Конспект урока русского языка
Тема: Приставка как часть слова.
Автор: Семина Ольга Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района
Наименование раздела программы: Состав слова (« Как устроен наш язык»)
Количество часов: 2 часа.
Тип урока: комбинированный.
Элементы содержания урока: знакомство с приставкой как значимой частью слова. Выделение приставки из состава слова. Значение приставок.
Требования к уровню подготовленности учащихся:
-Знать значимые части слова.
-Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова.
Элементы дополнительного содержания: образование родственных слов помощью различных приставок.
Домашнее задание: Учебник, стр.128, П, алгоритм, с.130, упражнение 5.
Цель урока: познакомить с приставкой, как значимой частью слова.
Задачи.
1)Познакомить с приставкой, как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
2) Организовать наблюдение за этой частью слова и научить выделять ее из состава слова.
3) Способствовать актуализации знаний и умений учащихся по пройденным темам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
1) Формулировать определение приставки.
2) Объяснять значение приставок.
3) Выделять в словах приставки.
4) Образовывать новые слова с помощью приставки.
5) Выполнять задание в рабочей тетради.
6) Работать самостоятельно.
Метапредметные:
1) Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
2) Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
3) Работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя.
4) Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения по результату исследования.
5) Включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказаться.
Личностные:
1) Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к русскому языку.
2) Осваивать роль ученика на основе выполнения правил на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
3) Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Чтение и понимание учебного текста».
Ход урока
I.Организационное начало урока. Зарядка.
Учитель: « Улыбнись с утра щенку,
И росинке и цветку,
Пестрой бабочке в лугах,
Солнцу в легких облаках.
Бабочка махнет крылом,
Солнце ласковым лучом,
И росинка вспыхнет, радуя
Семицветной чудо- радугой.
И тогда увидишь ты,
Сколько в мире красоты!
Поделившись добротою,
Будет мир дружить с тобою!
« Если добрый ты» (танец).
II.Чистописание.
-Откройте тетради ( правила посадки и письма).
-Запишите число, классная работа. Ставим ударение и подчеркиваем опасные места в словах.
-Сейчас чистописание.
-Посмотрите на доску: оро.
-В чем особенность такого написания?
-В каких словах оно встречается?
-Как выполнить это написание?
-Будем выполнять под счет 1-2-3.
-Посмотрите, как делаю я.
-Теперь вы. Напишите 5 раз.
-Обведите зеленым цветом ваши лучшие соединения.
III. Словарная работа.
На доске слова на карточках: море, дорога, школа, берег, город.
Разбейте слова на 3 группы.
Подсказка ( ударение, опасные места).
Гласная в корне ударная ( море, школа)
Безударная гласная проверяемая ( берег)
Безударная гласная непроверяемая ( город, дорога)
-Что общего в словах третьей группы?
-Объясните лексическое значение слов- дорога и город.
-Кто знает, как назвать дорогу по-другому?
-Кто знает, как называются слова, которые пишутся по-разному, а обозначают одно и тоже?
-Составьте устно предложения с этими словами.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Как называется рубрика? Предлагаю блиц-опрос.
-Какую тему мы закончили изучать?
-Что такое суффикс?
-Для чего он нужен?
-Как его найти в слове? Приведите примеры слов с суффиксами.
-Как вы думаете, может ли быть слово без суффикса?
-А без корня?
На доске: море-приморский
дорога-придорожный
школа-пришкольный
берег-прибрежный
город-пригородный
Учитель: Прочитай слова.
-Назови корни и суффиксы.
Как называются слова во втором столбике?
-На какой вопрос они отвечают?
-Что обозначают?
-Можно ли сказать, что слова второго столбика имеют общее значение « находящийся рядом, около»?
-Назовите часть слова, которая образовала это значение.
-Зачем она нужна в слове?
Помощь: сравните значения слов
Морской и приморский
Дорожный и придорожный
Школьный и пришкольный
Дети говорят:
1) Есть разница в значении этих слов.
2) Новое значение заключается в приставке, которая придает это значение всему слову.
ВЫВОД: Чему сегодня посвящен наш урок?
Упражнение 1, стр. 128.
Давайте наблюдать за значением разных приставок.
Читай задание. Кто понял? Расскажи!
Как называется рубрика? (работа в паре)
В тетради:
Забежал за угол, выбежал из дома, прибежал первым, перебежал через дорогу, отбежал от края.
Учитель: Проверяем. Читай!
-Можно ли сказать, что слова ( 5 глаголов) это разные формы одного слова?
Дети: Нет, так как у этих слов разное значение, они называют разное направление движения..
Учитель: Рубрика « Тайны языка» обобщает наши наблюдения ( стр.128, читают дети). Выделите приставки.
Упражнение 2.
Учитель: Давайте закрепим представления о приставке в процессе наблюдения за группой слов.
На доске: вылить, перелить, налить, отлить, пролить.
-Можно ли сказать, что все слова – это формы одного и того же слова? ( Нет). Почему?
-Можно ли сказать, что это родственные слова?
-Как называется часть родственных слов, содержащая различающее их значение?
-Какое значение придает каждому слову приставка?
-Продемонстрируем каждое слово действием.
-Запишите слова в тетрадь, выделите приставки.
V. Перед физминуткой.
Учитель: Вот вы устали, готовя уроки
И непонятны учебника строки.
Значит, пускай отдохнет авторучка,
Значит, отодвиньте в сторонку тетрадь.
Вы поднимайтесь, отодвиньтесь от стула,
Если еще вы совсем не заснули.
Вместо зарядки, для настроенья
Вместе со мной успевай повторять.
( «Олень» - движения со словами)
Хором: У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайчик по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
- Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
-За, за забегай,
Лапу мне давай.
VI. Закрепление.
Учитель: Теперь будем тренироваться в поиске приставок для образования слов с заданным значением.
Найдите упражнение 3, будем работать в паре.
1 и 3 колонки 2 колонка
Начал говорить-заговорил. Перестал цвести-отцвел.
Начал петь-запел. Перестал греметь-отгремел.
Начал бежать-побежал. Закончил читать-дочитал.
Начал плыть-поплыл. Закончил шить-сшил.
Начал работать-заработал. Закончил идти-дошел.
Начал шуметь-зашумел. Закончил нести-донес.
Начал дуть-подул. Закончил расти-вырос, дорос.
Задание: одну пару слов запишите в тетрадь, во втором слове выделите приставку.
Учитель: Рубрика « Обрати внимание» - читают дети.
Рубрика « Подсказка» поможет выделить в словах приставку – читают дети ( или как найти приставку в слове?).
Упражнение 5.
Учитель: Прочитайте задание про себя. Его будете делать дома.
Упражнение 4.
Учитель: Читай задание. Кто понял, что надо делать? Работать будете самостоятельно. Начинайте.
Учитель: Начинаем проверку.
На доске: текст без приставок. Чего не хватает в нем?
-Иди, расставь приставки.
Неожиданно подул ветер. Серые тучи побежали по небу. На землю упали первые капли дождя.
Учитель: Объясните написание опасных букв. Оцените свою работу.
VII. Итог урока.
-Чему был посвящен урок?
-Что такое приставка?
-Зачем она нужна?
-Как ее найти?
-Чему ты сегодня научился на уроке?
-Оцените свою общую работу на уроке. |