Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи»





Скачать 77.02 Kb.
НазваниеКонспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи»
Дата публикации27.07.2014
Размер77.02 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект
Конспект урока

Предмет: русский язык

Тема: «Местоимение, как часть речи»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Класс: 4

Учитель: учитель начальных классов МКОУ Шибаевской ООШ Шакирова Рауфа Рафаэловна

Цели урока:

Дидактические:

- формирование представления о местоимении как части речи. Познакомить учащихся с особенностями местоимений 1-го, 2-го и 3-го

лица.

– наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

– развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

– формирование элементарных лингвистических компетенций.

Развивающие:

– развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

– развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

– воспитание навыка самостоятельности;

– формирование чувства языка;

– воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Оборудование:  мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся: таблица личных местоимений, карточки с предложениями , сигнальные карточки, сердечки, сигналы «Светофор»; толковый словарь Ожегова, кроссворды.

Ход урока

I.Организационный момент

Психологический настрой на урок

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

– Здравствуйте! Мы начинаем урок русского языка.

На доске карточки с числами 16,15,1. Назовите, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания? (В алфавитном порядке это буквы О, Н.А)

II. Минутка чистописания.

III.Орфографическая минутка

Игра «Молчанка» (с сигнальными карточками)

К...нцерт, пр...ставка, к...силка, меб...ль, сер...бро, зл...дей, х...р...вод, ск...мей-
ка, к...ролек, в...семнадцать, м...дуза, п...жайлуста, пр.. з...дент, яг..да, ц..ркуль,
ч...ртеж.

IV.Актуализация знаний. Введение в тему.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Понятие о местоимении».

– Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой частью речи. Презентация.

– Прочитайте текст. Определите, какой в нём недостаток? Какая речевая ошибка допущена? (Повторяется слово сова в каждом предложении).

Сова – хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти, чуткие уши.( слайд 1)

– Как можно исправить этот недостаток? (Слово сова заменить другими словами).

Замена слов в тексте.

Сова – хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником. У неё мощные когти, чуткие уши.( слайд 2)

-Назовите слова, которые помогли исправить речевую ошибку. На какие вопросы отвечают?

–  Запишите текст в тетрадь.

– Вместо какой части речи Вы употребили слова она, у неё? (Вместо имени существительного).

-Какой частью речи являются?

- Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или о чем идет речь в предложении?

Местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями или местоимениями-существительными. (слайд № 3)
Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

- Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными. (слайд № 4)

В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)

1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.

2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?

(Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

- Эта часть речи называлась раньше. ( «Вместоимения» т.е. «вместо имени». Затем буква В затерялась и осталось местоимение.)

- Сегодня мы исследуем эти местоимения.

V. Физминутка. Физкультурно – спортивная.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

VI. Продолжение изучения новой темы.

(слайд 6)

Демонстрация слайдов «Гнёзда птиц».

Выполнение упражнения 375 на стр.165 «У кого гнездо лучше?» (В.Бианки), автор учебника Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4 класс.

Слайд 7 Слайд 8

Слайд 9
VII. Закрепление полученных знаний

Презентация «Шарады». «Мозговая гимнастика» подумайте и отгадайте.

- В тетрадь вы запишите только те местоимения , которые спрятались в ответе .1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

(Я-МЫ).

Слайд 10

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (ТЫ-КВА)

Слайд 11
3. Сколько местоимений в слове СЕМЬЯ? (СЕМЬ-Я)

4. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – мелкая клевета или клеветник. (Я-БЕДА)

Слайд 12
5. Первый слог – личное местоимение. Второй слог найдёшь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе – обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-ЩИК)

Слайд 13

6.Когда руки бывают местоимениями ?

( Вымыты . Местоимения ВЫ, МЫ,ТЫ)

7.К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы

получить неодушевлённый предмет ?

( Мыло . Местоимение МЫ) .

8. Первый слог - личное местоимение,

Второй - детская болезнь.

А целое - тот предмет, который

Выбрасывают, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен.

Что это? (Я - корь).

VIII. Пальчиковая гимнастика.

У: Чтобы наши пальчики сегодня хорошо работали, давайте сделаем гимнастику. Приготовьте ладошки и повторяйте за мной слова и движения.

Мы капусту рубим – рубим (ребро ладоней ударяет по столу, имитируя работу ножей, - 3 раза)

Мы капусту солим – солим (движение пальцев, имитирующее посыпание соли, - 3 раза)

Мы капусту жмём – жмём (сжимание и разжимание кулачков – 3 раза)

Мы капусту трём – трём (потирают ладошки – 3 раза).

- Какие местоимения стали нашими хорошими друзьями? (Личные).

- На какие группы можно разделить все личные местоимения?(на три группы по лицам и на две группы по числам)

- Разделим личные местоимения на группы. Слайд 14





1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ед.ч










Мн.ч










Слайд 15






1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ед.ч

я

ты,Вы

Он,она,оно,

Мн.ч

мы

вы

они

IX. Подведение итогов урока

- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

- Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

- Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

- У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение мы.

Все дети получают сердечки с надписью "Я+Я= МЫ

Рефлексия "Светофор" (слайд 16)

Красный зелёный жёлтый цвет

Ребята приклеивают на лист сигналы.

X. Выставление оценок.

XI.Домашнее задание.
Стр.166 №376 , выучить таблицу личных местоимений, тест.

Приложение.

Тест по теме «Местоимения»
1. Укажи местоимения 1-го лица.
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
1) я, мы
2) ты, вы
3) он, она, оно, они
3. Выбери местоимения 3-го лица.
1) я 2) он 3)ты 4) она 5) мы 6) оно 7) они 8) вы
4. Личные местоимения употребляются вместо...
1) имени существительного;
2) имени прилагательного.
5. Личные местоимения...
1) называют предметы;
2) указывают на предметы.
6. Найди в стихотворных строчках местоимения. Подчеркни, укажи их лицо.
Целый день он занят делом,

Двух минут не отдохнет:

То он парту мажет мелом,

То сидит, бумажки рвет!
а) 1 л. б) 2 л. в) 3 л.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Местоимение как часть речи»
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconТема урока: Местоимение как часть речи
Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; формирование умения находить местоимения в речи,...
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема: Обобщающее повторение. Местоимение как часть речи
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconТема урока. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений
Содействовать в ходе урока воспитанию коммуникативных качеств, патриотизма, дать возможность слабоуспевающим уч-ся показать свои...
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект урока местоимение как часть речи, разряды местоимений фио...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №60» города Барнаула
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconТема: Местоимение как часть речи
Прочитайте. Из данных предложений составьте текст текст. Озаглавьте. К какому типу речи относится
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи»
Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект урока определение глагола как части речи фио андюкова Елена...
Базовый учебник Русский язык. 2 класс. Авторы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект урока по русскому языку, проведенный в 6 классе по теме...
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект урока русского языка Тема: Приставка как часть слова
Базовый учебник – Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект открытого урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи»
После контроля понимания основного содержания текста учащимся предлагается заполнить карточки для индивидуального контроля правильности...
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconТема урока. Кол часов
Русский язык – развивающее явление, национальный язык русского народа. Лингвистика как наука о языке и речи
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» icon7 класс русский язык умк «Русский язык» С. И. Львова Грамматика:...
Грамматика: морфология и синтаксис. Тема рассчитана на 6 уроков. Итоговым будет семинар, где вы будете выполнять разные роли (анализируем...
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект урока обобщение изученного по теме «Причастие как часть...
Причастие как часть речи”; продолжить работу по нахождению причастий в речи, контроль сформированности орфографических и пунктуационных...
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconУрока: Причастие как часть речи Цели урока
Учебник «Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010. Авторы М. Т. Баранов, Т. А....
Конспект урока Предмет: русский язык Тема: «Местоимение, как часть речи» iconКонспект открытого урока в 4 классе. Русский язык. Тема: Обобщение...
Цель: Обобщить знания учащихся о сходствах и различиях между данными частями речи; Формировать умения правильно и точно употреблять...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск