ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
| I. Общие сведения
| Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в
котором работает
автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета
| Стаж работы
в должности
| Фоменко
Людмила Евгеньевна
| МБДОУ ДС № 26
350033 г. Краснодар
ул. Гоголя, 149
| Заведующая
| 9 лет
| II. Сущностные характеристики опыта
| 1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
| Духовно-нравственное воспитание детей 2-ой младшей группы с использованием произведений Кубанских писателей и народного фольклора
| 2. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
| Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Проанализировав мировоззрение, духовный уровень культуры детей, я обнаружила много пробелов в формировании основ морали. Сохранить нравственность в наших детях, заложить духовные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умело жить среди людей, стало основной моей задачей. Вся система духовно-нравственного воспитания в материале строиться на формировании у детей любви к малой Родине – Кубани. Для достижения поставленной задачи использовала в своей работе разнообразные приемы и виды деятельности: наблюдения, рассматривания иллюстраций, чтение сказок, потешек, песен кубанских писателей; беседы с детьми, театрализованные представления, игры, праздники, развлечения.
| 3. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
| В соответствии с программой, своим творческим трудом знакомлю детей дошкольного возраста с особенностями и своеобразием природного, культурного и социального уклада Кубани. Повседневный опыт общения с окружающими и опыт собственного поведения реализуются на практике современного образования, вкладывая в души воспитанников идеи добра, братства, чести, совести, чувство справедливости. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми и осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми младшего возраста используются игровые, сюжетные и интегрированные формы работы, направленные на нравственное формирование личности дошкольника.
| 4. Результат изменений
| Результатом моей деятельности стали: дети много узнали о народной культуре и традициях Кубанского народа, на практике реализуют свои фантазии, познавательную и творческую активность, показывают высокий уровень нравственного, патриотического и духовного воспитания. У детей сформированы чувства уверенности, в группе теплая доброжелательна обстановка, развита речь, они эрудированны и уверенны в себе. Хочется надеяться, что накопленные нравственные понятия и представления о нравственных нормах останутся у них навсегда.
| 5. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
| На сайте МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад №26»
| III. Педагогическое эссе. Описание инновационного опыта
| Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку изучение отечественного наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для развития духовно-нравственного воспитания очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, о малой Родине, обычаях, истории, культуре. Проанализировав мировоззрение, духовный уровень культуры детей, я обнаружила много пробелов в формировании основ морали. От того насколько успешно осуществлен этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие ребенка. Сохранить нравственность в наших детях, заложить духовные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей, стало моей основной задачей. Вот здесь и родилась мысль о создании опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на культурных традициях кубанского казачества. Начав работу с детьми младшей группы, я обратила внимание, что дети совершено, не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, жадность, то есть духовно-нравственные качества у многих детей отсутствуют. У многих детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому искажены были представления о доброте, милосердии, великодушие, справедливости, гражданственности и патриотизме. Отбирая содержание работы с детьми, реализуя те или иные формы работы, я пользовалась принципами любви к детям, уважении к ним, это помогает мне понять их, ведь они все такие разные и неповторимые, каждый со своим любознательным миром.
| IY. Экспертное заключение
| Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес
| Актуальность выбранной темы состоит в востребованной значимости духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление их с произведениями Кубанских писателей, народным фольклором, сочетающие познавательный и воспитательный потенциал. Представленный теоретический и практический материал, иллюстрирует нетрадиционный подход на развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Теоретическая и методическая направленность базируется на современных концепциях М. Д. Маханевой, О. Л. Князевой, Г. А. Прасловой. Новизна и практическая значимость состоит в том, что в практической части опыта используется инновационный вид деятельности, как приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанского народного творчества. Опыт работы включает разнообразные формы, методы и приемы деятельности педагога: наблюдения, рассматривания иллюстраций, чтение сказок, потешек, песен кубанских писателей; беседы с детьми, театрализованные представления, игры, праздники, развлечения, а также перспективное планирование и конспекты занятий, обеспечивающие эффективную реализацию задач духовно-нравственного воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ценность данного опыта работы заключается в том, что вся система духовно-нравственного воспитания строится на формировании у детей любви к малой Родине – Кубани. Опыт работы рекомендован к внедрению в практику работы воспитателей, музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Результативность представленного опыта – воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми, желание играть вместе, умение не сориться мирно разрешать конфликты; формирование в них личностного стержня, который поможет в дальнейшем адаптироваться и быть успешным в современном мире.
Лариса Викторовна Сребнова,
руководитель методического объединения по музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста МО г. Краснодар
тел. 233-73-90
г. Краснодар, ул. Селезнева, 98
| |