План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
Герасимова Наталья Николаевна
учитель МБОУ г. Владимира СОШ № 34
Ход урока
I. Орг. момент- Здравствуйте!
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем. II. Постановка учебной задачи
- С давних времен существует страна под названием « Части речи». Она поделена на части, каждая из которых имеет свое собственное название, имя. Мы только начали знакомиться с одной из ее частей – именем существительным. И сегодня мы отправимся в путешествие по этой стране. Вспомним, что нам известно об имени существительном.
Слайды 2 – 9 (блиц- опрос)
Имя существительное обозначает признак предмета?
Имя существительное обозначает предмет?
Имя существительное отвечает на вопросы что делает? Что сделает?
Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что?
Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду?
Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
Имена существительные изменяются по числам?
Мы с вами попали на станцию «Наблюдайка»
Как вы думаете, какие качества нам потребуются на этой станции?
Слайд 10
Рассмотрите таблицу. Что нас может тут насторожить? Почему?
Как нужно писать эти существительные? ( С большой буквы)
Такие существительные мы будем называть собственными.
Как вы думаете, почему они так называются?
Слайд 11
Посмотрите, какие существительные являются собственными. Сделайте вывод.
Слайд 12
Существительные собственные обозначают имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия.
Слайд 13
Вернемся к нашей табличке. Рассмотрите существительные, записанные в 1 столбике. Будут ли они собственными? Почему?
Такие существительные называются нарицательными. (слайд 14-15)
Попробуйте сами привести примеры собственных и нарицательных имен существительных. Запишите их в тетрадь.
А теперь немного отдохнем.
Релаксация. Физминутка (спокойная)- Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Шея не напряжена…
И рассла-бле-на…
(Пауза.)
Мы спокойно отдыхаем…
(Громче, быстрей, энергичней.)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и …приступаем к дальнейшей работе.
А мы прибываем на следующую станцию – «Почитайка»
Слайд 14-16
Рассмотрите слова. Что общего имеют слова 1 столбика? 2 столбика?
Какое задание мы можем выполнить , используя эти слова? ( составить пары слов – собственные-нарицательные имена существительные)
Выполните его. Запишите пары слов в тетрадь. Помните о написании собственных сущестивтельных. Проверьте, верно ли вы составили пары.
Слайд 17-18
А теперь поработаем в парах. Прочитайте предложения. Обсудите правильность написания слов в предложении. Сделайте выводы. Запишите 3 любых предложения в тетрадь.
Проверим правильность ваших выводов. (Фронтальная проверка)
А теперь мы отправляемся на следующую станцию «Поиграйка»
Слайд 19-23
Предложите варианты правильного написания предложений. Запишите их в тетрадь.
Какое правило о написании собственных существительных мы должны помнить?
III. Подведение итогов урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте подведем итоги урока.
Слайд 24
Что нового мы узнали на уроке?
Какие существительные называются собственными?
С какой буквы они пишутся?
Какие существительные называются нарицательными?
IV. Самооценка
Мы сегодня хорошо поработали в целом. А сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке на шкале самооценки. Кому было трудно? Какую задачу мы поставим перед собой на следующий урок? |