Скачать 92.36 Kb.
|
Тема урока «Род имён существительных» Подтема урока «Загадочное имя существительное» (слайд 1) Тип урока: урок обобщения и углубления знаний и умений. Методы обучения: технология проблемного обучения, игровая технология, ИКТ. Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология» (части речи) и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного. Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые», «Имена существительные собственные и нарицательные», «Морфологический разбор имени существительного». Формы организации учебной деятельности:
Цели урока: Образовательные:систематизировать знания учащихся о грамматической категории рода существительных, распознавать род имён существительных, правильно употреблять в речи (согласовывать) имена существительные с формами прилагательных и глаголов в прошедшем времени, овладевать нормами литературного произношения для формирования культуры устной речи. Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе; умения слушать и корректно оценивать ответы товарищей. Развивающие: создать условия для формирования умения находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных, создать условия для развития самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности учащихся. Оборудование и ресурсное обеспечение:
Ход урока: 1. Оргмомент. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости, поэтому нам с вами нужно очень хорошо потрудиться. Я думаю, что у нас с вами все получится. Чтобы настроиться на урок, вы сейчас назовете мне имена существительные. Учащиеся 1-го ряда сядут, когда назовут существительные одушевлённые, а 2-го ряда – неодушевлённые (опрос змейкой). Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. 2. Сообщение целей урока 1. Однажды один английский школьник решил написать письмо своему русскому другу, и чтобы его порадовать успехами в освоении русского языка, написал свое послание на русском языке. Давайте посмотрим на фрагмент этого письма.(Слайд 2) В этом году холодное и снежное зима. Река замерзло. В воздухе порхает красивое и изящное снежинка. -Что удивило? Что вызывает улыбку? (нарушения в согласовании существительных и прилагательных, нарушения связаны с категорией рода имени существительного) Итак, тема нашего урока? «Род имен существительных». (Слайд 3) 2. Формулирование цели урока.(Слайд 4) - Какова цель нашего занятия? (Обобщить знания, углубить их, научиться исправлять ошибки в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в прошедшем времени). Итак, приступаем к уроку. Запишем в тетрадях число и тему. 3.Актуализация опорных знаний 1.Словарный диктант. (Слайд 5) Россия, кинотеатр, полуостров, пансионат, Великая Отечественная война, шорох, компьютер, аппарат, регулировать, профессия, безвкусица, блистать, блестеть, велосипед, вестибюль, Шотландия, крыжовник, компьютерщик 2.Игра «Я работаю волшебником» -Превратите имена нарицательные в имена собственные. Птица орел - город Орел Плодородная земля - планета Земля Воздушный шарик - собака Шарик 3. Синтаксическая пятиминутка Задание: Объяснить знаки препинания, найти существительные, сделать морфологический разбор 1-го существительного. Из какого произведения данное предложение? Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькойприятельницы отдавался в наших сердцах.
4. Мотивация. Введение в новую тему. Вопрос классу: сколько родов существует для имени существительного? (три рода: мужской, женский, средний. (Слайд 6)
Определение принадлежности существительного к одному из трех родов: (слайд 7-8)
5.Создание проблемной ситуации.
(Слайд 10) Вывод: категория рода у имени существительного – постоянный признак, имя существительное не изменяется по родам, оно относится к словам мужского, женского или среднего рода. (Слайд 11) Даны слова: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, егоза, задира, засоня. 1.Опережающее задание:Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя? 2.Неясно? Почему? Вывод по заданию.(Слайд 12) Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте. Какой мальчик злюка! Какая девочка злюка! 2.Лабораторная работа. (Слайд 13) Задание Внимательно прослушать текст, ответить на вопрос в конце текста. ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА Костя Ошибкин серьезно обиделся: — Ты — задира, — со слезами в голосе объявил он Пятеркиной. — Сам ты, Костя, — задира. Да еще и правил не знаешь, — бойко ответила она. — Знаю,я все знаю, только ошибаюсь иногда. Зато ты — зазнайка, Лена. Лена и тут не обиделась, засмеялась и ответила: — Костя, а ты не бываешь зазнайкой? — Нет. Зазнайками, плаксами, задирами и непоседами бывает только женский пол. А вы теперь как считаете? Только ли к женскому роду относятся эти слова? 3 .Всегда ли легко определить род? Работа с таблицей. (Устно). (Слайд 14) Методическая рекомендация. Следует помнить, что местоимения мой, моя, моё – это не способ определения рода, а способ выражения рода. Мы можем подставить эти местоименияопорные слова, если нам известен род существительного. Если же мы не знаем род слова, то и не можем подобрать опорное слово«подсказку»: мозоль, тюль– мой или моя? (Слайд 15) Ученикам следует сказать, что сомнения в определении рода возникают, если слово оканчивается на ьи имеет нулевое окончание. В этом случае нужно обратиться к словарю и заучить род существительных. В зависимости от этого и сочетать с именем прилагательным: больная (моя) мозоль (ж.р.), красивый (мой) тюль (м.р.).
Вывод по заданию.(Слайд 16) Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком». больная мозоль чёрный рояль стручковая фасоль красивый тюль тёмная вуаль ароматный шампунь
4.Существительные во множественном числе. (Слайд 17) Почему нельзя определить род имен существительных: ножницы, ворота, брюки, часы? (Слайд 18) Запомните! Род определяется только у существительных, имеющих форму единственного числа Физкультминутка: (на 20 минуте) Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём и опять писать начнём. Ручки выше, шире плечи, Раз, два, три, дыши ровней, От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней.
2. Выполнение упр. 500 (взаимопроверка, работа в парах) 3. Выполнение упр. 501(проверка на экране). (Слайд 20) 4. Составить 3 предложения с существительными общего рода. (Забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, егоза, задира, засоня)(Слайд 21) 7. Итог урока Итак, сегодня на уроке вы узнали, что бывают имена существительные, которые люди произносят неправильно, неправильно определяют их род. Перечислите некоторые из них. 8.Рефлексия -А теперь найдите на партах сигнальные карточки. Поднимите красный сигнал те, кто старался, трудился, добивался поставленной цели, был активен, внимателен, давал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, не допускал ошибок. -Поднимите синий сигнал те, кто работал хорошо, активно, старался, но не всегда получалось верно. -Поднимите жёлтый сигнал те, кто старался, но не очень был активен, допускал много ошибок. Не расстраивайтесь, дома вы еще подучите правило, и на следующий урок результат будет гораздо лучше. -Молодцы, все ребята работали хорошо, старались, были активны, особенно хочется отметить работу ... "5" получают ... "4" .... 9. Домашнее задание по выбору.(Слайд 22) 1.Тестовые задания 1.Укажите ряд слов, в котором все существительные женского рода А) Площадь, тетрадь, дочь Б) Ночь, демонстрация, побережье В) Экспедиция, прорубь, случай 2. Укажите ряд слов, в котором все существительные мужского рода А) Рояль, речь, календарь Б) Гербарий, вихрь ключ В) Метель, тополь, предложение 3. Укажите ряд слов, в котором все существительные среднего рода А) Озеро, якорь, полынь Б) Песня, мороз, строй В) счастье, течение, сердце 4. Укажите словосочетание без нарушения нормы языка А)старинная здание Б)гладкая поверхность В)чужая зеркальце 2.Написать 5 предложений на одну из тем: «Я готовлю обед», «Мы с отцом мастерим», используя слова общего рода и слова, имеющие только множественное число. 3.Выполнить упражнение 502. Всем спасибо за урок! (Слайд 23) |