Скачать 166.2 Kb.
|
МОУ СОШ №3 муниципального района г.Нея и Нейский район: Подлинева Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы Описание педагогического опыта по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» в 5-м классе» Описание педагогического опыта по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» в 5-м классе» Данный опыт – результат преподавания русского языка в 5-х классах и анализа различных способов в изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» . Описание опыта может быть использовано для обучения начинающих педагогов-филологов , а также использоваться в практике . Подходы к разрешению основного противоречия могут быть использованы другими учителями-предметниками . С одной стороны , тема «Имена существительные собственные и нарицательные» является несложной , с другой стороны , она недостаточно хорошо усваивается учащимися , и даже в старших классах дети допускают ошибки в определении данных разрядов существительных и пишут имена собственные со строчной буквы . Для разрешения указанного противоречия включаю условия :
Учение Л.С.Выготского «О значении познавательной деятельности». Урок по теме «Имена существительные собственные и нарицательные». Цель :
На уроке некоторые задания выполняются в парах (парта – пара). Цель работы в парах : - взаимообучение ; - обмен опытом , что ведет к повышенному эмоциональному и качественному восприятию материала ; - результативность . Учащимся предварительно говорится о теме урока ( это дает им определенный психологический настрой и теоретическую подготовку к ней ) , а также предлагается узнать значение своего имени и имен и фамилий родственников и знакомых . Важным моментом для успешной работы является доверительная и спокойная обстановка как со стороны учителя , так и со стороны учеников . Необходимым условием эффективности урока является четкое представление учащимися его цели и умение работать индивидуально , в парах , коллективно . В начале урока следует провести наблюдение : предложить учащимся словарный диктант , состоящий из имен собственных и нарицательных , и попросить провести его орфографический разбор . Р…сток , Р…стов , В…ликая Отечественная в…йна , прил…жение , «Б…р…дино», Юпитер , К…нстантин Г…оргиевич Паустовский . Беседа . 1) На какие группы можно разделить эти слова ?
Следующий этап – это объявление темы урока и постановка учащимися цели занятия . Сбор новых фактов . Зачем человек дал название одному из однородных предметов ? Дальнейшая часть урока зависит от умения учителя создать на уроке располагающую для искренности обстановку . Задание : назовите одно имя собственное , обозначающее что-то любимое вами . Ваша любимая книга ? Ваша любимая река ? Ваш любимый мультфильм ? Ваш любимый композитор ? Ваша любимая картина ? Ваша любимая кличка животного ? Как различаются на письме имена собственные и нарицательные ? Актуализация домашнего задания . Сбор новых фактов . Задача : заинтересовать учащихся происхождением и разнообразием имен собственных . Работа с текстом . Диктант «До первой ошибки» . Откуда взялись имена ? …Когда в старину люди выбирали имена своим детям , они верили , что значение имен повлияет на характер детей и их судьбу . Запишем славянские имена , вдумываясь в значения корней : Владимир , Богдан , Любим , Людмила . Из какого языка пришли к нам эти имена ? Что они означают ? В о п р о с для э р у д и т о в. По какому признаку можно узнать славянские имена ? Исследовательская работа . Задание . Используя этимологический словарь и свои собственные знания, определите значения имен нерусского происхождения и запишите по образцу ( работу нужно связать с именами детей ). Следует обратить внимание детей на постановку тире перед словом значит. Работа выполняется в парах . (Необходимо настроить учащихся на тихий разговор в парах . С детьми можно провести 15 сек. практикум , то есть дать задание : «Кто тише в парах между собой общается и друг друга понимает» . Этот практикум дает определенный результат ). ( Виктор – значит «победитель» , Евгений – значит «благородный , знатный» и т. д. ) Желающим можно предложить составить кроссворд для одноклассников. Для активизации познавательной деятельности учащихся можно провести конкурс «Знаете ли вы ?» Учитель начинает конкурс , а учащиеся по желанию могут его продолжить. Слово учителя . Знаете ли вы , что в качестве имен взяли себе североамериканские индейцы в произведениях Фенимора Купера ? В книгах Фенимора Купера живут индейцы : Соколиный Глаз , Хитрая Лисица , Мудрый Змей , Кукурузный Стебель . (Индейцы брали и одушевленные и неодушевленные понятия из окружающего мира , которые выражали достоинства или физические особенности назвавшего себя так ) . После выполнения заданий следует обратить внимание учащихся на написание имен . Учитель предлагает подумать над происхождением фамилий ( например , Кузнец…в , К…рассев , Зайц…в , Синиц…н) и объяснить их правописание. Исследовательская работа . От каких слов образованы эти фамилии ? А ваши фамилии ? Выделите наиболее распространенные суффиксы этих имен существительных , похожие на суффиксы прилагательных : -ов-, -ин-, -ын- . Фамилии – это существительные одушевленные или неодушевленные ? Докажите. На уроке следует обратить особое внимание на географические понятия как имена собственные . Учащимся можно предложить коллективно сочинить адрес местонахождения школы . Учитель предлагает план , а дети должны раскрыть все пункты плана именами собственными .
(Можно показать пример превращения обычных слов в собственные наименования с символическим значением ; Школа Любознательности , Трудолюбия и Доброты и др.). Следующий этап урока может пройти в разных формах : 1 ) предложить учащимся написать словарный диктант на тему «Употребление кавычек при именах собственных» или 2) вспомнить и записать названия газет , журналов , спектаклей , песней и объяснить их правописание . Вывод , который делает учитель в конце урока , является также и проверочной работой для учащихся . Учитель может попросить учащихся записать имена собственные из произнесенного текста . Вот мы и познакомились с именами собственными , делающими наш мир близким , домашним , знакомым , потому что рядом мама Оля , папа Константин Андреевич , и все мы , наша семья , Петровы ; есть у нас маленький домик в Нее на улице Пионерской , что на берегу реки Неи , и любим мы передачи радиостанции «Радио России» и альбом П.И.Чайковского «Времена года» . Результатом урока могут быть составленные дома кроссворды и творческие работы по следующим темам :
Знакомство о энциклопедическими сведениями об именах собственных и нарицательных . Цель :
В настоящее время имеется достаточно интересная литература по данной теме , которая может быть использована и на уроках . С первого урока изучения русского языка эти книги должны быть неотъемлемым атрибутом урока . Множество проблемных вопросов можно поставить на каждом занятии. Важно заинтриговать учащихся , давать не исчерпывающую информацию, но посылать их за сведениями к этим источникам во внеурочное время . Учащимся регулярно на уроках нужно напоминать о том , что в библиотеках имеются очень интересные книги о русском языке . Здесь необходимо напомнить библиотекарю о серии необходимых книг для учащихся данных классов . Для активизации познавательной деятельности и стимула приобретения энциклопедических книг , является просьба принести в класс на урок занимательные материалы по данной теме . Ребята охотно выполняют эту просьбу , и многие одноклассники изъявляют желание приобрести такие книги . Возможности и условия применения опыта :
Перспектива развития :
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Тема учебного проекта: Собственные имена существительные. Творческое название проекта: «Я и мое имя» Аннотация проекта: * Предлагаемый информационный проект изучает вопрос курса русского языка «Морфология. Собственные имена существительные» и организует межпредметные связи с литературой, историей, краеведением, информациооными технологиями. * Рассчитан на урочную и внеурочную формы работы в 6 классе. * В ходе выполнения проекта учащиеся должны проявить творческий подход к изучению темы, развивать умение составлять монологическое высказывание на заданную тему и оценивать имена собственные в контексте историческсой и литературной эпохи. * Предполагает использование учебников, дополнительной литературы, энциклопедий, словарей, работы в Интернете; ориентирует учащихся на размышления, поиск и исследовательскую деятельность; способствует повышению культурного уровня, развивает эстетический вкус. * Развивает самостоятельную деятельность, вырабатывает в каждом ученике настойчивость в достижении цели. Основной вопрос учебного проекта: В чем тайна личного имени? Каково происхождение личных именований учащихся класса? Участники проекта: учащиеся 5 класса. Информационные ресурсы: научная и публицистическая литература, электронная энциклопедия, сайты Интернета. Темы самостоятельных исследований:
Результаты представления проекта:
Дидактические цели проекта:
Методические задачи:
Этапы проведения проекта
Презентации материалов проекта представлены в приложении. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Беседа «Ты и твое имя». Цель : углубить представления учащихся об именах собственных и нарицательных ; формировать интерес к истории языка , литературе ; активизировать познавательную деятельность учащихся . Перед беседой можно попросить учащихся подготовить занимательные материалы по теме , составить кроссворды , сочинить стихи или рассказы , сказки , подготовить вопросы . Рассказ учителя . Имя человеку дается один раз . Оно становится своеобразным удостоверением личности , его личным именем . Все личные имена некогда были именами нарицательными . У русского народа и других народов в древности существовал обычай : при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов , явлений , признаков . Отсюда такие древнерусские имена , как Добрыня , Дружина , Калина . До принятия христианства у русских были имена , которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку (Большой , Рябой , Косой , Буян , Мал , Ждан , Молчан , Кудряш , Нелюб) , отражали порядок появления новых членов семьи (Первой , Первуша , Второй , Третьяк , Малюта , Поздей) . Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп , Бобыль , Селянин , Гольтепа) , место происхождения (Несвой , Инозем , Ненаш , Казанец , Серпуховитин ) , церковные отношения (Богомаз , Грех , Богомол , Игумен , Келарь ). Иногда и клички (Олух , Болван , Беспортошник) . Наши предки пользовались и иносказательными именами (Баран , Волк , Лиса , Ворона , Оладья , Блоха , Бандук , Дуб). В летописи 15 века сохранились имена : Баран Филиппов , Овца Владимиров , Паук Иванов . Были и имена другого рода – княжеские , возникшие на общеславянской или русской почве : Ярослав , Всеволод , Владимир , Будимир и др. Некоторые славянские имена возникли позже : Бажен – желаемый , Тарас – беспокойный , Руфина – рыжая . Иногда в качестве имен брались не реальные , а желаемые признаки : Светозар (светлый , как заря) , Владислав (владеющий миром) , Доброслава (имеющая добрую славу) , Всемила (всеми милая). Детям давались и древнегреческие , и римские имена : Каллистрат (хороший воин) , Севастиан ( достойный поклонения) , Наум (радость , утеха) , Домна (хозяйка) . Красивых древних женских имен сохранилось очень мало : Голуба , Несмеяна , Забава , Лебедь , Ждана , Досада , Борислава , Святослава . Смысловые значения некоторых имен забывались . А нерицательное имя превращалось в собственное . Имя Прасковья осознается как имя только потому , что в быту уже едва ли кто вспоминает о его первоначальном значении – «пятница» . Некоторые обрусевшие имена подвергались сокращению : Борислав – Борис (борющийся за славу) , Вадимир – Вадим (наставляющий мир) . В.А.Жуковский опоэтизировал имена Светлана (светлая) , Людмила (людям милая ) . А.С.Пушкин использовал имя Чернава . Д.И.Фонвизин назвал своего героя из комедии «Недоросль» Митрофаном . В буквальном переводе с греческого языка это имя означает «являющий свою мать», т.е. похожий на свою мать . Имя положительной героини - Софья (греч.) – «мудрая» . В популярной повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» главный персонаж – Эраст (греч.)- «прелестный , милый , возлюбленный» . Главный герой «Шинели» назван Н.В.Гоголем Акакием Акакиевичем(греч.) – «не делающий зла , безропотный , кроткий « . Он на самом деле кроткий , тихий , безропотно переносящий все невзгоды . У А.Н.Островского в «Грозе» главная героиня Катерина , что означает «гордая , чистая» . А в пьесе «Бесприданница» героиня - Лариса – «чайка» . Она , действительно , как чайка , стремившаяся к свету , свободе . А вот имена из сказок : Елена и Василиса . Елена (греч.) – «свет , факел». Василиса (греч.) – «царица , царственная» . Героини различны по своему характеру. Елена – мягкая , лиричная , «носит» постоянный эпитет «прекрасная» . А Василиса – мужественная , находчивая , энергичная . Поэтому Василиса всегда «премудрая» . Почему на Руси было распространено имя Иван ? Потому , что это имя в полных святцах встречается 170 раз . ( Святцы или месяцесловы с русской православной церкви – особые книги . В святцах на каждый день были записаны имена святых , которых в этот день чтит церковь . Священник родителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен , которые значились в святцах .) Иногда священник шел на уступки и давал другое имя , которое в святцах не значилось . Этим и объясняется , что иногда имя , редко встречающееся в святцах , в жизни встречалось довольно часто . Таковы славянские имена Вера , Надежда , Любовь . Ответы на вопросы учащихся , отгадывание кроссвордов , выполнение занимательных заданий , прослушивание сочинений учащихся . ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Беседа «Революция и имена» . Цель : расширить знания учащихся об именах собственных и нарицательных ; формировать интерес к русскому языку ; показать взаимосвязь истории и языка ; активизировать познавательную деятельность учащихся . Материалы к беседе . После революции регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния (загсы) . Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое . Родители иногда давали своим детям нелепые , странные имена . Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен , которые не имели распространения в последующие годы . Например , Береза , Сирень . Представлены чуть ли не все элементы химической таблицы Менделеева: Радий , Иридий , Рутений , Вольфрам , Рубин . В качестве личных имен были использованы и математические термины , и технические названия : Медиана , Радиана , Алгебрина , Гипотенуза , Турбина . Также были модны имена из других языков : Изольда , Артур , Элиза , Роберт , Эдуард , Эвелина . Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов : Венера , Диана . Очень много имен было образовано от революционных лозунгов : Ноябрина , Свобода , Нинель ( если прочитать справа налево – получится Ленин ) , Вилена (Владимир Ильич Ленин – сокращенно Вилена ) , Нера ( новая эра) , Роблен ( родился быть ленинцем ). Уродливые имена : Цас ( Центральный аптечный склад ) , Райтия ( районная типография) . Н.А.Петровский рассказывает в «Словаре русских личных имен» о странных именах , нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией . Например , Гарри Семенович Попов , Диана Кривоногова , Роберт Овечкин , Рэд Алексеевич . Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50-е годы ) звали Палладий Меринов . Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора . На занятии можно предложить учащимся поработать с книгой Н.А. Петровского «Словарь русских личных имен» (М.: Сов. Энциклопедия , 1980). ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Вопросы для викторины 1. Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне ? (Анна , Алла и др.) 2. Какие имена можно получить , заменив одну букву ? (Например , Таня – Ваня). 3. Какое женское имя состоит из тридцати букв Я ? (Зоя). 4. Назовите города , состоящие из двух мужских имен . ( Борисоглебск , Петропавловск) . 5. Образуйте имена из следующих сочетаний слов : владеть миром ( Владимир) ; владеть всем (Всеволод) ; любить мир ( Любомир ) ; свято славить ( Святослав ) ; милая людям ( Людмила) .
Лев в имя Тит . ( Лев – лед – лад – лат – лит – Тит ). ПРИЛОЖЕНИЕ №5 Словарь имен
Источники информации: 1. Е.Н.Полякова «Из истории русских имен и фамилий» (книга для учащихся); М.,2002, Гуманитарный центр «Монолит»; 2. В.Н.Никонов «Словарь русских фамилий»; М.,«Школа-Пресс», 1993; 3. А.В.Суслова «О русских именах»; Лениздат, 1994; 4. Л.А.Введенская «От названий к именам»; «Феникс», Ростов-на-Дону,1995; 5. Ресурсы Интернета. |
Тема: Имена существительные собственные и нарицательные Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные.... | Тема урока : Имена существительные собственные и нарицательные Предметные результаты : Познакомить с понятиями «имена существительные собственные и нарицательные», формировать умение их различать,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Имена существительные одушевлённые и... | Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «имена существительные... Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | ||
Конспект урока русского языка по теме «Имена собственные» 2 класс... Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные.... | Урока Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: «Собственные и нарицательные имена существительные», 1 урок | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» | План-конспект урока тема: «собственные и нарицательные имена существительные» Русский язык. 5 кл.: учеб для общеобразоват. Учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской,... | ||
Конспект урока русского языка в 4 классе Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | Кто. На какие вопросы отвечают другие слова? Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Создать условия для формирования и развития умений различать имена существительные собственные и нарицательные | Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | ||
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Число имён существительных» Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные... | «Имена существительные собственные и нарицательные» Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,... |