Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»





Скачать 150.63 Kb.
НазваниеИнформационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Дата публикации10.10.2013
Размер150.63 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта


Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Дригина Татьяна Александровна 

430031 г. Саранск улица Сущинского д.5 МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»

Учитель истории и обществознания 

27 лет 

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Составление индивидуальных образовательных проектов учащихся»


2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

  Противоречия:

- устойчивое развитие человеческого потенциала, который во многом определяется социализацией и обесцениванием роли знаний в традиционном понимании этого слова;

- переход к обязательному овладению содержанием среднего образования и отсутствием данных специальных исследований, позволяющих объективно оценивать уровень умственного развития учащихся;

- потребность учащихся в становлении их индивидуальных образовательных проектов и недостаточной разработанностью условий реализации данного процесса в современной школе.
Новые средства обучения:

- таксономия учебных задач;

- учебные и психологические тесты, анкеты;

- коммуникация.

Новые условия образовательной деятельности:

- проектирование уроков по решению учебных задач с учетом типа мышления и каналов восприятия информации учащимися;

- построение индивидуальных образовательных траекторий учащихся в соответствии с образовательными запросами, способностями, состоянием здоровья.



3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Успешность освоения учебной деятельности и процесс социализации ребенка, становление его личности тесно связаны с особенностями его интеллектуального развития. Образовательная – технология учебных задач.

Коммуникационно-информационная - применение слайдовой технологии.

Изменение содержания образования - усиление аксиологического и культурологического компонентов в преподавании истории и обществознания.

Организация учебного и воспитательного процесса:

- проведение уроков активных и интерактивных по форме организации;

- руководство работой дискуссионного клуба «Цицерон» и научного общества учащихся;

- отслеживание выполнения индивидуальной программы развития ученика.



4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Способы:

- активная социализация учащихся;

- самопознание, самообразование, самопроектирование. самопрезентация.

Преимущества перед аналогами и новизна:

- умение реализовывать индивидуальный образовательный проект;

- формирование мотивации учащихся к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности через сотрудничество и соперничество.

Ограничения: комплексный подход в использовании инновационного опыта с учетом предмета, уровнем взаимодействия учителя с учениками.

Трудоемкость: проектирование урока с учетом типа мышления и темперамента, способностей воспитанников;

- на основе методики «интеллектуальный портрет обучающегося» и результатов психологического тестирования разработка индивидуальной программы развития ученика.

Риски: формирование конкурентоспособной личности не должно препятствовать процессу гражданского воспитания, толерантности, поликультурности.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

- проведение уроков с использованием технологии решения учебных задач с учетом типа мышления;

- в формировании мотивации учащихся к исследовательской работе и учебной деятельности через ситуацию успеха;

- в применении ИКТ, в том числе, слайдовой технологии с учетом каналов восприятия информации учащимися;

- сотрудничество родителей, учеников, педагогов

- глубокое, всестороннее изучение теории учебных задач Д. Толлингеровой, чешского педагога;

- концепция инновационной программы опирается на научно–теоретические взгляды известных ученых педагогов:

М.М. Поташника, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова,

А. Д. Гальперина, А.И. Савенкова;

- осуществление руководства командой учителей-единомышленников, работающих в инновационном режиме в экспериментальном классе.

6.Результат изменений

-повышение уровня учебной мотивации учащихся, рост их социализации, активное участие в исследовательской, творческой деятельности: обученность учащихся в экспериментальном классе – 45%, по предмету - 75%; участие в работе дискуссионного клуба «Цицерон», в школьном самоуправлении демократической республики «Вельмема», в молодежном движении «Молодая Гвардия»;

- призовые места на республиканских, межрегиональных конкурсах и научно-практических конференциях.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 - выступление на V-ой республиканской научно-практической конференции по инновационной работе «Учебная задача как несущая конструкция урока» опубликовано в сборнике «Управление качеством образования в условиях его модернизации», Саранск, 2005;

-выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Формирование национального самосознания учащихся в процессе изучения культурного наследия региона» опубликовано в сборнике «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», Саранск, 2007;

-выступление на Российской научно-практической конференции «Роль слайдовой технологи на уроках истории» опубликовано в сборнике «Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства», Саранск, 2007;

-конспект урока на тему «Человек, общество, власть в СССР в послевоенное время» опубликован в сборнике «Школьные уроки по теме», М, 2003;

-конспект урока «Помнить, чтобы не допустить повторения» опубликован в «Граждановедении» еженедельном приложении к «Учительской газете», июль 2004;

-конспект урока «Цена победы» опубликован в «Граждановедении» еженедельном приложении к «Учительской газете», май 2005;

-конспект урока «Мифы Великой Отечественной войны» опубликован в сборнике «Школьные уроки по теме», Саранск, 2006;

- конспект урока «Избирательные системы» опубликован в сборнике «Школа и выборы», Саранск, 2007.



III. Описание инновационного опыта учителя


Инновационный вариант решения проблем школьного образования необходимо рассматривать как реализация принципов развивающего обучения через систему учебных задач. Основываясь на рекомендациях доктора педагогических наук М.М. Поташника, Татьяна Александровна провела психологическое тестирование учащихся своего класса, по результатам которого были определены типы мышления и темперамента, способности и профориентация воспитанников. Полученные данные были проанализированы и доведены до команды учителей и родителей. С учетом методики «интеллектуальный портрет обучающегося» А.И. Савенкова и результатов психологического тестирования была разработана индивидуальная программа развития ученика.

Инновационная работа в 2007 году была частично завершена, составлены индивидуальные образовательные проекты учащихся экспериментального класса. Мы исходили из следующего: индивидуальный образовательный проект развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

  • формировать умение организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;

создавать ресурсы успешной социализации

Практическая реализация выстраивается поэтапно.

  1. этап - информационно – аналитический ( сбор информации – анкетирование и тестирование учащихся, анализ полученных данных).

  2. этап - организационно-деятельностный (обсуждение информации, постановка цели, выявление проблем, имеющихся ресурсов, выявление зоны ближайшего развития на основе методики А.И. Савенкова, определение степени риска).

  3. этап - контрольно- диагностический (развитие образовательных компетенций учеников при активной их социализации, портфолио).

  4. этап - результативно- коррекционный (составление индивидуальных учебно-исследовательских и социально-ориентированных проектов учащихся).

Условия, способствующие реализации индивидуального проекта:

- проведение уроков с использованием технологии решения учебных задач с учетом типа мышления;

- в формировании мотивации учащихся к исследовательской работе и учебной деятельности через ситуацию успеха;

- в применении ИКТ, в том числе, слайдовой технологии с учетом каналов восприятия информации учащимися.

Татьяна Александровна перестроила преподавание предмета, поставив приоритетной задачей формирование ключевых компетенций, практико-ориентированных навыков и умений.

Для решения учебной задачи выработан алгоритм деятельности на уроке:

- определение темы, определение исходного противоречия, формулирование учебной задачи;

- самостоятельный поэтапный поиск учащимися ответа на поставленную учебную задачу;

- контроль и коррекция полученного результата.

Таким образом, проектирование урока по степени сложности задач способствует дифференциации и индивидуализации обучения;

- выявление определённого качества задачи уводит учителя от монотонности и односложности урока.

Результаты и эффекты (что достигнуто и как это повлияло на жизнь учреждения):

- повышение уровня учебной мотивации учащихся, рост их социализации, активное участие в исследовательской, творческой деятельности: обученность учащихся в экспериментальном классе – 45%, по предмету - 75%; участие в работе дискуссионого клуба «Цицерон», в школьном самоуправлении «Вельмема», в молодежном движении «Молодая Гвардия», призовые места на республиканских, межрегиональных конкурсах и научно-практических конференциях, доля призовых мест по школе составила – 53,3%.

Для фиксации индивидуальных достижений школьников используется портфолио. Он даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. Портфолио помогает увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.

Стабильность достигнутых результатов (необратимость изменений):

-осуществление руководства командой учителей-единомышленников, работающих в инновационном режиме в экспериментальном классе;

- реализация индивидуальных учебно-исследовательских и социально-ориентированных проектов учащихся в 2007-2008 учебном году.

Теоретическая основа концепции инновационной программы опирается на научно–теоретические взгляды известных ученых педагогов М.М. Поташника, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Д. Толлингеровой, А. Д. Гальперина, А.И. Савенкова.
Таким образом, положительным при внедрении данной технологии является то, что учащиеся и их родители, активные участники жизни классного коллектива и школы, заинтересованные в получении качественных образовательных услуг, в становлении конкурентоспособной личности.


 

IV.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

  -ИПО внедряется в двух классах данной школы;

-реализация образовательных проектов;

-распространение опыта через публикации, школьный сайт, выступления на Образовательном форуме Приволжского округа


Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 Карташов Андрей Владимирович


V. Информационные характеристики опыта

(матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)

Характеристики инновационного опыта

 

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

1. Ценности и ценностные ориентации

  повышение статуса качественного образования

 демократические, гуманистические, правовые

  толерантность,

идентичность

2. Цели и задачи

 

 повышение качества образования,

поиск собственной образовательной траектории

  формирование конкурентоспособной личности,

социализация учащихся

  готовность к жизненному самоопределению

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

 

 

 

4. Содержание образования

  принципы поликультурности, аксиологичности

  позитивный личностный смысл в обучении

  деятельностный характер образования

5. Технологии, в том числе ИКТ

технология учебных задач,

проектная,

слайдовая

  Технология составления индивидуальной программы развития воспитанников

 проектная


6. Средства

 таксономия учебных задач, учебные и психологические тесты, анкеты, коммуникация

 индивидуальная программа развития воспитанников

 индивидуальная программа развития воспитанников

7. Методы

 дискуссионные, исследовательские, проектные

  сотрудничества;

соперничества, когда успехи одних стимулируют деятельность других

 групповые и индивидуальные

8. Организационные формы

  дебаты, дискуссия, конференция, ролевая игра

 индивидуальные, групповые, командные

  Дискуссионный клуб, факультатив «Основы православной культуры»

9. Образовательная среда

 средняя общеобразовательная школа, урочная

 социальный статус семей – неполные (60%), рабочие, русские, мордва, татары

  программа с учетом социокультурных условий

10.Информационно-методическая среда

  обобщение опыта, выступления на конференциях и семинарах, публикации

  обобщение опыта, выступления на конференциях и семинарах, публикации

  выступления на конференциях и семинарах, публикации

11.Информационные ресурсы

материалы конференций и семинаров, изучение опыта коллег, интернет

 материалы конференций и семинаров, изучение опыта коллег, интернет

 материалы конференций и семинаров, изучение опыта коллег, интернет

12.Организационные ресурсы

  руководство командой учителей

  сотрудничество учителей и родителей

  самоуправление, самопрезентация

13.Мотивационные ресурсы

  ситуация успеха в сотрудничестве и соперничестве

  социализация, патриотизм, гражданственность

 конкурентоспособность, практические навыки

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ)

 

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

  сотрудничество с региональной и межрегиональной ассоциацией учителей, изучение научных трудов М.М. Поташника, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А. Д. Гальперина

 краткосрочные семинары, изучение научных трудов Д.Толлингеровой, А.И. Савенкова

  дистантные образовательные проекты

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 библиотечный фонд, музейные экспонаты, компьютер, проектор, серия «Виртуальная школа», интернет

  музейные экспонаты, компьютер, проектор, презентации, духовная музыка

 библиотечный фонд, архивные документы, музейные экспонаты, компьютер, проектор

17.Нормативно-правовые ресурсы

 

 

 



 


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconМетодические рекомендации по итогам реализации государственной поддержки...
Государственная поддержка талантливой молодежи в белгородской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconОб итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование»...
Роприятия пнпо осуществлялись в соответствии с сетевым графиком по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconПлан проведения мероприятий по обеспечению эффективной диссеминации...
Презентация опыта работы учителя «Педагогическое мастерство и пути его достижения»
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconСборник методических разработок учителей –победителей муниципального...
...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconИнформационная карта инновационного опыта
Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconТема «Школа в рамках реализации основных направлений Приоритетного...

Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconИнформационная карта инновационного опыта
«Проектирование и организация музыкально-образовательного процесса как результат тесного взаимодействия музыкального руководителя...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconШкола открыта в 1954 году
Победитель Российского конкурса в рамках приоритетного Национального проекта «Образование» 9
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconИнформация об инновационной деятельности грантополучателя в рамках...
Информация об инновационной деятельности грантополучателя в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 году...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconПовышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
В. П. Тихонова» в 2007/2008 учебном году работает над темой: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconИнформационная карта инновационного педагогического опыта
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconОтчет о проведении мероприятий по распространению опыта учителей-победителей...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 г. Нефтегорска муниципального...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» iconИнформация о реализации приоритетного национального проекта «Образование»...
Почвенно-мелиоративная карта сельскохозяйственных земель Узбекистана м 1: 500 000 составлена в составе «Схемы развития и размещения...
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» icon742 группы (10831 ребенок); – функционирования дошкольных групп в...
Информация о ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск