Скачать 66.43 Kb.
|
Тема: «Урок- путешествие. Местоимение как часть речи». Цель: обобщить знания о местоимении, как о части речи, его роли в устной и письменной речи; познакомиться с классификацией местоимений; развивать орфографическую зоркость. Ход занятия: 1. Орг. Момент. 2. Знакомство с местоимением. -Мы сегодня с вами познакомимся ещё с одной частью речи. А какой вы постараетесь отгадать из стихотворения. ОН, ОНА, ОНИ, и МЫ, ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ. С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я- Что же это за слова? Это, без сомнения, Слова-... - Правильно, это слова-местоимения. -Беседу о местоимении мы начнем со стихов. Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, МЫ ИМ обратно НАС. ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ,- Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ… -Поняли что-нибудь? Нет? А как вы думаете, почему? С одной стороны, как будто все в полном порядке: около десятка вполне правильных предложений с подлежащими. Но сколько бы вы ни ломали головы, вам не удастся сообразить, про что и о ком в этих стихах рассказывается. Почему? Да потому, что имена существительные пригласили вместо себя своих штатных заместителей-местоимений. Кто мне скажет, почему местоимения получили такое название? (употребляются вместо имен существительных и имен прилагательных) Подсказка: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена. -Попробуйте дать определение местоимения. Сравним с учебником на с. 164. -Мы сейчас находимся в небольшом городе МЕСТОИМЕНИЯ, который граничит с такими городами¸ как Прилагательность, Существительность и с другими. Как вы думаете, почему соседями Местоимения являются именно эти населенные пункты, а не другие? -Правильно, местоимения могут заменить представителя из этих городов. В этом маленьком, но дружном городе живут Местоимения. И как в любом другом населенном пункте здесь замечательно соседствуют разные семьи местоимений. Давайте прочитаем фамилии этих семей. Сначала мы с вами отправимся в гости к первой семье, фамилия которых Личные. Знакомьтесь Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, МЫ, ВЫ. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо имен существительных и указывают на лицо. Я - на лицо говорящего, ТЫ - на того с кем говорят, ОН, ОНА - на тех, кто не участвует в разговоре, МЫ, ВЫ, ОНИ - соответственно, но о нескольких лицах. Задание: Вставьте личные местоимения. … нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? -А кто скажет и объяснит, для чего нужны нам местоимения? Для чего их приглашают вместо себя прилагательные и существительные? (для разнообразия речи, для исключения повторов) А вот и другая семья - Отрицательные. В их характере заметную роль сыграли недобрые и нехорошие, одним словом, отрицательные частицы не, ни. И вот, что получилось: мягкое НЕЧТО, злая НИЧТО, скромное НЕСКОЛЬКО, решительное НИСКОЛЬКО, застенчивое НЕКОГДА, безжалостное НИКОГДА. Отрицательные местоимения самые трудные для написания. Вот вам рифмовка для заучивания. В отрицательном местоимении Знай: под ударением не, А ни - без ударения! Задание. Вставьте пропущенные буквы в отрицательные местоимения. Н..что, н..что, н..сколько, н..сколько, н..когда, н..когда, н..кого, н..кого. А теперь мы в гостях у семьи Неопределенные. Какие же они? Они ни хорошие, ни плохие, ни добрые, ни злые, ни внимательные, ни равнодушные, ни умные, глупые… Они неопределенные, какие-то бесхарактерные, неточные, приблизительные. Знакомьтесь, это КТО-ТО, это НЕЧТО, Кое- кто, кое-что. Всех и не перечислишь. Задание Спишите текст. Найдите в тексте неопределенные местоимения и подчеркните их. Однажды кто- то зачем-то взял что-то в каком-то месте. Его и искали почему- то за кражу чего-то какие-то двое. Искали слева, искали справа по каким-то следам. И узнали они, никогда ни в каком месте никто ничего не брал. Ой, смотрите, ребята нам прислали письмо. Только от кого оно непонятно-все замазано, видно очень сильно испачкалось в пути. Давайте прочитаем письмо, и может, поймем, кто автор. Давайте прочитаем. Физминутка Раз-поднялись,потянулись. Два - согнулись, разогнулись. Три - в ладоши 3 хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять - рукою помахать. Шесть - на место тихо сесть. 1. Какие руки состоят из трех местоимений? {Вы-мы-ты), 2. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-мы). 3. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я). 4. Сколько личных местоимений в слове семья! (7я). 5. Первый слог слова - личное местоимение. Второй слог этого слова -детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я-корь). 6. Первый слог - личное местоимение. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - овощ. (Ты—ква). Письмо возвратного местоимения. Здравствуйте, ребята! Я - возвратное местоимение. Хоть и не очень скромно так говорить о себе, но я удивительное местоимение. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно пишут. А ведь тогда я само на себя непохоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме. Когда же ребята ленятся, я ужасно расстраиваюсь. Иногда я так сержусь, что могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно! Вам ведь трудно будет без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я было само на себя похоже. С дружеским приветом. От СЕБЯ. -А кто догадался, как зовут это местоимение? Оно очень особенное и интересное. -Да, это СЕБЯ. Оно обозначает, что действие направлено на само действующее лицо, как бы возвращается к нему. Задание. Исправьте ошибки. Я укорял меня за невнимательность. Он хвастун: всё время хвалит самого его. А вот и наши Притяжательные местоимения. В этой семье очень любят своё имущество. Самым любимое их развлечение - пересчитывать своё добро. Они садятся вокруг и нетерпеливо ждут, когда же наступит их минута. - Моё!- кричит местоимение МОЁ. - Нет, наше,- возражает НАШЕ. -Это совсем не ТВОЁ, говорят они постоянно друг другу. -Но и не ВАШЕ,- слышат ежеминутно в ответ. Песенка о притяжательных местоимениях А. Хайта Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошел, крикнул возмущенно: « Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!» Детям надо наполнять ихние желудки.» Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: « Слушать я уже устал ейные упреки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит кажный день.» И у нас во дворе слышал я однажды, Как ребята говорят: «ихний», «ейный», «кажный», Чтобы вы никогда не попали в лужу, ИХ, ЕГО, и ЕЁ говорить вам нужно. Пели мы про поросят, Намекали на ребят. То, что можно поросятам, Непростительно ребятам. Ребята, кто догадался, что хотел объяснить нам автор, какие слова местоимения нужно употреблять правильно в своей речи? Евонный – его, ихние – их, ейные – её, кажный – каждый. А вот и последняя семья в этом удивительном городе и живут здесь девять местоимений с фамилией Указательные. Они очень гордые и важные. Это любители поучать и указывать. ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, ЭДАКИЙ, ОНЫЙ, СЕЙ, ЭКИЙ. Задание. А сейчас, ребята, нам предстоит самое тяжёлое задание – нам нужно будет правильно записать местоимения. Игра «Ромашка». Ребята вытягивают слова и правильно записывают их на доске. НЕКОТОРЫЙ, КТО – ТО, КОЕ – ЧТО, ЧТО – НИБУДЬ, НЕЧТО, НИЧТО, НЕЧЕГО, НЕКОГО, НИ С КЕМ, КОЕ В ЧЁМ, ЧТО – ЛИБО, КТО – НИБУДЬ, КОЕ С КЕМ,НЕСКОЛЬКО, НИ У КОГО, НЕ С КЕМ Задание. Записать предложения и определить , каким членом предложения является местоимение. Никто не знал ответа на вопрос. Такой зимы я не видел давно. Задание. Просклонять местоимение мы, они. Задание. Впишите по горизонтали слова, соответствующие определениям, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи. 1.Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в дательном падеже. 3. Опреде-лительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот. 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он. 7. Определительное местоимение: именно, как раз. 8. Неопределенное местоимение, синоним местоимения кто – то . 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3 –го лица множественного числа. 11. Неопределенное местоимение: неизвестно что. Этот урок целесообразно проводить после изучения всех разрядов местоимений, повторения правописания местоимений с предлогами. Поэтому в качестве самостоятель-ной работы можно раздать перфокарты, чтобы проверить, как учащиеся усвоили данный материал. Задание: Составьте с одним из этих местоимений предложение. Закрепление. Соедини Я, ты, он, вы. Отрицательное Этот, тот, таков. Неопределённые Какой-то, что-то. Возвратное Никакой, нечто. Указательные Мой, наше, их. Притяжательное Себя Личные А может не стоит нам вообще употреблять местоимения в своей речи, меньше будем допускать ошибок, меньше нужно будет заучивать правила? Какова роль местоимений в нашей речи? Домашнее задание: Упр. 392, карточки . |
Тема урока: Местоимение как часть речи Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,... | Урок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе | ||
Урок-путешествие в страну Глаголию. 5-й класс Тема: закрепление изученного... Цель урока: контроль за усвоением знаний, формулирование умений и навыков по теме | Тема: Местоимение как часть речи Прочитайте. Из данных предложений составьте текст текст. Озаглавьте. К какому типу речи относится | ||
Урок русского языка Тема: «Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение» Цель: повторить, обобщить, систематизировать всё, что знают обучающиеся о местоимении как части речи, проверить прочность знаний... | Урок русского языка "Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимения" (6-й класс) Осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний | ||
Тема урока. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений Содействовать в ходе урока воспитанию коммуникативных качеств, патриотизма, дать возможность слабоуспевающим уч-ся показать свои... | Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся: таблица личных местоимений, карточки с предложениями, сигнальные... | ||
Конспект урока местоимение как часть речи, разряды местоимений фио... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула | Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица... Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,... | ||
Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи» После контроля понимания основного содержания текста учащимся предлагается заполнить карточки для индивидуального контроля правильности... | Конспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть... Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных... | ||
Урок-соревнование по теме «Местоимение» «Местоимение», выработка навыков грамотного письма, морфологического разбора местоимений, выполнения тестовых заданий | Урок по теме «Местоимение» Тема: я усвоил все местоимения Цель Чтобы наш урок получился таким, вы должны быстро и активно работать, быть внимательными, быстро вспоминать всё, что было изучено... | ||
Прилагательное как часть речи Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок приключение, полное опасностей и неожиданностей | Исследование по русскому языку Тип урока открытие нового знания.... Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи |