Скачать 131.22 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа. Меленковского района, Владимирской области. Предмет: Русский язык Класс: 2 класс Тема урока: Приставка как часть слова (1 урок по теме «Приставки» (ознакомительный), урок изучение нового материала) УМК: «Начальная школа 21 века» Учитель: Елискина Светлана Ивановна учитель начальных классов высшая квалификационная категория 21.12.2010г Тема урока: Приставка как часть слова. Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью слова- приставкой. Задачи урока: 1. Актуализировать знания детей о частях слова; 2.Охарактеризовать приставки: место в слове, роль и значение; 3.Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся); 4.Способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез); 5.Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность; 6.Повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность; 7.Способствовать формированию коммуникативных навыков. Оборудование урока:
Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: работа в группах. Примечание: Урок составлен в ТРКМ. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы ТРКМ: «Инсерт», «Таблица вопросов», «Кластер». Ход урока: 1.Организационный момент. Вот опять звенит звонок Он зовет нас на урок. (создание благоприятной положительной атмосферы, представление гостей) 2. Минутка чистописания. ( ес)) - Ребята , откройте тетради и запишите в них слова «21 декабря. Классная работа». -Посмотрите на следующую строчку и назовите буквы, из которых составлено соединение для чистописания? («е», «с») -Какой вид соединения используется? (верхнее соединение) -Обратите внимание на безотрывное соединение букв. (прописав букву «е» продолжаем соединительный штрих до верхней линии рабочей строки. закругляем, касаемся верхней линии, снова закруглям и опускаемся ниже верхней линии до точки начала написания буквы «эс», возвращаемся назад по написанной линии прописывая левый полуовал, буку «эс») -Прописываем соединение целую строку. (дети пишут соединения. Обращается внимание на посадку:тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу, ноги ставлю прямо, за осанкою слежу,на отлично напишу.) -Во второй строке пропишите слова, в которых встречается это соединение. (лес, лесной, лесок)-7 минут 3.Вызов: актуализация знаний, постановка темы и целей урока. А) Актуализация знаний. -Посмотрите еще раз на записанные вами слова. Что вы можете о них сказать? (Это слова родственные, однокоренные, корень «лес») -Разберите слова по составу. Чем вы будете пользоваться при разборе. (памяткой.Слайд1. Памятка: разбор слова) - Проверим ваши результаты - Слово лес: окончание нулевое, корень лес. - Слово лесной: окончание ой, корень лес, суффикс н - Слово лесок: окончание нулевое, корень лес, суффикс ок - Сделайте вывод: Какие части слова вам встретились в данных словах? - В этих словах мы нашли корень, суффиксы, окончания.- 5 минут(3+2) Б) Прием «Инсерт» (введение нового знания). - Замечательно поработали. Чтобы нам еще больше узнать о частях слова, я предлагаю вам познакомиться с текстом «Части слова». Он разделен на части. Найдите его на ваших партах. Но вы не просто должны прочитать текст. Ваши задачи:
(Время работы с текстом 3 минуты. Приступайте .Каждая группа работает со своей частью текста ( Приложение1.) - Проверим, что у вас получилось. Проверка будет осуществляться по абзацам текста. (Слайд 3; Первый абзац , второй абзац, третий абзац, четвертый абзац – +, пятый абзац - ?, шестой абзац – +,?) - Итак, подведем итог. Выскажите свои мнения после работы с текстом. (- Мы много уже знаем о частях слова. Но в тексте нам встретилось новое слово «приставка» и новые сведения об этой части слова. - Мы пока не можем сказать, что такое приставка, ее место в слове, ее значение. У нас возникают вопросы о приставке. - Наверное, сегодня на уроке мы будем говорить о приставке.) В) Сообщение темы и цели урока. - Все верно. Тема нашего урока: Приставка как часть слова. Наша цель: познакомиться с приставками как можно ближе. Г) Постановка проблем (прием «Таблица тонких и толстых вопросов») - Ребята, попробуйте сформулировать по нашей новой теме толстые вопросы: Напомню, что можно воспользоваться табличкой- помощницей при формулировке вопросов (см. Приложение). Каждая группа формулирует по 3 вопроса. Время работы 3 минуты. - Проверим. - Что такое приставка? - Где стоит приставка? - Для чего служит приставка? - Какой значок приставки? - Много ли приставок в русском языке? - Есть ли трудные для написания приставки? - Молодцы. Попробуйте теперь составить по одному «тонкому» вопросу. Работаем, вам 2 минуты. - Проверим. - Почему приставка называется «приставкой»? - Какие слова могут образовывать приставки? - В чем разница между приставкой и суффиксом? Между приставкой и корнем? - Что случиться, если приставки исчезнут из русского языка? - Что случиться, если приставка будет менять свое место в слове? - Молодцы, Очень хорошие вопросы у вас получились. Мне кажется, самое время начать на них отвечать. В этом нам будет помогать учебник, ваши светлые головы. Готовы? Тогда начнем. 4. Физминутка(Мы устали , засиделись) 5. Осмысление А)получение новых знаний, соотнесение старой и новой информации, выдвижение гипотез. - В начале урока мы разобрали группу слов. Напомните их. (лес, лесной, лесок) - Я добавляю в эту группу еще одно слово: перелесок. Попробуйте его разобрать по составу.( - Окончание нулевое, корень лес, суффикс ок. У нас осталась еще одна часть пере. Мы думаем, что это приставка. ) -Давайте попробуем ее описать по нашим вопросам. - Что такое приставка?(часть слова) - Где стоит приставка?(перед корнем) - Для чего она появилась в слове?(образовалось новое слово) -А что обозначает слово «перелесок» (Перелесок – это молодой редкий лес: лес, отделенный полянами от большого леса) Б) Подтверждение гипотез научными знаниями. -Давайте сравним наши предположения с информацией в учебнике на стр.128.Найдем рубрику «Тайны языка» , прочитаем и сравним с нашими предположениями. Давайте там же найдем ответ на вопрос: как обозначается приставка? (прямоугольная галочка) - Почему приставку назвали «приставкой»? (ее приставили) - Что случиться, если мы приставку пере поставим не перед корнем, а после него? ( Смысл слова потеряется). В)Закрепление нового знания. Игра. (слайд 3) .(фронтальная работа,1 ученик у доски) -. Давайте сыграем в игру. Участники: вы, два человечка, два домика – один в начале дороги, другой в конце, а на дороге мостик через речку и большая лужа. -А ещё в игре будут участвовать слово шли и разные приставки: вы-, по-, про-, обо-, пере-, подо-, при-, во-. Ваша задача в игре – описать действия весёлых человечков, образуя от слова шли другие слова с разными приставками -Какое значение имеет слово «вышли» (начало действия), а слово «пришли» (конец действия). -Какая часть придала слову новое значение? (приставка). Какой сделаем вывод? (приставка имеет значение) Г) Индивидуальная работа, работа в группе. (работа по учебнику) – учебник стр. 128, упр. 2. Прочитаем задание. - Каждый из вас спишет только одну группу слов, ту, которая понравится. После этого постарайтесь ответить на вопросы задания. Время работы 3 минуты.( 3 ученика у доски Проверка. -На какие вопросы отвечают слова. Какой частью речи являются? Вывод: какие слова образуют приставки? (приставки образуют множества однокоренных глаголов) 8.Рефлексия: А)Выведение знания на уровень применения и понимания Прием «Тонкие и толстые вопросы» - Ребята, мы славно потрудились. Мы ответили на многие вопросы. Давайте вернемся к нашей табличке с тонкими и толстыми вопросами. Пометим, на какие вопросы мы знаем теперь ответы, а что нам еще предстоит узнать. Отметьте галочкой, что вам уже известно. - Проверим, что вы выбрали. - Мы получили ответы на следующие вопросы:
- Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответ? (да остались) -Давайте их озвучим. - Много ли приставок в русском языке? - Есть ли трудные для написания приставки? - В чем разница между приставкой и суффиксом? Между приставкой и корнем? - Что случится, если приставки исчезнут из русского языка? - Попробуйте ответить на эти вопросы дома. Но на все вопросы сразу будет трудно отвечать. Давайте распределимся. 1 группа: Попробуйте порассуждать на тему «Что случиться, если приставки исчезнут из русского языка?» 2 группа: Могут ли приставки образовывать имена существительные и имена прилагательные? Приведете примеры. 3 группа: Возьмите интервью у родителей на тему «Я знаю приставки в русском языке». Попробуйте записать все приставки, которые назовут ваши родители. 4 группа: Попробуйте определить следующее - «На какую часть слова похожа приставка? Чем?» Заполните табличку сравнения (см. Приложение) 5 группа: уч. стр. 130, упр. 5. Вставьте приставки (подсказка с приставками ниже). Объясните устно их значение. Б) Итог. Прием «Кластер» фронтальная работа (слайд 4) - Ну что ж, подведем итоги нашего урока. Вспомните тему нашего урока. - Попробуем собрать все, что теперь знаем по этой теме в кластер. Вы мне помогаете, я записываю данные на доске. Полистайте тетради, посоветуйтесь друг с другом. (учащиеся вспоминают все, что знают по данной теме)
- Замечательно. Молодцы. Вспомнили все, что мы изучили. Выставление отметок. Спасибо за урок. Приложение1 Части слова Слова состоят из частей. Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так . Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так . Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так . Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так . Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку. Части слова Слова состоят из частей. Главная часть слова называется корень. В нем заключен основной смысл слова. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными или родственными. Корень обозначается так . Суффикс – это часть слова. Она стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы имеют различные значения. Обозначается суффикс так . Окончание часть слова. Оно может меняться. Вместе с окончанием меняется и форма слова. Окончание связывает слова в предложении. Окончание может быть нулевым. Обозначается окончание так . Приставка – это часть слова. Она стоит перед корнем. Приставки служат для образования новых слов. Приставки могут иметь различное значение. Обозначается приставка так . Чтобы разобрать слово по составу, надо найти окончание, потом корень, потом суффикс, потом приставку. Приложение2 Тонкие и толстые вопросы 1группа
2группа
3группа
4группа
5группа
Домашнее задание 4 гр. Задание: На какую часть слова похожа приставка? Чем? Таблица сравнения
(3 гр.) Я знаю приставки в русском языке?(Интервью) (2 гр. ) Могут ли приставки образовывать имена существительные и прилагательные. Приведи примеры. (1гр. ) Что случиться, если приставки исчезнут из русского языка? Группы
|
Конспект урока русского языка Тема: Приставка как часть слова Базовый учебник – Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ С. Н. Пименова | Тема урока Тип урока Части слова. Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Словарный диктант | ||
Урок по теме «Как ты относишься к Земле?» Обратите внимание на два слова из текста, их объединяет одинаковая приставка. О каких словах идет речь? (Объясняю значение приставки.)... | Методическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова» Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Сформировать представление о частях слова: приставка, корень, суффикс, окончание | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Структура и ход урока Вводная часть урока, подготовительная часть урока, основная часть урока, заключительная часть урока | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Морфемика : понятий основа слова и окончание, корень, приставка и суффикс, их значение. Совершенствовать умения вычленять окончание... | Тема: почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова? Цели урока Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт | ||
Пивоваренко Валеста Русский язык, 5 класс Красноярский край, г. Норильск Улица-закоулок (за-приставка, ко-приставка, ул-корень, ок-суффикс, нулевое окончание) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... У жителей этой страны большое горе: поссорились принцесса Приставка и принц Предлог. Каждый из них считал себя самым важным и нужным,... | ||
Части слова. Приставка.(повторение) Почувствуйте, как он согревает вас, ваши руки, ваше тело, вашу душу. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ание русского языка ведется по учебнику авторов Зелениной Л. М. и Хохловой Т. Е. (1- я часть). На момент проведения урока учащиеся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учащиеся знакомятся с понятиями слово часть слова( слог),звук.; учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, делить... | Памятка к уроку Существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, прилагательное, глагол, предлог, части речи, части... | ||
Литература как искусство слова. Теория литературы. Литература как... Иметь представление о литературе как словесном виде искусства, о литературных родах и жанрах | Урока русского языка. Тема урока: «Однокоренные слова и формы одного и того же слова» Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова |