. 2004 г. - «Развитие детского творчества через технологические проекты» (свидетельство о внесении передового опыта в районную базу данных). Выступление по теме: «Экологическая направленность проектной деятельности» - итоговая работа на курсах повышения квалификации в ГОУ ВПО г. Комсомольск-на-Амуре, 22 мая 2004года.
Проведение семинара для учителей технологии, слушателей курсов повышения квалификации: - мастер – класс «Региональный компонент в процессе реализации образовательных целей через метод проектов»;
- из опыта работы: разработка и апробация программы по рукоделию «Художественное ковроткачество»(6-8 классы)
Протокол методического совета №1 от 29. 09. 2007г.
- мастер – класс «Художественная обработка материала» в рамках курсов повышения квалификации учителей ОО «Технология» по теме: «Развитие компетентности учителя в соответствии с требованиями к качеству современного технологического образования школьников» с 09 марта по 02 апреля 2010 г.
Выписка из приказа №69 от 02 апреля 2010г., Хабаровский краевой институт развития образования.
|
II. Данные о масштабе инновационной работы
|
2.1.
| Уровень инновации (подчеркнуть)
| Краевой
Муниципальный
Образовательного учреждения
|
2.2.
| Масштаб инновации (подчеркнуть)
| Локальное новшество
Модульное новшество
Системное новшество
|
2.3.
| Ступень обучения, на которой осуществляется инновация (подчеркнуть)
| Дошкольное образование:
- группы детей раннего возраста;
- группы детей дошкольного возраста.
Общеобразовательная школа:
- начальная школа;
- основная школа;
- средняя школа.
Дополнительное образование:
- группы детей дошкольного возраста;
- группы детей младшего школьного возраста;
- группы детей среднего школьного возраста;
- группы детей старшего школьного возраста;
- разновозрастные группы.
Начальное профессиональное
Среднее профессиональное
|
2.4.
| Количество участников инновационной работы (подчеркнуть)
| Группа педагогов
Отдельные педагоги
Один педагог
|
2.5.
| Период формирования и функционирования опыта
| Формирование с 2003 по 2005год.
Функционирование с 2005 года
|
III. Сущностные характеристики опыта
|
3.1.
| Тема инновационного педагогического опыта
| Творческое проектирование как средство формирования социально значимой деятельности учащихся.
|
3.2.
| Цель инновационного опыта
| Формирование навыков исследовательской работы, развитие творческих способностей учащихся. Задачи: выполнение социально значимых проектов; внедрение национально – регионального компонента в проектную деятельность, выполнение коллективных проектов по художественному ковроткачеству этнографического, экологического направления на уроках и внеклассной работе
|
3.3.
| Направленность опыта, то есть, с каким компонентом целостного педагогического процесса он связан (подчеркнуть)
| Содержание образования
Педагогические технологии обучения и воспитания
Организация учебно-воспитательного процесса
Управление учебно-воспитательным процессом
Методическая работа
|
3.4.
| Условия возникновения изменений, то есть обоснование актуальности опыта (указать и пояснить)
| Противоречия
Появление новых средств обучения
Новые условия образовательной деятельности
Новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества
Другое
Одна из основных педагогических технологий ХХI века - метод проектов, ориентируемый на творческое сотрудничество с учащимися. Внедрение метода проектов содействует творческому развитию и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
|
3.5.
| Источник получения нового (подчеркнуть)
| Опытничество:
-многолетняя практика кружковой работы по ковроткачеству, художественные способности при разработке эскизов гобеленов, выполнение авторских работ, участие в выставках всех уровней позволили провести опыт по внедрению ковроткачества в блок «Рукоделие, художественная обработка материалов» по технологии и разрабатывать коллективные проекты этнографического и экологического направления, выполняя программу национально - регионального компонента;
-разработка моделей и изготовление одежды для малышей районного детского дома. Опытно-экспериментальная работа
Научно-исследовательская деятельность
|
3.6.
| Новизна (подчеркнуть и пояснить, в чём конкретно заключается суть авторских находок)
| Усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности:
- применение индивидуального, группового и коллективного метода проектов по всем разделам программы (ансамбль по мотивам нанайской национальной одежды, коллекция ансамблей «Летняя фантазия»), а также проекты этнографического, экологического направления в программе по художественному ковроткачеству для 6-8 классов, что позволяет выполнять национально-региональный компонент по предмету, во внеклассной работе.
Выбирается тема проекта (в основном, по мотивам «Амурских сказок» Д. Нагишкина с иллюстрациями Г.Павлишина): «Дети природы», «Уголок России», «Айога», «Маленькая Эльга», «Чориль и Чольчинай»; «Сестрица Алёнушка» (русская народная сказка) Исследуются национальные орнаменты, одежда, предметы быта; подбираются материалы для ткачества, отделки деталей. Выполняется эскиз гобелена (размером 75х100см или 100х150см) с национальным орнаментом по периметру. Эскиз делится на фрагменты(25х25см) и каждая ученица выполняет своё задание. Очень важна координация контурных линий, оттенков, формы элементов эскиза. Контролируется плотность, размеры, качество работы. Вырабатываются коммуникабельность, ответственность, внимательность, самостоятельность, взаимопомощь, усидчивость, самоконтроль. Развивается мастерство художественного ковроткачества, а также, творческие способности. Фрагменты соединяются в ковёр, который натягивается и соединяется с листом картона, получается картина-гобелен. На внеклассной работе по ковроткачеству выполняются групповые проекты из серии «Сказки народов мира»: «Жёлтый аист», «Красная Шапочка». Проводится анализ работ, оформление проекта, презентация. Работы экспонируются на выставках всех уровней, используются для оформления школы, как иллюстративный материал для бесед. Важность и социальная значимость работы повышает интерес к предмету, даёт высокие результаты в обучении. Комбинация элементов известных методик.
Эвристика – разработка новых средств и правил их применения
Открытие - постановка и решение новых педагогических задач
|
3.7.
| Идея и концепция изменений (краткое научно-теоретическое обоснование опыта)
| Мировые тенденции развития образования показывают, что технология становится одним из основных предметов общеобразовательных учреждений. Если естественные дисциплины объясняют мир, математика даёт абстрактный язык для описания и исследования мира, родной язык даёт возможность коммуникации, то технология (в основном через использование метода проектов) учит изменять окружающий нас мир.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Минобразования России, приказ от 5марта 2004 г. № 1089) содержит концептуальные основы образовательных стандартов по технологии, ориентированные на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики, освоение современных и перспективных технологий.
Личностно-ориентированный характер образования обеспечивается посредством предоставления учащимся возможности выбора объектов труда для проекта, акцентированных на их потребительском назначении. При изготовлении изделий большое внимание уделяется технологическим, эстетическим, экономическим, экологическим и эргономическим требованиям; учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, коренных народов Приамурья.
Содержание программ по технологии обеспечивает развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения. Метод проектов позволяет расширить политехнический кругозор школьников, даёт возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные способности и творческий потенциал, развивать самостоятельность и ответственность, благотворно влияет на дальнейшее обучение, способствует осознанному выбору профессии.
|
3.8.
| Трудоёмкость
| Учащиеся, на которых рассчитана предлагаемая методика, технология: 2 ступени обучения; учащиеся разной степени одарённости.
Требования к личностно-профессиональным качествам учителя: компетентность, владение проектной технологией, организаторские способности; широкое использование межпредметных связей; рефлексивность; особое внимание одарённым, проблемным детям.
Программно-методическое обеспечение:
-методический журнал «Школа и производство»;
-учебная и специальная литература;
-помощь со стороны администрации учреждения,
родителей, представителей методической службы и педагогической науки.
Кабинеты технологии и кулинарии, оснащённые необходимым оборудованием.
|
3.9.
| Риски и ограничения
| Недостаточно высокий уровень исследовательских способностей учащихся, разный уровень их творческих способностей; недостаточный объём материально- технической базы и финансирования.
|
3.10.
| Научный руководитель или консультант (фамилия, имя, отчество, должность и место работы) при наличии
| Лютикова Надежда Николаевна, методист КГОУ ДПО (повышения квалификации) «ХК ИРО»
|
IV. Данные о полученных результатах и тиражируемых продуктах
|
4.1.
| Характеристика полученных результатов (по критериям и показателям, определённым согласно поставленной цели
| Участие в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, конференциях), достижения и победы в этих мероприятиях: победители и призеры Всероссийского конкурса «Мастер и подмастерье», 2006 год; IX краевой олимпиады по технологии, 2007 год; районных конкурсов, выставок, НПК.
По данным опроса, у более 90 % учащихся сформировалось положительное и заинтересованное отношение к предмету Диагностика развития творческих качеств в результате выполнения творческих проектов показывает их положительную динамику
|
4.2.
| Характеристика полученных тиражируемых продуктов (назвать авторские продукты, например, авторские программы, учебно-методические пособия, наглядные средства, дидактические материалы и другие образовательные ресурсы, дать краткую аннотацию)
| Авторская программа кружка «Художественное ковроткачество» (дипломная работа, ХГПИ, художественно-графический факультет, 1979 год). По этой программе ведётся кружковая работа по ворсовому ковроткачеству на станках с механическим способом переплетения нитей утка, а с 1999 года - безворсовое ковроткачество (гобелены) на рамках.
Программа «Художественное ковроткачество» в 6-8 классах по разделу «Рукоделие», разработанная на основе программы кружка и программы Кожиной О.А. (журнал «Школа и производство» №2, 1997 год).
Альбомы по моделированию: «Фартуки», «Ночные сорочки, пижамы, халаты», «Блузки, юбки, брюки», авторская разработка по моделированию одежды в 5-9 классах.
Авторские пособия: «Вредные советы» (правила безопасной работы по кулинарии); « Угадай-ка» (изучение устройства швейной машины)
Проект «Они нуждаются в защите!», материалы об экологических проблемах края, сведения об исчезающих видах животных; презентация
|
4.3.
| Публикации о представленном инновационном опыте, оформленные согласно правилам библиографического описания публикаций (при наличии)
| Публикации в педагогических журналах (ссылки):
- «Самодельное пособие по моделированию», журнал «Школа и производство», № 4, 2004 год
Публикации в СМИ (ссылки):
- «Мастер-класс от первоклашки», газета «Амурский меридиан», 2 апреля 2008 года
- «Птицы и звери на коврах», газета «Наше время», 23 мая 2008 года
- репортаж по краевому телевидению о выставке гобеленов и мастер-классе для ребят и учителей школы № 57 г. Хабаровска, март 2008г.
Публикация в Интернете:
- материалы автора «Проектно–исследовательская деятельность учащихся на уроке и во внеурочной работе»; hschool1.ucoz.ru
|
4.4.
| Распространение данного инновационного опыта на разных уровнях: мастер-классы, обучающие семинары, стендовые доклады и др. (подчеркнуть, указать мероприятия, тему, дату проведения)
| Краевой уровень:
- Выставка гобеленов и мастер - класс для ребят и учителей школы № 57 г. Хабаровска, 26 марта 2008 года;
- Выставка гобеленов и мастер - класс для ребят и учителей детского дома п. им. Горького, 14 июня 2010 года;
Муниципальный уровень:
- Доклад «Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроке и во внеурочной работе», демонстрация ансамблей «Летняя фантазия»; конференция учителей р-на им. Лазо, 26 августа 2008г. - Мастер-класс по проектной работе, презентация кружка по художественному ковроткачеству, выставка работ; РМО учителей технологии, 21 апреля 2009 года
- Выставка, мастер-класс для учащихся школы №1 пос. Переяславка, 10 июня 2008 года
Уровень образовательного учреждения:
- Открытый урок для учителей технологии района им. Лазо по теме «Моделирование плечевых изделий», 7 класс; 16 октября 2009 года;
- Презентация кружка «Улыбка» (художественное ковроткачество), школьная конференция для родителей «Путь к успеху»; 13 мая 2008 года
- Мастер-класс из опыта работы, педсовет «Современные образовательные технологии», 15 ноября 2008 года;
-Выставка и мастер-класс для учащихся школы №2 пос. Хор, 17 июня 2008 год
|
4.5.
| Предполагаемые масштаб и формы распространения инновационного опыта (с указанием возможных тем публикаций, выступлений, мастер - классов, обучающих семинаров и т.д.)
| Мастер–класс «Художественное ковроткачество» с презентацией проектов
Мастер–класс «Моделирование плечевых изделий» с презентацией проектов
|
4.6.
| Конкретные адреса внедрения инновационного опыта
|
|
V. Данные о связях с другими педагогами (сетевое взаимодействие,
совместные программы)
|
5.1
| Партнёрство в рамках данного инновационного опыта
| Стешенко Галина Викторовна, воспитатель, КГУ «Хорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», кружок по ковроткачеству.
|
VI. Экспертное заключение
|
6.1.
| Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
|
|
6.2.
| Основные выводы экспертного заключения
|
|