Скачать 51.67 Kb.
|
Методическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова» Трегубова Л.А. учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г. Валуйки Белгородской области Сценарий урока Тема: « Суффикс как часть слова» Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; уделить внимание значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов. Формируемые УУД: Личностные: владеть приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование вопросов. Познавательные: наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Предметные: научатся выделять суффикс как часть слова, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в парах). Оборудование: иллюстрации к словарной работе, слово «суффикс».
Прозвенел звонок Начинается урок Друг на друга посмотрите, Улыбнитесь На свои места Садитесь. -Пожелайте друг другу успехов на уроке. - К какому уроку вы приготовились? 2.Каллиграфическая минутка. - Напишите число, классная работа. Написание каких букв вы повторите? (заглавной и строчной буквы «Ш,ш»). На что нужно обратить внимание при написании этих букв? (на параллельность вертикальных линий) -Что написано ниже? Прочитайте слова: школа, о школе, школьник. школу. Выпишите только однокоренные слова. -Какие слова вы выписали? Почему? 3. Словарная работа: сегодня вы познакомитесь с новыми словарными словами. Найдите рубрику «Пиши правильно». Что вы можете сказать об этих словах? (показываю иллюстрации словарных слов) В слове ученик три слога, третий слог ударный, безударная гласная е во втором слоге. В слове собака три слога, второй ударный слог, безударная гласная о в первом слоге. Что общего в словах? (слова «собака» и «ученик» - имена существительные, отвечают на вопрос кто?) Напишите эти слова и запомните их написание. 1 вариант составит предложение со словом ученик; 2 вариант со словом собака. Запишите составленные предложения. -Какие предложения составили? (Ученик отвечает на уроке. Собака Бобик охраняет дом.) 4. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. -Послушайте загадку: Стоит дом: Кто в него войдёт, Тот ум приобретёт. Школа. -Какие слова помогли отгадать? -Как называют ученика, который посещает школу? Школьник. -Что вы можете сказать об этих словах? ( Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится общее значение). -Выделите известные вам части слова в этих словах. Работа в парах. -Какие возникли трудности? (есть часть -ник, которую никак не обозначили) - Почему вы её не обозначили? Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. 5. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема. -Сегодня вы узнаете, как называется часть слова, которая изменила состав слова и оттенок его значения. -Попробуем сами составить такие пары однокоренных слов, имеющих разные оттенки значения. Прочитайте группы слов на доске. Медведь – медведица – медвежонок. Волк – . . . – волчонок. Тигр - . . . - . . . Орёл – орлица - . . . . . . – зайчиха - . . . . . . – лосиха - . . . -В каждом ряду вы образовали формы одного и того же слова или родственные слова? Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится? (Часть слова –ёнок- находится между корнем и окончанием, с помощью которой образуются новые слова) -Так какую же тайну языка вы сегодня откроете? А) работа по учебнику -Откройте учебники на с.108, найдите рубрику «Тайны языка». Прочитайте. -Как называется часть слова, которая стоит за корнем? -Для чего служит суффикс? (вывешиваю слово «суффикс») -Произнесём слово орфографически, напишите в тетрадь. -Какую орфограмму нужно запомнить? Обозначают суффикс так. -Выделите в словах, обозначающих животное – маму и животное – детёныша суффиксы. -Что вы заметили? -Какой суффикс помог образовать слово, называющее детёнышей? - Какой суффикс помог образовать слово, называющего его маму? -Для чего служит суффикс? 6.Первичное закрепление. Работа по учебнику. Работа в парах. -Прочитайте задание к упражнению 3. -Какое значение имеют эти суффиксы? -Где живут южане, северяне, горожане? -Какое же значение имеют суффиксы – ан, -ян, -анин? (эти суффиксы обозначают место жительства) А) чтение правила с.108 7. Физкультминутка. Вот помощники мои Их как хочешь поверни Раз, два, три, четыре, пять Не сидится им опять Постучали, повернули И работать захотели Поработали немножко Мы дадим им отдохнуть. Постучали, повернули И обратно в путь. 8. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа – создание алгоритма нахождения суффикса. -Сейчас вы поработаете в группах, обсудите порядок нахождения суффикса. Создание алгоритма: -Сначала обозначь в слове окончание, потом – корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом. -Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на с.111. А) Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм. 9. Самостоятельная работа по учебнику упр.4 -Выпишите выделенные слова. Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом. Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс? (суффиксы –ушк,- юшк, -к – имеют уменьшительно – ласкательное значение) -На какой вопрос отвечают эти слова? -Как они называются? 10. Домашнее задание дифференцированного характера. -Рассмотрите в учебнике упр.5 на с.110 и упр.3 на с.112. В этих упражнениях похожее задание. Выберите сами тот уровень сложности, который, как вы считаете, вам по силам и запишите в дневник. 11. Рефлексия деятельности. Итог урока. -Кому понравился урок кивните головой. -Что нового узнали? -О чём расскажите дома? Поблагодарите друг друга за работу на уроке. Урок окончен. |
Название работы: «Разработка урока по русскому языку с применением... Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино | Методическая разработка урока по русскому языку по теме «Наречие как часть речи» Дать представление об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли наречий | ||
Разработка открытого урока русского языка в 3 классе Учитель Миронова Татьяна Владимировна Тема Развивать умение различать суффикс и часть корня, образовывать слова с помощью суффиксов | Методическая разработка урока по русскому языку Класс: 2 класс Тип... Закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями чк,чн,щн,нч, учиться видеть изученную орфограмму | ||
Урока: суффикс цели урока Учащиеся должны знать, что суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффикс имеет... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ание русского языка ведется по учебнику авторов Зелениной Л. М. и Хохловой Т. Е. (1- я часть). На момент проведения урока учащиеся... | ||
Методическая разработка урока русского языка на тему: «однозначные и многозначные слова» | Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме... Познакомить учащихся с определенно-личным предложением- одним из видов односоставных предложений с главным членом- сказуемым | ||
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Тема: «Частица... Средства обучения: учебник, тексты для исследования, памятка «Частица как часть речи», толковый словарь, портрет И. С. Тургенева,... | Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Части речи» Тема урока русского языка «Глагол как часть речи». Тип урока – открытие новых знаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического... | Методическая разработка урока по русскому языку Мбоу сош №2 им. А. М. Мирзагитова с. Кандры муниципального района Туймазинский район рб | ||
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили речи. Научный стиль» Гбоу спо (ссуз)«Чебаркульский профессиональный техникум». Методическая разработка по русскому языку и культуре речи. Тема: «Стили... | ||
Тема урока Тип урока Части слова. Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Словарный диктант | Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) Урок русского языка «Суффикс и его роль в слове» (3 класс) является первым уроком раздела «Части слова. Суффикс», после изучения... |