Скачать 58.22 Kb.
|
Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Цели и задачи:
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний. ...Ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они отвечают... гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий. П.И.Чайковский 1 Оргмомент Звучит мелодия. Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях. Урок имеет подзаголовок «Тема пройдена, но …». Фраза не закончена, она требует продолжения. Что стоит за этим НО, каждый из вас решит по-своему. Этот вывод вы сделаете в конце занятия на основе материала, используемого на уроке, выполняя практические задания и анализируя свои знания, свою работу на уроке. А еще мы будем говорить о музыке, о ее воздействии на человека, о тех, кто оставил незабываемый след в истории музыкального искусства, о тех, кто своим творчеством пытался пробуждать в человеке человеческое. Итак, за работу. 2 Повторение теоретических сведений. Чтобы успешно выполнить практические задания, вспомним теоретический материал о вводных словах и предложениях. С этой целью мы проведем игру «Дерево мудрости». Задание: образовать группы; каждой группе сформулировать вопрос по материалу параграфа, написать этот вопрос на карточке, сложить ее и скрепкой прикрепить к «дереву». На работу отводится 1 минута. Итак, перед нами «дерево мудрости». Теперь представитель каждой группы должен вкусить плод с «дерева мудрости»: снять карточку другой группы и дать ответ на вопрос. Остальные следят за ответом, высказывают свои замечания, делают поправки. Учитель: Мы повторили практический материал, данный в учебнике. В общем-то, правила несложные. Значит, вы все знаете по данной теме и вам больше нечего изучать? Давайте проверим. 3 Практическая часть Задание 1. Работа по карточкам в группах с дифференцированным заданием. Анализируя предложение, члены каждой группы распределяют между собой обязанности:
Предложения для анализа. 1 группе: Пожалуй ни одно другое искусство так настойчиво не вторгается в жизнь человека, как музыка. (степень уверенности) 2 группе: Неустанный труд, увлеченные занятия, большие мысли и глубокие чувства – одним словом все, чем живет человек, нашло отражение в музыке. (замечания о способах оформления речи) 3 группе: По мнению Чайковского для композитора необходима боль познания чужих бед. (источник сообщений) 4 группе: Музыка без сомнения делает человека добрее, благороднее, красивее. (степень уверенности) 5 группе: К сожалению есть люди, которых хорошая музыка никак и ничем не увлекает и не волнует. (чувство) Учитель: Легко ли было найти вводные слова в данных предложениях по интонации? Вывод 1: На письме, когда знаки препинания не поставлены, затрудняется нахождение вводных слов по интонации. Учитель: Что же тогда нужно, чтобы найти в предложении вводные слова? Попробуем ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание. Задание 2. Записать предложение: Музыка, согласитесь, входит в нашу жизнь с детских лет. Найти вводное слово, определить, к какой группе по значению относится. (Проблема: такой группы в учебнике нет). Какое отношение выражает говорящий? (призыв к собеседнику) Учитель: Какой вывод можно сформулировать по итогам выполнения этого задания? Вывод 2: Не все группы вводных слов по значению перечислены в учебнике. Задание 3. Устный пунктуационный разбор. Сравнить предложения, ответить на вопрос: почему в одном предложении это слово выделено запятыми, а в другом нет? а) Без музыки я не мыслю творческой жизни, без нее не может быть фантазии и окрыленности. б) Быть может, я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку. (С. Т. Коненков, скульптор ) – Какой вывод напрашивается в результате этого анализа? – Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения? Вывод 3: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения. Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения. Задание 4. Цифровой диктант, который позволит каждому проверить свое умение различать вводные слова и омонимичные им члены предложения. На слайде презентации выведены предложения, учащиеся должны указать номера предложений с вводными словами.
(Ключ: 2,5) именно 25 апреля – день рождения Петра Ильича Чайковского Задание 5. Где же человек может употреблять вводные слова? (в речи, в письме, в докладе) Работа с текстом на неоправданное употребление вводных слов. Конечно, 50 лет назад в нашем городе открылась детская музыкальная школа. Тогда в ней было, по-моему, всего 35 учащихся и три педагога, а сейчас, бесспорно, больше. Коллектив мечтал, наверное, о новых инструментах и о том, чтобы музыка, во-первых, по выражению, стала народной потребностью. Понемногу, может быть, эти мечты стали сбываться, и доказательство тому - включение группы учащихся детской музыкальной школы в состав, к счастью, областного симфонического оркестра “Созвездие Байкала”, который занял почетное место, естественно, в Австрии. Вывод 4. Вводные слова необходимо употреблять там, где это необходимо. Избегать вводных слов-сорняков. Петр Ильич Чайковский Проходит время, но Чайковский и его музыка не забываются а наоборот все больше людей узнают и любят этого композитора. В чем же тут дело? Я думаю прежде всего в том, что Чайковский, создавая музыку, думал о тех, кто должен ее услышать. Чайковский написал во-первых девять опер во-вторых семь симфоний в-третьих три балета наконец сонаты романсы концерты всего конечно не перечислишь. И всегда он умел найти и рассказать правду. Правда безусловно заключается в том, что человек должен быть сильным и справедливым гордым и счастливым верным в дружбе. Великого русского композитора П. И. Чайковского в наши дни это особенно ярко видно знают и любят во всем мире. И мы можем гордиться, что в его музыке бьется сердце России. Задание: вставить в тексте орфограммы и знаки препинания и , подчеркнуть вводные слова и предложения. Вывод 4. Необходимо знать правописание вводных слов. 4 Итог урока Вернемся к подзаголовку нашего урока «Тема пройдена, но…» - Итак, как бы вы закончили эту фразу? (Ответы учащихся) Обобщение учителя о необходимости обращения к дополнительной литературе с целью расширения и углубления знаний. Домашнее задание: написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Музыка в моей жизни» с использованием вводных слов и предложений. |