Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта





Скачать 94.69 Kb.
НазваниеУрок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта
Дата публикации08.07.2014
Размер94.69 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

МОУ «Информационно-методический центр» городского округа город Шарья

Педагогические требования к открытым урокам
Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков. Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного и инновационного опыта.

Открытый урок имеет методическую цель, в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д. К подготовке и проведению открытых уроков предъявляется ряд требований.

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ уроков, в которых реализуется широко распространённая на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. (Отметим, что в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определённый интерес).

Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. Предлагаемое для наблюдения коллег может быть новым для науки, региона или школы. Но в любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой школы. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать. Например, методическая цель открытого урока – «Методика организации изучения теоретических (обобщённых) знаний». Учитель выбирает тему, которая содержит теоретический материал.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический приём, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися; учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создаёт дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включённых в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведённое на изучение тем.

Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом. Это требование нарушается повсюду: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя всё это подготовкой открытого урока. Отметим, что здесь речь идёт не об уроках, к которым учащиеся должны подготовить сообщения, доклады, творческие работы и т.п.

Рекомендуется сообщить учащимся о проведении открытого урока (самое меньшее, накануне). Это подготовит учащихся к ситуации, когда на уроке будут сидеть посетители.

Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы школы и методических объединений. Учителя должны располагать достаточным временем для его подготовки.

Нельзя проводить в одном классе в один день несколько открытых уроков. Нежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся, и учителя.

Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.
Порядок подготовки и проведения открытого урока
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приёмов и средств обучения. Учитель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала. Анализ урока посещающими также отличается от оценки при проверках работы учителя или при изучении его педагогического опыта.

Выбор тем, позволяющих применить новое, осуществляется на основе анализа содержания программы и учебника. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться. Например, если методическая цель открытого урока относится к обучению работе с письменными источниками, в том числе с учебником, выбирается тема, позволяющая наиболее полно раскрыть приёмы организации изучения учебника, дополняя информацией из других источников.

Выбор методических приёмов, методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, учитель на открытом уроке должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение (то есть демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (то есть методике), учитель должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.

Планирование открытого урока осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных уроков открытый урок имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала, и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. По возможности планы уроков, усовершенствованные и отредактированные совместно с заместителем директора, курирующим методическую работу, тиражируются для предоставления посетителям.

Наблюдения на открытом уроке. В отличие от посещения уроков с целью контроля или поиска элементов новизны в опыте педагога на открытых уроках наблюдают новую методику, предлагаемую учителем. Соответственно, другие стороны учебного процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются не замеченными посетителями). Наблюдающий урок определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимым. Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособность) её устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков учащихся. При наблюдениях на открытом уроке посещающий его педагог также отвечает на вопросы: сможет ли он применить предлагаемое в своём опыте, каковы границы его применения, возможны ли негативные последствия его использования, какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.

Таким образом, посещающий открытый урок педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность.

Анализ открытого урока. Анализ открытого урока с участием посетившим урок не является обязательным. В анализе открытых уроков, проведённых в рамках научно-практических конференций, необязательно участие и самого учителя (то есть он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идёт об обучении молодых учителей анализу урока) вначале слово даётся педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, даёт описание работы по её достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещённых с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п. Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.
Порядок анализа (самоанализа) открытого урока




п/п


Педагогические явления


Показатель оценки

1

Методическая цель и инновации

Суть инновации и её роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

Роль инновации в выполнении задач обучения предмету

Взаимосвязь с традиционной методикой

Достижение методической цели открытого урока

Факторы, препятствующие полному достижению методической цели

2

Методическая цель и содержание урока

Соответствие содержания темы методической цели (реализация инновации)

Изменения содержания тем (структурные изменения, включение дополнительного материала и т.п.)

Соответствие изменений методической цели

3

Методическая цель и структура урока

Педагогическая целесообразность выбора структуры урока

Соответствие выбранной структуры урока методической цели

Вариативность структуры урока, позволяющей достичь методическую цель

4

Методическая цель и методические приёмы, методы обучения

Выбор методов и методических приёмов, соответствующих методической цели

Функциональные изменения традиционных методов и приёмов обучения

Методически целесообразное сочетание методов и методических приёмов

5

Инновации и формы организации учебного процесса

Методически целесообразный выбор форм организации учебного процесса

Соответствие форм организации учебного процесса содержанию инновации

Индивидуальные и коллективные формы организации учебного процесса, их соответствие сути инновации

6

Инновация и учебно-познавательная деятельность учащихся

Особенности учебно-познавательной деятельности учащихся при применении инновации

Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся

Уровень познавательной самостоятельности учащихся

Развитие творческих способностей учащихся

Активность учащихся на открытом уроке

7

Негативные последствия применения инновации

Возможные негативные последствия применения инновации

Условия, при которых проявляются негативные последствия применения инновации

8

Вариативность применения инновации на уроках

Варианты применения инновации на уроке

Методическая целесообразность выбранного варианта применения инновации

9

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации

Тиражируемость инновации

Применимость в обучении другим предметам

Применимость в школах другого типа

Применимость в обучении других возрастных групп учащихся

10

Перспективы развития инновации

Целесообразность внедрения инновации в образовательную практику

Направления развития инновации (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов) и т.д.

11

Инновации и методическая работа

Методическая работа по внедрению инновации

Формы организации методической работы при внедрении инновации

Формы и методы подготовки педагогов к внедрению инноваций



(Из научно-методического журнала «Методист» № 6 2007)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconУрок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта
Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда...
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconТема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку»
Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconАннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей...
Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта icon«Имена существительные собственные и нарицательные»
Описание опыта может быть использовано для обучения начинающих педагогов-филологов, а также использоваться в практике. Подходы к...
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconАнализ урока что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный...
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся?...
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconСистемный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического...
Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconТехнология коммуникативного моделирования на уроках литературы
В школьной практике урок литературы может быть стандартной дидактической схемой, или может стать талантливым речевым произведением...
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconПлан проведения мероприятий по обеспечению эффективной диссеминации...
Презентация опыта работы учителя «Педагогическое мастерство и пути его достижения»
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconПояснительная записка участника Фестиваля Образовательных сайтов...
Название сайта: «ро-вестник» (Вести от учителя, работающего в технологии ро д. Б.,Эльконина – В. В. Давыдова)
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconУрок 11 Послушание родителям
Это может быть слово вера или слушаться. Кто-то может сказать Бог или Иисус. Любое из этих слов подходит. Скажите детям, что Божьи...
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconПриветствуем вас, уважаемые гости, родители! Праздник сегодня может...
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта iconКузнец педагогических кадров
Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск